Ссылка на ролик на Vimeo.
Ссылка на аудиофайл.
Программа «Век разума и просвещения» прозвучала в костромской глубинке – концертном зале поселка Александровское – 29 сентября 2019 года. На этой современной концертной площадке, созданной силами движения «Суть времени», с мая 2018 года регулярно выступают высокопрофессиональные исполнители. Помимо концертов для взрослых, проводятся концерты, адресованные детям.
Программа «Век разума просвещения», в которую вошли шедевры русской и западноевропейской музыки XVIII века, была неслучайно выбрана организаторами для открытия второго концертного сезона (2019 – 2020 гг.). Ее представили сразу два коллектива, уже выступавшие на александровской сцене и полюбившиеся слушателям: Академический камерный хор и Камерный оркестр Государственной филармонии Костромской области. Руководит коллективами заслуженный артист Костромской области Алексей Мельков.
В первой части концерта прозвучала русская музыка. До петровских реформ в России на очень высоком уровне находилась исключительно церковная – православная – музыка. С нее и начался концерт. В исполнении Академического камерного хора прозвучал Двухорный партесный концерт «Всемирную славу» композитора Василия Титова и «Единородный Сыне» Николая Дилецкого.
Далее слушателей познакомили с произведениями, появившимися на свет благодаря реформам Петра I. Именно он дал толчок к появлению в России светской музыки. Поначалу это была музыка, призванная прославить великие достижения страны. Так появился новый музыкальный жанр – кант. Петр I постановил писать канты главным образом по случаю военных побед России на море и на суше. В концерте прозвучали два канта XVIII столетия – «Радуйся, Росско земле!» и «Буря море раздымает».
Еще одним нововведением Петра стало появление у военных формирований своих собственных музыкальных символов – гимнов, песен. Одним из первых полков, у которого появилась своя музыкальная символика, стал Преображенский полк. Академический камерный хор исполнил Марш лейб-гвардии Преображенского полка.
Взойдя на престол, Екатерина Великая начала устанавливать свои приоритеты. Она поддерживала певческое дело, понимая, что это национальное достояние России. В то же время она стремилась развить здесь те музыкальные направления, которые к тому времени уже получили достаточно широкое распространение в Европе. В России начинают создаваться камерные оркестры. Руководить ими поначалу приглашали, как правило, иностранцев. Многие зарубежные музыканты, приехавшие в Россию в качестве придворных капельмейстеров, с большим интересом изучали русскую музыку, русскую интонационную природу и даже пытались сами сочинять в духе русских традиций, например, те же религиозные православные песнопения. Другие же сочиняли музыку исключительно инструментальную.
Собственно, вторая – «западноевропейская» – часть концерта и началась со знакомства с такой инструментальной музыкой. Камерный оркестр Костромской филармонии исполнил для начала Симфонию №3 До мажор, сочиненную итальянцем Джузеппе Сарти, которого Екатерина Великая пригласила в Россию для создания оркестра. А затем – первую часть Концерта для чемболо с оркестром Дмитрия Бортнянского. Бортнянский, талантливый ученик итальянского композитора Бальдассаре Галуппи, который некоторое время работал в России, получил музыкальное образование в Венеции благодаря рекомендации своего учителя.
Между тем, в самой Европе в это время завершалась эпоха музыкального барокко и появлялись ростки новой эпохи – классицизма, вершинным проявлением которого стал венский музыкальный классицизм. В исполнении пианистки Ольги Манукян прозвучала Соната №35 До мажор (часть I) Йозефа Гайдна, одного из представителей венской классической школы.
Еще один представитель венской классической школы – Вольфганг Амадей Моцарт. Камерный хор и Камерный оркестр исполнили «Laudatе Dominum» Моцарта – образец западноевропейской духовной музыки XVIII столетия.
И завершился концерт фрагментом«Аллилуйя» из знаменитой оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия».
Академический камерный хор и Камерный оркестр
Государственной филармонии Костромской области
в программе «ВЕК РАЗУМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ»
(Шедевры русской и западноевропейской музыки XVIII века)
00:00 Интро
04:53 Василий Титов. Двухорный партесный концерт «Всемирную славу».
08:36 Николай Дилецкий. «Единородный Сыне».
13:37 Кант «Радуйся, Росско земле!».
16:10 Кант «Буря море раздымает».
21:53 Марш лейб-гвардии Преображенского полка в переложении для хора.
29:37 Джузеппе Сарти. Симфония №3 До мажор
40:30 Дмитрий Бортнянский. Концерт для чембало с оркестром (часть I). Партия фортепиано – Ольга Манукян.
49:55 Йозеф Гайдн. Соната №35 До мажор (часть I). Исполняет Ольга Манукян (фортепиано).
57:06 Вольфганг Амадей Моцарт «Laudate Dominum».
1:05:24 Георг Фридрих Гендель. «Аллилуйя» из оратории «Мессия».