виртуальный клуб Суть времени

Немного о гностицизме, хилиазме и некоторых других, близких к ним «измах»

Аватар пользователя Павел Кутузов

Эту тему заставили меня поднять несколько обсуждений подобных вопросов. К сожалению, очень многие не совсем до конца понимают сущности некоторых подобных терминов. И это не удивительно: подобные темы ни в школе, ни в большинстве вузов не изучались и в большинстве своем были нужны гуманитариям и служителям культа. Причем даже большинство православных, для которых эти вопросы принципиальны, не имеют о них какого либо серьезного представления.

Гностицизм 

Название гностицизм происходит от греческого слова гнозис – знание. Под гнозисом понимается не рациональное, эмпирическое знание, а мистическое, интуитивное, эзотерическое знание, ниспосланное свыше. Гностицизм является совокупностью множества религиозно-философских течений I–II веков нашей эры, возникших на границе иудаизма, эллинистического синкретизма, зороастризма и христианства.

В основе гностицизма лежит рассуждение подобного рода: благой и всемогущий Творец не мог создать мир, в котором существует зло. Следующим шагом рассуждения являлось заключение о том, что мир сотворен либо злой, либо ограниченной в могуществе силой. Вот и готов один из основных принципов гностицизма – дуализм, жесткое противопоставление материального, которое, по определению, все – зло и иным быть не может, и духовного. Дуализм не приемлет полутонов и компромиссов: есть абсолютно белое и есть абсолютно черное – никаких промежуточных положений. Особенно это было характерно для иранских вариантов гностических религий, таких, как манихейство, для которых существовало две изначально равносильных силы: абсолютная тьма и абсолютный свет. «До существования неба и земли и всего иного было две природы, одна благая, а другая – злая. И они отделились друг от друга». (Феодор бар Конаи). Сирийские гностические учения выводили две противоположные силы из одного неразделенного первоисточника, путем размещения источника зла внутри этого первоисточника и его дуалистического разрыва на две противоположные друг другу части.

Итак, в гностицизме божество абсолютно надмирно и природа его чужда этой вселенной, которая не им создана и не им управляется, и которой оно полностью противоположно; божественное царство света, самодостаточное и далекое, противостоит космосу как царству тьмы. Мир как абсолютное зло изолирован от Божества множеством труднопреодолеваемых сфер (между абсолютным плюсом и абсолютным минусом должна быть хорошая изоляция, спросите у любого электрика :) ).

Тело и душа человека являются частью мира, то есть изначально скверны. Если мы продолжим это рассуждение, то человек изначально не имеет никаких шансов на спасение, он изначально не имеет в себе никаких потенций для этого. Единственной возможностью является Гнозис – знание, но Гнозис недоступен каждому смертному, ибо это откровение свыше, и доступен только той части людей, которая изначально наделена частичкой Божества – пневмой (отсюда – пневматики). Любые усилия человека, не наделенного пневмой, тщетны. Вот мы и пришли ко второму ключевому моменту всех гностических систем: сущностное неравенство людей. Существует высшая часть человечества, изначально имеющая пропуск в лучший мир, и низшая часть, изначально обреченная на страдания и полное уничтожение.

Этическая система гностицизма известна в двух крайних вариантах. Гнозис дает не только познание, он также определяет мораль. В целом пневматическая мораль определяется враждебностью к миру и презрением ко всему мирскому. Из этого принципа, однако, можно вывести два противоположных вывода. Первый выводит из обладания гнозисом обязательство избегать дальнейшего осквернения миром и, следовательно, ведет к жесткому аскетизму, второй извлекает из такого же обладания право на абсолютную свободу действий, ибо пневма как часть абсолюта не может быть осквернена этим миром. Большая часть гностических сект была истреблена Римской империей после принятия христианства как государственной религии. На протяжении дальнейшей истории гностические секты находились в полуподпольных условиях и при приобретении какой-либо влиятельности и распространении в обществе подвергались жестоким гонениям церковью.

Хилиазм

Название происходит от греческого хилиас – тысяча. Также употребляется латиноязычный вариант – милленаризм. В основе этого учения лежит буквальное толкование пророчества Откр.20:1-4, говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Впрочем, хилиастические идеи высказывались еще некоторыми ветхозаветными пророками, но окончательно как самостоятельное течение религиозной мысли хилиазм оформился в I веке нашей эры.

В настоящее время под хилиазмом в широком смысле понимают учение об осуществление идеала справедливости еще до конца мира. Множество религиозных и нерелигиозных учений содержат в себе хилиазм как компонент. В том числе, некоторые гностические системы содержат в себе хилиазм как компонент.

Прямое, дуалистическое противопоставление гностицизма и хилиазма проводить не совсем корректно, своему распространению хилиазм обязан, в первую очередь, гностическим системам преимущественно иудаистского происхождения.

Хилиастические идеи в той или иной мере, разделяли многие отцы церкви. Впрочем, хилиазм в основном являлся периферией христианского мировоззрения, частным богословским мнением, которое не было официально отвергнуто, но и открыто и в полной мере не признавалось ни католической, ни православной церковью.