виртуальный клуб Суть времени

Поколение пятидесятых - 2

Аватар пользователя Сергей Васильевич

Честно говоря, не ожидал такой резкой реакции на свои размышления по поводу поколения пятидесятых. И зря, конечно же. Потому что тема не пережита, она всё ещё актуальная и она, как говорится, «в процессе», она жива. Нам выпало жить в эпоху перемен, и именно на нас выпала тогда задача «принимать решения» по выбору Нового пути. И мы его честно и добросовестно выбрали всем народом. И изначально, с первых открытых разговоров о необходимости перемен, были согласны с тем, что страну надо перестраивать, реформировать и вместо имеющегося «развитого социализма» пора создавать нечто новое.

Во-первых, что собой представляла наша страна к концу 80-х годов, после череды кончин Кремлёвских старцев? Тут многие вздыхают и говорят: «Ах, какую страну мы проиграли!» И какую? Давайте медленно и по слогам разберём: какую же? Так вот, в 80-х годах это был всё ещё гигант, но на глиняных ногах. Нет, по сравнению с нынешним временем – это, естественно, был этакий красавец и косая сажень в плечах. Но мы говорим об отношении советского человека к своей стране в период её заката. Так вот, мы хотели перемен. Остро хотели. И мы их дождались…

Во-вторых, каким было общество конца 70-х – 80-х годов? Это была самая читающая страна, в которой жило столько учёных, деятелей искусств, что мы до сих пор спонсируем весь мир умнейшими головами и ярчайшими художниками. Страна Советов – это только в лексиконе либероидов – «совок», на самом же деле мы были взращены на высочайшей Культуре того времени. Многие, пожалуй, знают работу Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», в которой он говорит об исполненной миссии мыслителя, который подготовил в тот период времени сознание огромнейшей России к великим переменам Октября. Уверяю вас, советский человек конца 80-х был ярчайшей личностью своей эпохи. И готовился он не только Толстовской и Достоевской литературой, но и всем серебряным веком, ярчайшим послевоенным искусством.

И вот страна, беременная переменами, ждущая каких-то прорывных дел, вела очень сложную дискуссию с оппонентами по Холодной войне, с западным миром, который преуспевал в технологиях и потому был более подготовленным в плане банального быта, в области потребления, а потому многим казался более удачным и более функциональным, нежели наш социализм. Нас поманили огнями прилавков и многих это смутило. Иллюзии либеральных ценностей светили нам всеми цветами радуги, как Лас Вегас перед Рождеством. Это потом многое обнажится и вскроется. Но тогда голос Голливуда звучал из всех видеомагнитофонов страны. И это была реальность, это были те самые «бусы для индейцев».

И тут мне хотелось бы поговорить вот о чём: об опыте. То есть о том, что пока в воду не попадёшь – плавать не научишься. И в этом отношении история любого народа – это его опыт и его Культура. И потому невозможно рассматривать некий исторический этап без отрыва от его прошлого. Многие из моего поколения помнят, что в брежневский период люди порой приговаривали: лишь бы не было войны! Мы все тогда – в 60-х, 70-х и даже в 80-х – хорошо помнили и знали опыт Великой Отечественной. Мы помнили, сколько и как потеряли тогда, в лихую годину. То есть была величайшая гордость за свой народ-победитель, но повторения Сталинграда и Ленинградской блокады никто не хотел. Это был наш российский и советский исторический опыт, который выставлял некие рамки, выход за которые для нас представлялся величайшей трагедией.

И был у нас опыт Великой Октябрьской революции с Гражданской войной, который давал другой опыт. Более того, я бы сказал, что любое событие прошлого накладывает на последующие поколения не некое одно понимание и содержание прошлого, но огромную панораму неких новых и обретённых ценностей и отказ от изживших себя представлений. Проходя через время, мы накапливаем огромные пласты культуры, которые и есть общественное сознание народа – его багаж, его высшие смыслы, укреплённые через его дух, прошедший сквозь исторический опыт. Согласитесь, что народ, водрузивший знамя над Рейхстагом, всегда будут чувствовать себя более уверенно, чем некое племя из африканских джунглей.

Вот с таким историческим опытом мы и подошли и к началу Перестройки. С опытом гражданских войн, революций и знанием цены за Победу. Пред нами стояла задача реформирования страны. И мы эту задачу начали. Но вместе с нами к этой же работе, но со своей, противоположной нам стороны, приступили и деструкторы, специалисты, поднакачавшиеся в технологиях разрушения в колониальный период, в постколониальный да и во многих иных конфликтах. И эти их операции очень здорово отличались от прямого контактного боя. Да, они взяли нас тёпленькими. Нас, которые никак не ожидали, что войны можно вести и так – коварно и методично используя зло, ложь, подставы, обман и самые низшие проявления человека. Мы столкнулись с откровенным злом! Со злом, которое было закамуфлировано Голливудом под добро. Со злом, которое шло на любые действия, способные принести ему преимущества по всем позициям, под любым предлогом.

