26 апреля 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча активистов движения «Суть времени» с известным кандидатом филологических наук, доцентом исторического факультета СПбГУ, диаконом Владимиром Владимировичем Василиком.
Выступление о. Владимира и последующее его обсуждение было посвящено взаимоотношению церкви и государства, церкви и политики.
Исходя их сегодняшней исторической ситуации, мы видим необходимость в обсуждении подобных вопросов. Ответы, на которые, послужат пониманию нашей общей истории, выведению общих оценок ее побед и трагедий.
Христианство и власть
По мнению Владимира Василика, христианин, как и любой другой гражданин, обязан служить государству и обществу. В этом смысле стоит вспомнить слова святителя Филарета Московского: «Гражданин не надежный для царствия земного, не надежен и для Царствия Небесного».
Православие и социализм
С точки зрения Владимира Василика, у православия и коммунизма есть много общего, но есть и фундаментальные различия.
Если говорить о коммунизме как об общности имущества, то такой первоначальный религиозный коммунизм мы видим в деяниях Святых Апостолов. Пример тому слова из Деян. 2:44-47: "Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого". Этот призыв к единству во всем и ко всему общему остается в библейской и святоотеческой христианской традиции. Так Иоанна Златоуст говорит, что «недостаточно презирать богатства, нужно напитать нищих». Здесь мирскому пафосу стяжания и накопления, хранение вещественных благ противостоит евангельская заповедь «раздай нищим». Перед лицом нищеты и голода всякое богатство неправедно и мертво как свидетельство Апостольской Церкви о нелюбви. Христианство эту неправду однозначно обозначает как угнетение человека человеком.
Советский Союз как данность от Бога
В начале ХХ века Царская Россия ушла с исторической сцены. На момент революционных событий в Церкви были и монархисты, и те, кто желали перемен, и те, кто были готовы к диалогу с коммунистическим правительством. В частности, такая фигура как митрополит Петроградский Вениамин, которого всенародно избрали в 1917 г. В 1922 г. его расстреляли за мнимое сопротивление кампании по конфискации церковных ценностей. Хотя сам он был склонен отдать все, но на условиях соблюдения всех канонических и этических норм. И власть Советов на это пошла, но, вдруг, вмешивается некая третья сила, которая говорит, не надо нам никаких условий, все заберем сами. Такая сила была, и эта сила работала на уничтожение всего русского, и всего того, что составляет душу и призвание русского человека. Это были те силы, которые были готовы сбросить Пушкина с корабля современности, уничтожить все следы Царской России, а саму ее бросить в топку мировой революции.
Многие из церковных иерархов поддерживали белое движение. Однако, Патриарх Тихон и высшая церковная власть никогда официально белого движения не благословляла. Старались все-таки держаться позиции нейтралитета, хотя это было в тех обстоятельствах весьма затруднительно. На стороне красных воевали тысячи верующих людей, заинтересованных в народной русской власти.
Несмотря на неоднозначное отношение многих православных людей на советскую эпоху, Владимир Василик с достаточной ясностью определяет свою позицию: «я как православный человек не могу принять Советский Союз как проклятое время и проклятое пространство. Для меня это хула на Бога, на Божий промысел. Я в свое время не был ни пионером, ни комсомольцем, и, тем не менее, я советский период считаю одной из наиболее славных страниц нашей истории. Славной и в тоже время трагической, для многих мученической. Это эпоха, которая знала и свои взлеты, и свои падения. Это история, которую нам дал Бог. Вспомните историю Римской империи в эпоху гонений, ранние христиане считали это время благодарной данностью. К тому же советский период – это не только репрессии, не только уничтожение церквей, это еще и великий народный труд, народный подвиг, и Великая Отечественная война. Россия в обличии Советского Союза спасла мир от нацизма, «и нашей кровью искупила Европы вольность, честь и мир».
Антисоветизм а-ля Пивоваров, а-ля Сахаров, а-ля Солженицын не приемлем, потому что он, в конечном счете, приведет к фашизму. И не случайно А.Солженицын под конец жизни занялся восхвалением предателя Власова.
Не смотря на все мерзости, мы не пережили всего того, что пережил Запад в 20 веке, в 1968 году. Я считаю, что 1968 год по своим последствиям гораздо страшнее 1939-1945 гг. Это была такая война, которая убила миллиарды людей, и, Слава Богу, за социалистическим железным занавесом мы хотя бы отчасти от этого сохранились».
Отношение к идее христианского социализма
Ч то касается идей так называемого «христианского социализма», то Владимир Василик адресовал всех к статьям своего коллеги Николая Сомина. Со многим из того, что он пишет, о. Владимир согласен. А именно, неприятия стяжательства, призыв к братству и к единству, а значит и к братскому и справедливому распределению материальных благ.
Идеи социального равенства, свободы для коммунизма являются первичными. Для христианства эти вещи вторичны и производные, соответствуют их духовному настрою. Разница в иерархии мест: свобода, равенство, братство. А для христианства вначале братство, а потом уже все остальное. Как говорил апостол Павел: к свободе, братия, призываем, только пусть свобода ваша не будет свободой для самоугождения. Но любовью служите друг другу».
Не смотря на наличие в России множество иных конфессий, «христианский социализм» не будет оказаться достаточно шаткой конструкцией. Иные конфессии на территории России прекрасно понимают, что они могут спокойно существовать и развиваться только в лоне православной оболочки, имея под боком здоровое, развивающееся христианство. Все понимают, что русский ислам будет тут же поглощен ваххабитами, как только ослабнет православный щит над Россией.
То, что касается ислама, то там те же христианские ценности. Если мы возьмем тот же самый мусульманский социализм, то, что было в Сирии при БААС. Контуры такого социализма достаточно близки к «христианскому социализму». Можно найти с ними общую почву на религиозной монотеистической основе, на нравственных ценностях авраамических религий. Речь идет о чисто социальном устройстве, о тех идеях, которые лежат в основе социального устройства мусульман. Это как раз и подразумевает «цветущую сложность», которая была в Российской империи, и ощущалась в Советском Союзе. Понятно также, что сейчас эту «цветущую сложность» псевдокультура постмодерна и культура глобализма стремится истребить.
Всем известную формулу «Православие, самодержавие, народность» можно перефразировать как «православие, православный социализм с сильным, с достаточно авторитарным руководителям во главе, и народность, то есть все многообразие, вся красота русской культуры в ее классическом, аристократическом варианте. Это то, что мы можем предложить не только России, но и всему миру. Исконно русский проект - это любовь, взаимопомощь, коллективизм, любовь к отчищенной красоте. Красота, которая позволяет содержать мир в душе.
Очевидно также, что в данной конструкции капитализм не конструктивен, и речь здесь идет о возрождении социализма на совершенно определенных религиозных началах. Естественно, это можно сделать мягким способом, вырастив национальную элиту, любящую свою страну и свой народ.
В заключение встречи мы пришли к тому, что у нас есть общая ценностная база, которая призвана укреплять здоровые начала в человеке. Помимо этого необходимо найти и онтологические основы, в конечном счете, сверх-бытийственные основы.
Более подробно здесь: http://svet-galoyan.livejournal.com/227012.html