В воскресенье 19 июня, на наших сограждан был совершен не то информационный налет, не то провокация. Подобные мозговые «бомбардировки» за последние два десятка лет происходят часто.
А варварское то ли вторжение, то ли провокацию в информационное пространство совершил небезызвестный НТВшник Алексей Пивоваров со своим вонючим телевизионным «продуктом» под названием «22 июня. Роковые решения».
Фильм документальный, но с участием актеров, среди коих решили засвидетельствовать свой позор Михаил Ефремов, финн Вилле Хаапасало – среднего пошиба «штатный киношный иностранец», а также ряд малоизвестных игрунов. Удивил своим участием в данной поделке известный певец и актер Игорь Растеряев, непонятно зачем поставивший пятно на своем до недавнего времени вполне достойном творческом пути.
Пивоваров же, как водится, не подкачал. Ни в плане антисоветизма, замешанного на подтасовках и «непыльной аналитике», ни в плане идейной линии поднимающего голову «либероидного фашизма». Линия эта уже мало для кого является секретом и призвана уравнять в плане вины за начало Второй мировой войны Советский Союз и нацистскую Германию. Ибо обладатель минимальной (то есть стремящейся к нулю) информации о тех героических и трагических годах (таковые, увы, нынче встречаются), посмотрев фильм, вполне может воскликнуть: «Так наша страна, мать ее так-растак, сама виновата! Надо было нападать быстрее, а не резину тянуть! Собирались же!»
Именно эту гнилую мыслишку, о том, что Советский Союз собирался нанести упредительный удар по Германии, и проводит Пивоваров на протяжении всего фильма. И предшествующие войне события, о которых он рассказывает, словно вопиют: должен был СССР нанести первый удар! Сталин просто не мог этого не хотеть! И система подачи фактов, и тенденциозный их подбор, и даже интонации – все это он бросает в доказательство. Даже выбор приглашенных историков сделан с умыслом: присутствие «черного фантазера» и обладателя хамоватой манеры толкования событий Марка Солонина и Михаила Мельтюхова, вроде защищающего советский строй. На самом деле Мельтюхов также придерживается позиции, что Советский Союз тоже хотел нанести удар по Германии. Правда, сделать он это собирался вынужденно, в ответ на ее агрессивные приготовления. Так и спели в одну дуду Солонин да Мельтюхов. Оба фактически отвечали одинаково на заданный Пивоваровым в самом начале вопрос: почему же 22 июня так вышло? Был ли какой другой вариант?
Вообще, фильм отличается поразительной небрежностью к фактам. Ну да что там: тут Пивоваров на «глубокий» исторический вопрос отвечает, до нюансов ли!
Скажем, рассказывая о приезде Риббентропа в Москву в августе 1939-го для подписания пакта о ненападении, он запросто вворачивает байку о том, что нацистскую символику для встречи высокого гостя доставали …из кладовых «Мосфильма», где якобы хранились реквизиты к выпущенному в 1938 году фильму «Профессор Мамлок». На самом деле фильм был выпущен на «Ленфильме». Выходит, киностудии у нас – прямо филиал хозяйственной службы Кремля!
Если уж в таких деталях Пивоваров нечист, то нечего говорить про обращение с историческими фактами. К примеру, утверждает, что немцы попросили советское руководство, чтобы минская радиостанция передавала сигналы для «срочных воздухоплавательных опытов» (по интерпретации Пивоварова – для германских самолетов, бомбящих Польшу). Эту версию в свое время популяризировал антисоветский историк, эмигрант Некрич. За нее и хватается Пивоваров. Непонятно только, зачем Берлин вообще спросил какого-то согласия на использование радиостанции в качестве привода. Ведь использование широковещательных радиостанций в данном качестве – явление обычное, для этого достаточно было настроить радиополукомпас на частоту радиостанции, никакого разрешения не испрашивая. Кстати, советские ДБ-3, совершившие известную бомбардировку Берлина, осуществляли навигацию по городской радиостанции. У немецких властей, как можно догадаться, разрешение на это не спрашивали.
Пивоваров также запросто изрекает, что польские земли, на которые вошла в августе 1939-го Красная Армия, «стали называться Западной Украиной и Западной Белоруссией». Вот, мол, наглецы и агрессоры. На самом деле, тут пивоваровская наглость граничит с невежеством. Вообще-то эти земли и были украинскими и белорусскими. И отторгла их как раз Польша после войны 1920 года.
Далее, ведя речь о переговорах в Москве с прибалтийскими послами, он небрежно выдает латвийского посла - согласно титрам - за литовского. При этом с титрами при изображении собственно литовского посла все в порядке.
И таких «небрежностей», «оплошностей» и подтасовок в фильме пруд пруди.
В конце фильма, описывая советские действия в последние мирные дни и часы перед войной, он недоумевает: почему, мол, в части уходят такие «странные» приказы, как «не поддаваться на провокации», когда он, великий телестратег Пивоваров, считает, что нужно бить по неприятелю?! И еще недоумевает: как отличить внезапный удар от провокации?! Умник, видимо, не догадывается, что за внезапным ударом следуют новые удары, а провокация направлена на побуждение неприятеля к активным действиям. Вот и пивоваровские действия не совсем понятны: то ли это новый внезапный информационный удар, то ли плохо сработанная провокация, учитывая упомянутые небрежности на экране.
Впрочем, именно эти небрежности и «вытягивают» фильм. В том смысле, что глядя на них, думающий зритель поразмыслит: стоит ли в дальнейшем давиться этой плохо испеченной пивоваровской стряпней.