Такое победить с кондачка, одним махом меча – оказалось невозможным! Ведь мы привыкли драться с многоголовыми драконами на открытом поле, лоб в лоб, с открытым забралом, у Калинова моста…

И тут надо вспомнить о том, о чём говорит Сергей Ервандович. Он пока очень деликатно касался темы о нашей партийно-советской номенклатуре, о том тектоническом сдвиге, который произошёл на XX съезде КПСС с разоблачением культа личности Сталина. А ведь именно тогда, в 50-х годах, а не в 80-х, начался идеологический сдвиг партийной номенклатуры в ту сторону, которая сейчас трансформирована в олигархическую верхушку. И за эту мысль, чётко и недвусмысленно доказанную им, огромное ему спасибо. Мы всего не знали, но теперь уже очевидно, что элита СССР захотела получить всю полноту власти в стане с наследственным правом на неё. То есть «ум, честь и слава нашей эпохи» обладала неограниченной властью. Старцы Кремля могли вершить любые дела – от строительства БАМа до поворота северных рек на юг, но они не могли передавать эту свою власть по наследству. Ибо существовала сложная процедура выдвижения на должность, отбора и проверки… И тогда они приватизировали власть, передав государственную собственность в свои частные руки.

То есть к началу 90-х годов в стране были два принципиально противоположных направления развития страны.

Одно направление – это страстное желание реформировать страну и жить по Совести, Чести и иным высшим принципам. Поколение ПЯТИДЕСЯТЫХ было готово начать такое строительство Нового государства, трансформировав Красный проект на более высокую нравственную и этическую ступень. Мы говорили о Перестройке. И проведённый тогда референдум говорил, что народы СССР готовы рассматривать новые социалистические идеи, по-прежнему оставаясь в пределах коммунистических идеалов.

Другое направление – это намерение номенклатурной элиты придать своим властным функциям пожизненную гарантию, с правом передачи этих функций по наследству. И, имея в своих руках все рычаги власти, огромный мозгопромывательный комплекс в виде средств массовой информации, огромную поддержку Запада, они на период 90-х годов одержали победу.

Но бой у Калинова моста не закончен. Два десятилетия прошли и дали мощнейшую прививку против тех иллюзий, которыми нас кормили. Тот монстр, образовавшийся от скрещивания советской партийной элиты с тем, что называется в народе Вашингтонским обкомом, стоит теперь перед нами голым. И в том великая заслуга С.Е. Кургиняна, который методично сдирает с него маску, показывая язвы и ядовитые шипы этого чудовища.

У нас теперь нет иллюзий, что можно-де с ними по-хорошему, что можно выжить и так, сохраняя 40 процентов жизненной силы, 30 процентов, а потом и даже 10 процентов. Процесс понят и осознан. Мы знаем, что нас, как баранов, ведут на бойню, что дальше процесс может привести только к состоянию, несовместимому с жизнью.

Поэтому на данный момент ни в коем случае не стоит посыпать голову пеплом и говорить, что вот-де наше поколение пятидесятых всё профукало, продало и превратилось в проститутку. Дескать, амба! Дело сделано, ничего не исправить и можно, завернувшись в белые простыни, медленно ползти на кладбище. Не дождётесь! Нам говорят, что нас побеждали в дни ГКЧП, потом при подписании Беловежского соглашения, а затем 4 октября1993 году, когда расстреливали Верховный Совет из танков, а потом опять и опять… Думаю, что дело обстоит не так. Мы достигли высочайшей точки Истины! Мы как народ освобождались от иллюзий. Из нас капля за каплей наши оппоненты выжимали через предоставленный нам опыт мифы о рынке, мифы об американском образе жизни, о справедливости Запада и мирном характере НАТО. Из нас капля за каплей выдавливали яд о нашей-де криворукости и ущербности Красного проекта… Мы лишились многих иллюзий по поводу неких внешних ценностей, и многое поняли о своих внутренних опорах, мы прошли школу познания того, «что такое хорошо, а что такое плохо». Мы обучались практикой, которая, как известно, критерий Истины.

Есть хроники, которые говорят, что когда Дмитрий Донской пришёл к Сергию Радонежскому и попросил благословить его на битву с татаро-монголами, святой спросил его: а все ли иные меры он исчерпал в борьбе с врагом? Всё ли он испытал и применил? Получив твёрдый утвердительный ответ, Сергий благословил его на Куликову битву. Думаю, что все мы сегодня знаем, что народ России исчерпал все аргументы в дискуссии с либеральными демократами. Монстр, который пожирает нас, нам виден и понятен, нам видна его отвратительная сущность и мы продолжаем путь реформ, который был начат в конце 80-х годов. Но уже без той запальчивости и наива, который был при расстреле Белого дома, без внутреннего содрогания и без тех судорог, которые были во время локальных конфликтов внутри страны и взрыва домов. Мы сегодня освобождены от иллюзий и вооружены глубокой верой в своё будущее. Мы знаем, куда идти, и главное – как идти.