Начну с главного вывода от просмотра фильма «Туман»: на мой взгляд, никакой художественной и исторической ценности он не представляет.
Складывается впечатление, что в состав съемочной группы входили одни любители, которые безо всякого злого умысла сняли фильм так, как умели – карикатурно. Казалось бы, что на этом можно рецензию и закончить, не начиная, если бы не одна очень важная идея, ставшая лейтмотивом всего фильма. Идея, которая отражает важнейший вызов современному обществу и попытку ответа на него через создание подобного низкопробного кино. Вызов этот – падение уровня знаний, понимания и интереса молодого поколения к истории нашего Отечества.
Результаты социологического исследования «АКСИО» показали, что самый высокий процент поддерживающих программу «десоветизации» (15 %) составили люди в возрасте от 15 до 24 лет. А это на 5% выше, чем средний результат по стране. Именно на молодежь пришелся основной удар либеральной пропаганды – с переписанными на иностранные гранты учебниками, отснятыми «на заказ» антисоветскими фильмами и телепередачами, с выступлениями «разочаровавшихся» в СССР ученых. Но в основе этой психологической диверсии лежит процесс отключения исторической памяти. Это стало возможным только в результате целенаправленной девальвации исторических ценностей. Историю превратили в ненужную, излишнюю, скучную науку, от которой не станет ни теплее, ни сытнее в жестоком мире рыночных ценностей. Приоритеты сместились в сторону экономики и юриспруденции. В результате подобной политики мы видим, что подрастающее поколение не знает истории страны, а главное – не интересуется, не понимает важности ее изучения. Именно так подтачивается исторический фундамент общества, на котором строится его настоящее, и без которого нет у него будущего. Именно так вымывается смысл основополагающих понятий: честь, справедливость, достоинство, мужество, отвага, долг. Так разрушаются великие системы координат, потом и кровью выстроенные и выстраданные предыдущими поколениями. Так умножаются «Иваны, не помнящие родства» – никто, ведущие путь за кем-то и в никуда.
Одной из попыток ответить на данную угрозу является фильм «Туман» – с идеей оживления исторической памяти молодого поколения: возвращение интереса, понимания, уважения к событиям и героям Великой Отечественной войны. Кратко обрисую сюжет фильма. Один из марш-бросков военнослужащих части оборачивается для личного состава путешествием в прошлое. «Машиной времени» выступает туман, который не только является порталом, например, таким, каким было озеро в фильме "Мы из будущего", но и пронизывающим всю картину образом. Пройдя сквозь него, 9 «срочников» и старший лейтенант оказываются в 1941 году лицом к лицу с фашистскими захватчиками. В условиях отсутствия необходимых навыков, опыта и патронов, ребята один за другим погибают. Сюжетная линия фильма обостряется тем, что фашистам удается захватить образец автомата Калашникова, раскрытие технологии производства которого сможет изменить ход войны. Благодаря героическим усилиям автомат удается отбить, но в живых остается только один герой. Пройдя снова через туман, он выходит к своим невредимым сослуживцам, которых считал погибшими. Путешествие в прошлое было одной большой галлюцинацией, вызванной туманом. Осмысленность происходящему призван придать голос за кадром, который ведет беседу со зрителем от лица, пережившего все то, что происходит на экране.
В самом начале закадровый голос проговаривает осевую проблематику фильма: «…нам твердили прописные истины о долге, чести, отваге и мужестве … а нам было просто скучно…». И ловишь себя на мысли, что помимо перечисления «прописных истин» в моду входит еще одно – смеяться над этими понятиями, чтобы разогнать скуку. Голос продолжает давить на самые больные места: «внушали – армия, Родина, война, но мы слышали только слова, распухавшие гулким туманом в голове». Обозначив болевые точки общества – безразличие, симуляция, легкомыслие, – голос предрекает неотвратимую расплату: «Но потом туман рассеялся …».
Туман здесь символизирует заблуждение, иллюзии, от которых, по логике фильма, не должно остаться и следа к концу его просмотра. Только пройдя через горнило войны, увидев все своими глазами, должно произойти очищение, просветление, перелом. И через это перерождение главных героев и должно было осуществиться перерождение зрителя. Чтобы как откровение прозвучали последние слова в фильме: «Говоря о Великой Отечественной войне, учитель обращался к числам, схемам... И только сегодня я понимаю, что за этим стояли настоящие люди – мальчики и девочки младше меня, которые дрались за Родину, погибли за нее, за нас сегодняшних, за нашу жизнь. Родина одна, одна на все времена!»
Увы, все сказанное остается словами, оторванными от кинокадров, музыки, игры актеров, ими не подкрепленное. Весь фильм превращается в инструмент «вдалбливания» высоких смыслов, против чего изначально был направлен. Инструмент грубый и пошлый.
