виртуальный клуб Суть времени

Ликбез в Кургане. Изучаем сборник «Вехи».

Аватар пользователя Евгений Найман

 
21 мая 2017 в Кургане состоялось очередное собрание клуба «Ликбез». Присутствовало 7 человек, из них четверо - сутевцы.
 
Наш клуб открыт для людей с любыми политическими взглядами и для тех, кто не имеет политических предпочтений. В центре наших обсуждений стоит изучаемый текст. Мы берём к рассмотрению философские и социально-гуманитарные работы общепризнанных авторов.
 
Этот сборник был написан представителями высокой либеральной интеллигенции (в числе авторов, например, Николай Бердяев и Сергий Булгаков). Альманах готовился на волне упаднических настроений после Революции 1905-07 года: одни испугались революции, а другие разочаровались из-за её поражения. Вехи можно одновременно считать и политическим манифестом и философским трудом. Большевики критиковали сборник, В. И. Ленин обозвал его "«энциклопедией либерального ренегатства". Вкупе с другими сборниками: «Проблемы идеализма» (1902), «Из глубины» (1918) "Вехи" образуют целое направление в российской общественно-политической мысли. Эхо сборника отозвалось и в русской эмиграции - в сборнике "Смена вех". Так что же это за книга такая "Вехи", наделавшая столько шума? И как либеральные интеллектуалы своего времени видели российскую интеллигенцию? На эти вопросы мы постарались ответить на нашем занятии.


 
Всего мы рассмотрели три статьи из сборника. Дадим краткий обзор пройденного материала.
 
Олеся Петрова изложила основные положения статьи Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда». Николай Бердяев сетует на то, что русская интеллигенция воспринимает любую философскую теорию как идеологию полезную или вредную для освобождения народа. Со своей стороны он предложил выстроить свою, русскую философию на стыке веры и знания. В качестве отправной точки рекомендовал религиозного философа Владимира Соловьёва. Мы отметили, что с одной стороны такой подход к философии отчасти привёл российскую общественную мысль в позднесоветский догматизм. Но с другой стороны, здесь выражается русская идея целостности, неделание рассматривать философские теории лишь как средство познание, неизбежное подвёрстывание к ним этики. По большому счёту Бердяев в качестве выхода предложил нечто сходное, только на свой манер.
 
Сергей Деньга поведал собравшимся о статье А. С. Изгоева. «Об интеллигентной молодежи». Изгоев считал, что молодёжь в начале XX века в большинстве была развращена, плохо училась, и значительная часть её была вынуждена спасаться в прогрессивных идеях. Однако, по мысли Изгоева, не получив настоящего образования, интеллигентская молодёжь замыкается в кругу своих политизированных текстов и мыслей, в итоге же всё равно молодые бунтари к 35 годам начинают «жить. Как все», но время учёбы оказывается во многом упущенным. Тут стоит отметить, что если бы подобные настроения охватывали всю молодёжь без исключения, то ни о какой революции 1917 года говорить и не приходилось бы. В. И. Ленин в работе «Что делать?» так и предлагал – преодолеть этап кружковства и выстроить партию.


 
Евгений Найман сделал доклад по статье П. Б. Струве. «Интеллигенция и революция». Бывший марксист, а после видный кадет и антисоветский белоэмигрант в 1909 году критиковал интеллигенцию за её безрелигиозность. В частности – за отрицание внутренней интенции человека, который мнился социалистами как игрушка в руках внешних условий. В конечном итоге такой подход действительно дорого обошёлся левым. Устроители перестройка сыграли в частности на том, что человек не захотел укладываться в квадратные рамки советского общества, человек не хотел быть «фортепьянной клавишей». Наверное, в начале XX века такие вопросы не были столь актуальными, но в конце прошлого столетия мы со всей очевидностью увидели, что в заочном споре Н. Г. Чернышевского и Ф. М. Достоевского победил последний. Ну а как иначе? Рабочий класс вопреки своим интересам принимал активное участие в ликвидации советского жизненного уклад. И поставленный П. Б. Струве вопрос о необходимости культурной работы, пробуждении в человеке собственного устремления к культуре, свободе, образованию в общем-то был поставлен Марксом ещё в 1844 году. Но именно сегодня он становится ключевым вопросом человечества.
 
Несмотря на неизбежную политизированность сборника, авторы поднимают целый ряд интересных философских вопросов. Мы попытались некоторые из них очертить в нашем отчёте.
Сейчас мы планируем приняться в рамках ликбеза в каком-то смысле существенно более отдалённых от злободневных политических вопросов. При этом, мы ведём работу над отдельным политическим клубом, где найдётся место изучению сугубо политических проблем и текстов. Приглашаем всех, кому интересно любое из двух направлений (одно – самообразование, другое – политика) на наши клубы.
 
Наш адрес: г. Курган, ул. Пичугина 11, этаж 1, офис 39
 
Контактные телефоны:
Евгений Найман - 8-922-562-85-90
Илья Петров - 8-922-572-24-64
ВложениеРазмер
абв (16).jpg23.09 КБ
абв (23).jpg24.41 КБ
1tMeovoJsNA.jpg44.15 КБ