Гражданина Пивоварова я взял на заметку после того, как он выпустил фильм про им же самим придуманную «неизвестную битву Георгия Жукова». Полностью название звучит так: «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Подробный и блестящий разбор этого монументального произведения уже давным-давно сделан Гоблином, почитать можно здесь.
До этого фильма я, признаться, все время путал Пивоварова с Парфеновым – до такой степени у них одинаковые интонации и подергивания головой. Надеюсь, когда-нибудь их обоих конфискуют как вещдоки по уголовному делу о незаконном клонировании человека – тогда-то мы, наконец, узнаем, что было вначале, Парфенов или Пивоваров.
Но я отвлекся. После фильма про «Неизвестную битву...» я, повторюсь, научился-таки отличать Пивоварова, ибо прототип лирического героя знаменитого стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом» – мой однофамилец (а может, Бог знает, и какой-то дальний родственник), и в этой связи все, что касается боев за Ржевско-Вяземский выступ, я воспринимаю небеспристрастно.
Название очередного фильма – «Роковые решения» – немедленно навело на предположение, что речь пойдет, конечно, о неправильных военных и политических решениях Сталина, которые привели к ужасным потерям 1941 года. У нас в «рукопожатных» СМИ давно уже стало хорошим тоном рассказывать (причем, непременно к очередной годовщине начала войны), как Сталину, мол, со всех сторон докладывали про близящееся нападение Гитлера, а он все не верил, обзывался на докладчиков и призывал их не поддаваться на провокации – ну, а когда Гитлер все-таки напал, то Сталин, мол, убежал из Кремля и три дня повторял, что он в шоке.
К моему удивлению, ничего такого в фильме не оказалось. Сталин представлен в фильме совсем не дураком и не слабонервным истериком. Сталин в фильме представлен хитроумным коммунистическим вождем, который сам хотел захавать... пардон, захватить Европу – но ему просто не повезло.
В доказательство приводится отрывок из единственной, по словам Пивоварова, дошедшей до нас оригинальной версии знаменитого художественного фильма Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» (1937–1939). В предлагаемом отрывке главный герой фильма (прообразом которого является Сергей Киров) произносит такие слова: «Эх, лет через двадцать после хорошей войны – выйти да взглянуть на Советский Союз, республик этак из тридцати–сорока! Черт его знает, как хорошо!»
И правда, хорошо, – подумал я. Приезжаешь этак в отпуск во Французскую ССР, на Лазурное побережье, говоришь по-русски – и все тебя понимаааают...
Но это – дело будущего, а пока что оставим шутейный тон и вернемся к фильму уже с серьезным настроем.
По возможности.
Фильм меня, конечно, поразил.
Первое, что поразило, – это выбор соавтора (о да, у Пивоварова в этом фильме есть соавтор): он весь фильм говорит с таким узнаваемым, характерным немецким акцентом, что не покидает ощущение – тонкий психолог Пивоваров явно хотел сделать приятное немногочисленным уже ветеранам, которые примут 19 июня роковое решение включить НТВ, чтобы посмотреть очередной шедевр выдающегося современного теледокументалиста А. Пивоварова и приобщиться к Правде.
Кроме соавтора, поразили также Михаил Ефремов в сталинском френче (зачем напялил – непонятно, Сталина в фильме играет совсем другой актер) и лежащий на снегу Вилле Хаапасало, играющий – внимание! – убитого на советско-финской войне бойца Красной (!) армии и читающий стихи Твардовского от лица этого самого бойца, но с отчетливым финским акцентом. Предвидя вопрос «а почему, собственно, эти стихи читает финн?», дальновидный Пивоваров победоносно говорит за кадром: «А своя страна о жертвах той войны старалась вообще не вспоминать!». Гражданину Пивоварову непонятно, как это жертвы Великой Отечественной могли напрочь вытеснить из народного сознания жертвы «той войны». Хорошо хоть, что теперь благодаря Пивоварову справедливость, наконец, восстановлена.
Еще из поразительного хочется отметить растолстевшего, раздобревшего Сталина – в исполнении приглашенного для этой роли актера он оказался чисто физически больше чуть ли не всех остальных действующих лиц. И кожа, что характерно, в прекрасном состоянии. Так и хотелось спросить: а где же «этот злобный карлик с желтыми глазами и изрытым оспой лицом»? Ведь всем известно, что Сталин был именно такой – я сам слышал: Радзинский по телевизору рассказывал.
Оставляя в стороне визуальную составляющую, которая выполнена на весьма высоком уровне – фильм радует глаз достаточно оригинальными символическими реконструкциями реальных событий – обращусь сразу к содержательной стороне.
На первый взгляд, фильм представляет собой перепев старого нацистского пропагандистского мифа, состряпанного еще Геббельсом – о том, что Сталин, мол, сам собирался вероломно напасть на Европу, чтобы принести туда на советских штыках ужасы жидобольшевизма, и только своевременное нападение смелого Гитлера на Советский Союз остановило развитие этого ужасного сценария. Весь фильм в целом и каждый его кусочек в отдельности ведет к выводу: Сталин и Гитлер друг друга стоили, они одного поля ягоды, Гитлер просто на один ход опередил Сталина в той большой шахматной партии, где игровой доской была вся карта Европы. Кроме уже упомянутого отрывка из художественного фильма «Великий гражданин», автор фильма приводит в доказательство несколько дошедших до нас редакций Плана стратегического развертывания Красной армии – документа, отразившего результаты военно-стратегических игр на тему «как мы будем бить немцев», проведенных в советском Генштабе незадолго до начала войны.
