Через месяц после создания Миссии СВ на Донбассе в ее составе было решено сформировать боевую группу. Помню, как начальник Миссии Вольга, ставший командиром создаваемого подразделения, требовал от нас хорошенько подумать, прежде чем становиться бойцами. Время тогда было тревожное, линия фронта с каждым днем все ближе подходила к Донецку, и в полный рост вставал вопрос о боях в самом городе.
«Решение должно быть ответственным, – внушал нам Вольга. – Если есть какие-то сомнения, лучше сейчас это осознать и заниматься другой работой. Предупреждаю, потом никаких разговоров вроде: «Уйдем из этого здания, здесь стреляют», я не приму. Потому взвесьте все «за» и «против» сейчас, чтобы потом не подвести весь коллектив».
Эти слова произвели тогда сильное впечатление, и мы действительно задумались. После дня размышлений в отряд записались 9 человек, то есть фактически половина численного состава Миссии. Сразу начались изнурительные тренировки, целью которых являлось сделать из фактически отдельных гражданских людей спаянное воинское подразделение, способное решать боевые задачи. В ходе занятий, сгоняя семь потов, мы до автоматизма отрабатывали навыки обращения с оружием и группового взаимодействия.
Приблизительно через две недели после формирования отряда мы переместились из Донецка в Ясиноватую. Основной нашей деятельностью в то время была дальнейшая боевая учеба. Поскольку поселок был тогда прифронтовым, то временами мы попадали под минометный огонь противника. Надо признать, это было очень полезно, ведь эти первые обстрелы, не приведя к потерям, дали прочувствовать, что реально ощущает человек, слыша свист мин не в телевизоре, а над головой.
Самым запомнившимся занятием была психологическая подготовка. Нас закапывали на сантиметров 20 в землю, оставляя снаружи только трубку для дыхания. Глубина, естественно, небольшая, и человек, подвергаемый этой процедуре, конечно же, уверен, что он не задохнется и в случае необходимости его быстро извлекут на поверхность. Но ощущение полной беспомощности, вызванной невозможностью пошевелиться, вызывает, мягко говоря, сильный психологический дискомфорт. Эта методика, по словам командира, была призвана погрузить нас в то состояние, которое человек испытывает, попадая в бой. Забегая вперед, скажу, что в дальнейшем, во время наступления на Пантелеймоновку, мы ночевали в лесу и проснулись от свиста мин и взрывов. Чувства, испытанные тогда, были действительно очень похожи на те «подземные», потому занятие было безусловно полезным и нужным.
Кроме учебных задач, в Ясиноватой мы выполняли также учебно-боевые. В частности, организовали наблюдательный пункт на железнодорожной станции, неподалеку от нашего расположения. С учебной точки зрения это также было очень полезно, ведь кроме непосредственно наблюдения, мы продумывали, каким образом будем оборонять выбранное под наблюдательный пункт здание в случае соприкосновения с противником.
Далее мы в качестве подразделения прикрытия механизированной группы участвовали в наступлении батальона «Восток» на Пантелеймоновку. В огневой контакт с противником нам вступить тогда так и не довелось, хотя во время движения мы не раз попадали под огонь вражеских минометов. Надо сказать, что наши действия не были идеальными, но, безусловно, тренировки по тактике прошли не зря. Отряд действовал слаженно, хотя, конечно, не без отдельных огрехов. В дальнейшем мы проводили работу над ошибками, анализировали недостатки с целью их устранения.
Заняв Пантелеймоновку, мы вместе с танками разместились на территории одного из местных предприятий. Теперь в нашу задачу входила охрана боевых машин от диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) противника, а в случае его масштабного наступления – оборона поселка совместно с другими подразделениями «Востока». Для этого мы продумали систему обороны и подготовили позиции на опасных направлениях. При этом, параллельно с караульной службой, непрерывно продолжалась боевая учеба. Подразделение было разделено на 2 отделения, которые, меняя друг друга, проводили одну неделю в Пантелеймоновке, а другую – на базе в Ясиноватой. В последней к тому времени был оборудован полигон, где и проводились практически ежедневные занятия по огневой и тактической подготовке. В обучение личного состава в это время интенсивно внедрялась теоретическая подготовка, в частности, мы скрупулезно изучали Учебник сержанта мотострелковых войск. Проходили также занятия по оказанию первой медицинской помощи раненым на поле боя.
Отряд непрерывно пополнялся новыми бойцами, численно рос. Это ставило перед сутевцами – членами миссии, являвшимися его костяком, – задачу не только не потерять качество подразделения в угоду численности, а постоянно наращивать его. Нельзя сказать, что все получалось и получается идеально, но, думаю, ребята с ней справились.
Подытоживая, можно сказать, что отряд СВ состоялся. За прошедший год он прошел проверку прочности в боях и непростых бытовых условиях и это дает основание утверждать: враг будет разбит, победа будет за нами!
P.S.
Отряду требуется помощь, если вы сможете её оказать, вы спасете бойцам отряда здоровье и жизнь.