В войне есть всего два вида боя — оборона и наступление. Все остальные виды являются лишь производными от этих двух. Причем даже военным известно, что добиться победы только обороной невозможно, для победы необходимо обязательно перейти в наступление. Если бы «великий» Виктор Суворов (он же Владимир Резун) не рассказал о глухой обороне, в которую якобы должен был уйти СССР перед и во время вероломного нападения нацистской Германии, можно было бы даже подумать, что этот предатель даже писал о желании выигрыша Союза и проигрыша нацистской Германии. А по факту даже лейтенанту понятно — врет, как сивый мерин. Ибо обороной мы можем заниматься только там и тогда, где не можем перейти в наступление, чтобы разгромить противника и овладеть важными районами, важными с самых разных точек зрения: экономической, тактической, политической и т.д. Таким образом, когда мы обороняемся, мы обязательно должны готовиться к наступлению. Ибо только с его помощью можно добиться выполнения задач по приведению врага в состояние полной и безоговорочной капитуляции.
Для того, чтобы войска могли эффективно вести наступление или держать оборону, в них обязательно должна на высоком уровне поддерживаться боевая готовность. Что же это такое? Это способность подразделения, части организованно и в установленные сроки вступить в бой и выполнить поставленные командованием задачи. При этом необходимо, чтобы войска имели достаточный уровень выучки как лично у каждого бойца и командира, так и, что важнее, опыт взаимодействия подразделений между собой, особенно если взаимодействуют различные рода войск.
Не менее важно, чтобы основной инструмент ведения боевых действий — вооружения и военная техника (ВВТ) — были исправны, обслужены, смазаны, вытерты и заправлены по крышки баков, имели необходимый боезапас. Ведь если на АК истратить все патроны, то он остается еще более-менее сносным копьем (со штык-ножом), а вот танк, БТР или самоходка без горючего и боекомплекта лишь очень дорогая груда железа. Несмотря на всю подготовленность экипажа, даже если их по три на машину, без горючего она не поедет, а без снарядов ее применимость на поле боя стремится к нулю.
Еще одним важным элементом боевой готовности является четкое несение повседневной службы, дисциплина и бдительность бойцов и командиров. Иначе самая обученная часть просто не соберется в нужные сроки, ее парки и склады будут уничтожены ударами артиллерии или авиации, диверсионных групп. Прибывшие на пепелище солдаты и офицеры в лучшем случае смогут выполнить задачи комендантской службы или же влиться в другие подразделения, которые не допустили таких ошибок.
Дело в том, что организация высокой боевой готовности держится на опыте и знаниях многих и многих офицеров и генералов, выраженных сухим языком документов военного планирования и боевой подготовки. Без них, без организации, без ВВТ, без тылового и технического обеспечения самые обученные подразделения — это клубы по интересам, толпа слабоуправляемых людей. И, конечно, основная задача противника состоит в том, чтобы нарушить организованное сопротивление наших войск, превратить их в толпы растерянных людей, не знающих, куда идти и что делать. Кстати, основная функция заградотрядов времен Великой Отечественной и была в том, чтобы подобные толпы собрать и направить на фильтрацию, где из них выбирались предатели, шпионы, дезертиры, а честные граждане направлялись для прохождения дальнейшей службы в воинские части. За время войны свыше 96% военнослужащих, попавших на фильтрацию, прошли ее благополучно и продолжили военную службу.
Когда в соединении или объединении все части и подразделения находятся в высокой степени боевой готовности, можно говорить о том, что соединение или объединение боеготово. Оно встретит врага во всеоружии, отразит или остановит его наступление, вероятно, перейдет в наступление само, решительно добиваясь выполнения своих целей и сбивая противнику возможность добиться своих, что является перехватом инициативы и возможностью для нас диктовать свою волю врагу, нанося ему удары там, где он слаб, и обходя там, где силен. Решение командира разгромить противника должно быть твердо и без колебаний доведено до конца. Причем для нижестоящих бойцов решение командира обычно неизвестно, т.к. является секретным. А кроме того, этому решению активно противятся командиры вражеской стороны. Поэтому даже самые разработанные и красивые планы претерпевают изменения, а то и полностью проваливаются. Из-за неизбежных издержек в реализации задумки командиров и появляется очередная повесть т.н. «окопной правды» про людские волны на пулеметы или минные поля, про брошенные роты и батальоны и т.д.
При этом я не отрицаю, конечно же, возможность предательства со стороны комсостава, но воевать все же сложно. Нигде, ни в какой отрасли человеческой деятельности, тебе не противостоит умный и жестокий враг, который хочет тебя физически убить с применением всего доступного арсенала вплоть до ядерного оружия. Бескомпромиссность противостояния не имеет аналогов, именно поэтому военное искусство, как мне кажется, будет самым сложным и самым требовательным видом человеческой культуры.
В современной войне, в современном бою очень важно знать сильные и слабые стороны своего и чужого вооружения, уметь комбинировать сильные с целью компенсации слабых, согласованно применять все виды и рода войск для максимально полного поражения противника. В той войне, которая называется «перемирием на Донбассе», часто бывает так, что с позиций противника выезжают в чисто поле танки и работают на дальности 1,5-2 км. Танковый снаряд, прилетающий за две-три секунды 6-10 раз в минуту — это очень, очень неприятно для войск в сооружениях выше уровня земли или на обращенных к противнику скатах высот. А вот если в борт этому танку с фланговых блиндажей пехотинцы отправят пару противотанковых управляемых ракет (ПТУР), то смертельно неприятно станет экипажу. Если же нет ПТУРа, то по целеуказанию от ориентиров сможет сработать минометная батарея, которая сильно усложнит танкистам жизнь, да еще и причешет прикрывающую танк пехоту. Эта же батарея поможет отразить вылазку диверсантов противника, а окопанная невдалеке БМП огнем 73- или 30-мм пушки и спаренного пулемета завершит недолгий поход ДРГ.
Но всем этим подразделениям необходимо иметь связь между собой, знать обстановку, обучать бойцов индивидуальным навыкам и взаимодействию в двойках, тройках, отделениях, взводах, ротах и батальонах. Этих бойцов регулярно надо кормить, поить, обогревать, одевать-обувать по сезону, снабжать амуницией и боеприпасами, топливом, смазочными маслами и... список огромен. Без выстроенного тыла, которым занимаются опытные снабженцы, эта задача очень сложна.
Подведем промежуточный итог. Если мы хотим достичь победы, то без наступления она невозможна. Если мы хотим достичь победы в наступлении, то оно должно быть подготовлено, обеспечено и грамотно спланировано с учетом местности, погоды, наших и вражеских сил и средств, воинского духа, дисциплины и пр. Только в этом случае можно рассчитывать на успех. Упор на чистую импровизацию — путь к неминуемому поражению, не сейчас, так через некоторое время.
P.S.