Логика при этом применяется такая: ага, советские маршалы и генералы играли в солдатики, желая представить, как они будут бить немцев! Вот же, документ! – тут написано: мол, бить будем так-то и так-то, продвинемся примерно вот до этой линии. Ага! Все понятно! Они ведь не могли играть в солдатики без разрешения Сталина! Значит, это Сталин заставил их играть в солдатики. Значит, Сталин хотел сам первый напасть на немцев. Сам, первый хотел напасть! Как напал он незадолго до этого на мирную Финляндию, а еще до этого – на мирную Польшу. Зачем хотел сам напасть? А чтобы присоединить (см. 30–40 республик через 20 лет после хорошей войны). Сам, первый хотел присоединить! Как присоединил он до этого мирные Литву, Латвию и Эстонию (про Бессарабию с Северной Буковиной автор фильма почему-то упомянуть забыл). И обязательно напал бы, и присоединил – сам, первый! – если бы успел развернуть для этого свою Красную Армию. Гитлер просто успел напасть первым – а Сталин не мог поверить, что Гитлер нападет первым, так как считал, что у Гитлера для этого... недостаточно мощная армия. По сравнению с Красной армией, имеется виду.
Да-да, «представьте себе, представьте себе – никак не ожидал он».
Все, нету больше пресловутой одной винтовки на трех красноармейцев, нету больше голосабельных кавалеристов, которыми глупые большевики во главе с совершенно полным идиотом Сталиным рассчитывали победить бронированную гитлеровскую армию. Этот миф отброшен за ненадобностью. Все было, оказывается, наоборот! Оказывается, Советский Союз сосредоточил на своей западной границе чудовищную мощь – для нападения на мирно объединяющуюся под руководством Гитлера Европу, само собой. У нас всего было, оказывается, больше: живой силы, танков, самолетов – всего. Мы просто не успели все это как следует «развернуть».
Но я не случайно написал выше, что фильм представляет собой перепев нацистского пропагандистского мифа про превентивный характер войны Германии с Россией только на первый взгляд. Дело в том, что ближе к концу фильма соавтор Пивоварова, что называется, палит всю малину: «О том, что Советский Союз тоже готовит наступательную операцию, гитлеровское командование даже и не подозревает!» – с ужасом сообщает он.
То есть, что же это получается: значит, на самом-то деле Гитлер не знал о готовящемся нападении русских? Значит, вся болтовня о будто бы превентивном характере его, Гитлера, собственного нападения на Советский Союз – это все фуфлыга? То есть, что же это? – выходит, Гитлер, как ни крути, все-таки агрессор?!
Нет, отвечают соавторы: херр немецкий журналист и хер(р) Pivovaroff. Все было не так! Да, Гитлер не знал о советских планах наступательной операции, но! Но поскольку такие планы все же существовали, его вторжение в Советский Союз, по факту, носило-таки превентивный характер! Трое сбоку – ваших нет, оп, опа!
Остается совершенно непонятным одно: почему фильм называется «Роковые решения». Чьи имеются в виду решения? В чем их роковой характер? Почему же мы все-таки понесли такие потери и так далеко отступили в 1941-м, если, как нас тут пытаются убедить, сами активно готовились к войне и даже стянули к западной границе огромные силы, почему? Четкого, внятного ответа на этот вопрос – самый главный вопрос, который всех интересует в связи с датой 22 июня! – в фильме нет. Нет даже четкой постановки этого вопроса, она расплывается, теряется – в мешанине художественных реконструкций, вспоминающих войну ветеранов, трогательно спорящих консультантов-историков, и так далее.
Кстати о консультантах-историках. Я не ведаю, какими ухищрениями продюсерам фильма удалось уговорить Мельтюхова и Солонина не просто выступить в одном и том же документальном фильме про начало войны, а выступить вдвоем в кадре. Точнее, слишком догадываюсь, какими именно ухищрениями, и это, наверное, самая негативная часть моего впечатления от фильма. Серьезные историки типа Мельтюхова не должны участвовать в проектах автора Пивоварова – особенно в компании с Солониным, чьи книги небезызвестный Резун оценивает как «научный подвиг» и «золотой кирпич в фундамент той истории войны, которая когда-то будет написана». Зря это Вы сделали, Михаил Иванович. Напрасно.
Короче говоря, кому хочется познакомиться с чем-то, что называется «роковые решения» не просто так, от балды, а со смыслом, – рекомендую одноименную книгу о поражении фашистской Германии во Второй мировой войне, написанную группой генералов гитлеровского вермахта по заданию министерства обороны США (перевод издан Воениздатом Минобороны СССР в 1958 году). Аннотация гласит: «Авторы книги – участники описываемых ими событий – рассказывают о подготовке вооруженных сил нацистской Германии к войне, о провале стратегических и оперативных планов немецкого командования, о поражениях немецко-фашистских войск в крупных операциях на различных театрах военных действий, а также о той атмосфере интриг и личной вражды, которая царила в высших штабах гитлеровской армии в наиболее критические периоды войны.» Вот это я понимаю, тут уже по аннотации понятно, чьи были роковые решения! Книгу можно почитать здесь.
А фильм Пивоварова стоит смотреть исключительно как видеопособие к невысокоинтеллектуальной игре «Найди 10 отличий Пивоварова от Парфенова». Больше ни на что не годится.
Да, и еще. В фильме не упомянута одна маааленькая деталь. Свидетельствует – президент Академии военных наук, участник Великой Отечественной войны генерал армии Махмут Гареев: «Во всех вариантах по стратегическому развертыванию войск всегда ставилась задача сперва отразить агрессию, вторжение противника, а потом переходить в наступление» (Источник).
Так что гражданин Пивоваров может смело принять последнее роковое решение – и засунуть себе свой фильм туда, где ему самое место.