виртуальный клуб Суть времени

Памяти Владимира Сергеевича Бушина

25 декабря от нас ушел Владимир Сергеевич Бушин. Владимир Сергеевич был фронтовиком, участником Великой Отечественной войны и войны с Японией, награжден 5 медалями и Орденом «Отечественной войны II степени», член ВКП(б), советский и российский писатель, поэт и публицист, фельетонист, журналист, литературный критик, общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Уже этот список регалий многое говорит о человеке. Мы знали Владимира Сергеевича – кто ближе, кто дальше, кто просто как читатели – как страстного, честного человека, борца за свое дело.

Он родился 24 января 1924 года. Мать —  медсестра, отец — офицер царской армии, перешедший на сторону красных, позже врач-хирург, член ВКП(б), яростный строитель нового мира. В 1985 году Владимир Сергеевич написал о своем отце:
 
Он умер от чахотки в сорок.
Его в Крыму бы полечить,
Но нелегко сюда в ту пору
Путёвку было получить.
Да, впрочем, и не в этом дело,
А в складе том умов, сердец,
При коем дух превыше тела.
Таким и был он, мой отец.
То партячейка, то субботник, —
И всюду первым, не вторым —
То мореплаватель, то плотник…
И где там Крым! Какой там Крым!
А я, продукт эпохи новой,
Дитя литфондовских щедрот,
Благополучный и здоровый
В Крыму почти что каждый год.

Каким надо быть честным и чистым человеком, чтобы находясь, по сути, на вершине писательской карьеры в относительно благополучном тогда СССР, сравнивая себя со своим отцом, так оценивать две биографии, две эпохи?

Школу Владимир Сергеевич окончил в 1941 году – то самое поколение, которое из-за парты на фронт. На войне с 1942 года, заканчивает ее в Кёнигсберге. Затем война с Японией. Демобилизован 1946 году. На фронте Владимир Бушин ступает в ВКП(б). Идеалы этой партии он не предаст до конца жизни.

После демобилизации он идет учиться в Литературный институт имени А.М. Горького, который оканчивает 1951 году.

Далее была жизнь. И, казалось бы, можно почивать на лаврах, но это был настоящий Советский человек. Он не мог жить и спокойно наблюдать, как менялась страна.

Хочется упомянуть эпизод, которым его враги попрекают его до сих пор. В журнал «Дружба народов», где он был одним из редакторов, поступил прозаический текст Булата Окуджавы. Этот текст был опубликован. После публикации Владимир Сергеевич обнаружил в тексте как лингвистические, так и исторические ошибки. И что делает Бушин?

Понимая, что он один  редакторов и как бы отвечает за текст, он выпускает критическую рецензию, дабы заявить свое несогласие с Окуджавой. Делает он это, хорошо понимая, что Окуджава — звезда, что советская бюрократическая система не может не отреагировать, и что с большой вероятностью его возможности как писателя и публициста резко уменьшатся. Но он идет в бой, жертвует своими возможностями ради правды. И происходит это в застойном 1979 году. Его, действительно, перестают печатать, за исключением переиздания книги о Марксе и Энгельсе «Эоловы арфы».

Трибуну Бушин получает только в перестройку, в 1987 году. Человек, почувствовавший на себе давление подзнесоветской системы, не отказывается от своих взглядов и не начинает ругать ее в условиях, когда основной тренд — это охаивание советского государства. Когда многие, в том числе и Окуджава отрекаются от своего советского творчества, прежних взглядов, многие жгут партбилеты. Но он стоит на своем. Владимир Сергеевич защищает Сталина, называет Солженицына «гением первого плевка» и громит всю перестроечную гнилую «элиту» от Яковлева и Горбачева до Евтушенко и Михалкова.

В 1990 Владимир Сергеевич подписывает «Письмо 74-х» в защиту шельмуемого перестроечной прессой русского народа. За что его и других подписантов клеймят «нацистами», «фашистами» и «великодержавными шовинистами». Приведу небольшую цитату из этого письма:

«Под знамёнами объявленной «демократизации», строительства «правового государства», под лозунгами борьбы с «фашизмом и расизмом» в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище — многомиллионные по тиражам центральные периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны <…> Русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду. <…> Русский человек сплошь и рядом нарекается «великодержавным шовинистом», угрожающим другим нациям и народам. Для этого лживо, глумливо переписывается история России, так, что защита Отечества, святая героика русского патриотического чувства трактуется как «генетическая» агрессивность, самодовлеющий милитаризм. <…> «Прогрессивная» пресса, в том числе и органы ЦК КПСС, насаждает кощунственное понятие «русского фашизма»…»

Написано очень точно. Но в далеком 1990-м году многие из читателей не понимали, что происходило. А происходило именно это: государственные СМИ разносили в пух и прах все идейные опоры советского государства, от стахановского движения до поднятия целины, «не забывали» и Отечественную войну. И во всем винили русский народ. Это была генеральная линия — «русские, пораженные коммунизмом, есть зло». Это в итоге и сломало Союз. Республики, которым объяснили, что их поработил русский коммунист, начали отделяться от этого самого русского коммуниста.

А Владимир Сергеевич не сдается, он борется за правду. Его статьи в газете «День», а потом «Завтра» – каждый раз с трепетом открывают читатели. Потому что в них – Правда.

Бушин не был принят элитой новой России, он ей был органически чужд, а она чужда ему. Но он писал и говорил, громил и разоблачал ложь, везде, где мог. Одним из последних его крупных публичных боев было выступление на передаче «Суд времени», посвященной Советскому человеку.

Владимир Сергеевич впоследствии говорил, что он недоволен своим выступлением, что якобы стушевался. Но присутствовавшие в студии характеризовали это иначе. Начнем с того, что соведущий Кургиняна Леонид Млечин отказался задавать ему вопросы, мотивировав тем, что «свидетель Бушин известен своими отвратительными высказываниями в отношении очень уважаемых людей, начиная с поэта-фронтовика Булата Окуджавы. Я не опущусь до разговора с ним, у меня вопросов к свидетелю Бушину нет и быть не может».

Это полностью противоречило правилам передачи, и уже сам факт такой реакции «элитария» Млечина говорит о многом. Это был скандал, и скандал неслабый.

Необходимо пояснить, что перед Бушиным выступала сторона оппонентов Кургиняна, назвавшая советского человека «антропологической катастрофой». На что получила серьезный отпор от Владимира Сергеевича, который завершился страстным обличительным монологом, который, конечно, не имел шансов быть показанным.

Такова была жизнь советского человека Владимира Бушина. Человека, воевавшего за правду как в СССР, так и в современной России. И мы, его современники, можем оценить рыцарский дух этого человека. Мы можем гордиться тем, что жили в одно время с ним, и можем сказать ему, что его скромная, скептичная оценка себя в стихах об отце – была неверна. Он был достоин отца в высшей степени и боролся до конца. Вечная память и слава.

ВложениеРазмер
1165228_900.jpg33.45 КБ