виртуальный клуб Суть времени

35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности - театр Кургиняна «На досках»

35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности - театр Кургиняна «На досках» на RUTUBE
Ссылка на RuTube
Ссылка на Одноклассники
Ссылка на Вконтакт

00:00 – Интро
05:23 – Школьные агитбригады. Первый опыт театральных постановок
07:48 – Учеба в Московском геолого-разведывательном институте (МГРИ) и студенческий драмкружок
10:58 – Первый спектакль в МГРИ
13:32 – Рождение крупного народного театра
20:20 – Постановка «Антигоны»
22:27 – Разгон народного театра
24:40 – Начало работы над мистериальными основами театра будущего
25:18 – Спектакль «Простолюдин» по произведениям Беранже
34:11 – «Сказание о мореплавателях». Первый спектакль по пьесе Кургиняна
36:47 – Авангард в трактовке Кургиняна
38:20 – О чаше Святого Грааля
44:55 – Учеба в Щукинском училище
47:53 – Спектакль «Жду любви» по Шукшину
50:37 – Спектакль «Я!» по Достоевскому
1:01:07 – Почему «Театр на досках»?
1:01:21 – Создание репертуарного театра. «Экзерсисы»
1:09:13 – «Берег»
1:22:27 – «Воспитание по доктору Споку»
1:29:37 – «Ночное нападение»
1:38:13 – «Кто слышит пролитую кровь»
1:42:48 – Обретение статуса профессионального театра

В 2022 году исполнилось 35 лет с того момента, как Московский театр «На досках» получил профессиональный статус.

В фильме о становлении театра-студии «На досках», о поисках собственного театрального языка рассказывают основатель и бессменный главный режиссер театра Сергей Кургинян, а также Мария Мамиконян, Вера Сорокина и Марина Волчкова, которые стояли у истоков театра и по сей день являются ключевыми актрисами.

«Какие бы спектакли я ни ставил, моей задачей всегда было глубинное погружение человека к постижению себя и через это – мира», – говорит Сергей Кургинян. Но цель такого постижения – не воссоздание или созерцание картины мира или ее фрагментов, не создание человеческих портретов, пусть даже очень глубоких. Театр должен способствовать трансформации человека и мира, считает Кургинян. И потому он иногда называет свой театр «пара-театром».

«Наше предельное желание – это менять мир и участвовать в схватке добра и зла. Это и есть принципы пара-театра. У него, по существу, духовные претензии», – говорит Кургинян. С самых первых своих спектаклей и до нынешних, созданных в последние годы, он следует этим принципам.

Первые шаги на театральном поприще Сергей Кургинян сделал 1967 году, еще в школе. Поступив в том же году в Московский геолого-разведывательный институт (МГРИ), он организовал здесь студенческую театральную студию. И участвовал в ее работе сразу в трех ипостасях: сценариста, постановщика и актера. За годы учебы Кургиняна во МГРИ студия превратилась в достаточно известный народный театр.

После окончания вуза Сергей Кургинян продолжал руководить театральной студией, которая еще долгие годы существовала при МГРИ. Актерами студии становились студенты института. Часть из них после окончания вуза приняла решение не расходиться и построила свою жизнь так, чтобы ее центром стало занятие театром.

В 1977 году, не желая более оставаться в рамках народного театра, Сергей Кургинян пересобрал коллектив, фактически создав новую студию. Из прежних студийцев вместе с ним остались те, кто готов был «работать над мистериальными основами театра будущего».

Ежедневные многочасовые репетиции спектаклей проходили на квартирах и в съемных помещениях. Именно эта огромная сконцентрированность на театральных занятиях отличала студийцев Кургиняна от участников многих самодеятельных коллективов, для которых театр – это всего лишь хобби. С самого начала Кургинян поставил перед своими актерами практически нереализуемую в то время цель – стать профессиональным театром.

Студийцы активно обучалась у самых интересных театральных педагогов Москвы: Николая Кустова, который преподавал еще у Мейерхольда основы биомеханики; Андрея Дрознина, занимавшегося сцендвижением; Александры Стрельниковой, создательницы оригинальной дыхательной гимнастики, и других. Кургиняна и его актеров интересовало не только профессиональное совершенствование. Много времени они уделяли специальным духовным поискам, изучали методы неклассических школ – театра абсурда, театра сюрреализма, театра символизма и т.д. И в итоге вырабатывали свой оригинальный, ни на что не похожий театральный язык.

Движение к намеченной цели – созданию профессионального театра – требовало и освоения классических театральных методов, причем именно профессионального освоения. Кургинян, а вслед за ним и его студийцы, один за другим получали второе образование – учились на режиссерском отделении Театрального училища имени Щукина (на актерское поступать из-за возрастных ограничений было уже поздно).

Спектакли театра приобретали все большую известность и стали высоко цениться в среде московской интеллигенции. «Это был авангардный театр. Но авангардный театр достаточно глубокий и требующий полной самоотдачи», – рассказывает актриса театра Мария Мамиконян.

Годы театральной работы, требующей отдачи себя каждый день, сделали свое дело. В 1987 году театр-студия «На досках» перешел в профессиональный статус и в этом качестве живет и развивается вот уже 35 лет.