Первое, что разрушает главную идею фильма – это карикатурность его персонажей. Перед нами девять молодых ребят, которым предстоит в процессе фильма стать другими. И это перерождение главных героев способно изменить и зрителей – через ощущение сосуществования с персонажами фильма. Но как возможна идентификация зрителя с карикатурами на персонажей? Режиссер не тратит время на раскрытие личности, характеров героев, он спешит бросить их в воронку прошлого, где сюжетная линия сможет, наверняка, захватить и увлечь искушенного американскими боевиками зрителя. Главным героям приписываются отдельные функции-черты, которые могут помочь отличать героев, вытягивающих сюжетную линию фильма, но никак не помогают ни сочувствовать, ни сопереживать им. В короткой сцене в войсковом киноклубе нам показывают «знатока футбола», «знатока оружия», «знатока немецкого», «знатока женщин», но не показывают главного: наивных, смешных, легкомысленных, простодушных, разных, но настоящих, близких зрителю ребят. А впереди этих картонных солдат может ждать только картонная судьба, картонные подвиги, картонная смерть. Но не будем забегать вперед – ведь туман олицетворяет собой волшебную силу, которая удивительным образом может перемещать людей из настоящего в прошлое. А значит, есть надежда на оживление героев в преддверии их возрождения.
Первое же столкновение с фашистами приводит к гибели командира отделения и вызывает страх, панику. Казалось бы, все кончено для отделения, но чудесным образом ребятам удается скрыться от фашистских головорезов, которые дают им – с умирающим командиром на руках – спрятаться в лесу и благополучно забывают про их существование. Видимо, и здесь им помогает туман.
А вообще, чем ближе фильм к окончанию, тем больше необходимости оправдывать все происходящее волшебной силой тумана – иначе вообще ничего не понять. Непонятно, как переодетый в немецкую форму «знаток немецкого» в разговоре с несколькими немцами не вызывает ни малейшего подозрения, как хрупкая девушка задушила чулками вражеского полковника, как сержанту удалось незаметно убить двух часовых на виду у нескольких десятков фашистов, которые пытались понять, что им рассказывает вышедший из леса «знаток футбола». И таких эпизодов, сгущающих туман в голове зрителя, очень много. Но когда и как происходят те изменения, которые превращают карикатурных персонажей в супергероев, лихо расправляющихся с фашистскими захватчиками? После того как от полученных ран умирает старший лейтенант, гибнут еще два главных героя. Гибнут, мягко говоря, странной смертью: один выходит читать мораль фашисту и получает от него пулю, а второму читает мораль уже сам фашист, убеждает ослабить веревку, связывающую руки, выхватывает нож и закалывает. А потом, вместо того, чтобы убрать свидетеля и перебить всех спящих, картонный фашист убегает, чтобы утром вернуться с помощью, но совсем в другое место – грабить хуторян. Хутор сжигают, убивают деда и его внучку-возлюбленную «знатока женщин». И вот с этого момента ребята превращаются из картонных жертв в супергероев, а как это преображение произошло – непонятно. А дальше фильм съезжает на рельсы дешевого американского боевика с гонками на мотоциклах, стрельбой, взрывами, шпионскими переодеваниями, чтобы в конце в живых остался только один. Но и здесь вмешивается туман, который всех оживляет, а все пережитое героями превращает в галлюцинацию, бред – иначе не скажешь.
И грустно становится вдвойне: пришлось и потратить время на просмотр низкопробного кино, и констатировать факт неудачной реализации правильной идеи – идеи обратить внимание молодых людей на фундаментальные проблемы, центральной из которых является равнодушие к истории страны и расплата за это, – используя для этого современный язык, актуальный сюжет, понятные образы. То, на что в свое время были направлены лучшие силы советских режиссеров, актеров, писателей, музыкантов, создававших великие популярные произведения искусства. Но новые вызовы требуют современных ответов в виде современных фильмов, песен, компьютерных игр, клипов, статей. И очень важно, чтобы сделано это было профессионально и с душой, чего нельзя сказать о фильме «Туман».
Пробуждение исторической памяти, защита исторического достоинства должны стать объединяющей художественные силы идеей. Популярная массовая культура должна прорасти высшими смыслами. Примером такого смыслового прорастания и пробуждающего эффекта для меня является песня группы «Дискотека авария» «Зло».
Как же вышло так?
Вроде жизнь твоя текла беззаботно,
В лету кануло зло, впереди опьяняла свобода.
И что, свобода, вот она –
Земля твоя продана, уже кем-то подобрана,
И тобою будто одобрена.
И друзья твои биты, разорены и унижены,
В новой жизни счастливой немногие выжили.
Вместо крепостей строят хижины
Себе на обочине.
Попробуй угадай, кто на очереди.
Зло не делает ничего наполовину.
Ты решил – его нет,
Оно просто зашло тебе в спину,
Вместо битвы лицом к лицу, по-честному.
Но слово «честь» немодно и безынтересно.
Зло всего лишь выжидало твоего одиночества,
Когда ты забыл все святые пророчества,
И все в страхе вокруг.
И правды сказать никто не решается.
Но ты помнишь – оно приближается.
Зло улыбалось тебе в подделках киношных,
Когда ты забыл свое великое прошлое.
Оно было скучным и незанимательным,
Вот и не спят святые и мудрые матери...