Ко мне в личку пришло письмо:
«Надеюсь, я правильно понимаю, что КУДА Вы хотите идти – это в Красный проект (страна Советов). … Но КАК сложить новую Советскую страну, КАК к ней идти сейчас, скажем, во втором десятилетии XXI века, я не знаю. Правда, … мы в сообществе «Суть времени» обсуждали идею создания некоммерческой общественной организации… Но немного пообсуждали и только. Так вот, КАК идти, поделитесь, пожалуйста. ПРОГРАММА есть?»
Эти же вопросы – как? куда? – обсуждались и в нашей группе «Нева», в которой я состою. То есть, многих, и особенно – молодых людей, интересуют некие программные документы, а также желание понять ответ на такой простой и в то же время философский вопрос: «Камо грядеши, Россия?» Мне ответить очень просто, но в рамках моего понимания, и поэтому я постараюсь высказать свою личную точку зрения, которая, как я полагаю, созвучна точке зрения Сергея Ервандовича Кургиняна. Говорю это, исходя не из каких-то самоуверенных позиций, а опираясь на созвучие многих других ценностей. Один возраст – одно поколение, одни и те же книги, одна и та же школа... Нет, я, конечно же, допускаю, что Сергей Ервандович может думать и по-другому, но мы же не закончили обсуждение, у нас тут такая вот огромная, на всю страну кухня, где высказаться имеют право все и не просто высказываться, но и, полагаю, поспорить о выборе нашего общего пути. У меня есть лишь одно опасение – не навредить бы! Но, надеюсь, что при всей деликатности темы, мы всегда придём к некоему общему мнению.
Так куда же мы идём? Конечно же, в Красный проект. В чём сущность, глубинная основа Красного проекта? Приведу вам часть письма, адресованного советскому правительству в июне 1926 года: «…Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков жизни. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага!...» Много это или мало – решать каждому, но большинство, надеюсь, согласится с этими изложенными основами социализма. Тем не менее, мы же знаем, что есть и те, кто не хочет отказываться от собственного в пользу общего. Что ж будем соперничать. Будем доказывать и показывать, что Общее Благо выше, чище и функциональнее. Человечество эволюционно идёт к такому уровню социума, отказываясь от рабства, феодальной зависимости, а теперь и от материального давления. Вдумайтесь только – эволюционно, то есть по тем же законам, по которым у ящеров выросли крылья, потом они покрылись перьями, и уже затем они стали птицами. Мы движемся в русле всего живого на земле, мы идём по пути развития – и в этом наша сила. То есть мы, создавая Красный проект, наиболее органичны времени и созвучны каким-то многим другим силам, которые будут способствовать нашим идеям и нашим стремлениям. Мы, как те ребята на клиперах, поймали ветер, и он туго надувает наши паруса.
Что мы хотим построить? Мы хотим общество, где высшей ценностью будет Культура. У кого-то это понятие будет ассоциироваться с бытовыми критериями, у кого-то с рациональной функциональностью, иным по душе определения культуры, связанные с наукой и искусством. Всё так и даже шире. Культура – многогранное понятие. Я бы сказал, что оно всеобъемлющее. Но при всей своей всеохватности, она стремится к проявлению наиболее тонких проявлений нашей жизни. Наша Культура постоянно развивается и на каждом новом этапе времени, вобрав прежние ступени роста, она всегда добавляет нечто незаметное сразу, но более новое и более совершенное. Как, к примеру, литература XVII и XVIII века уже далеко не так совершенна в сравнении с мастерами слова нашего времени. Потому что у современника возжены были более тонкие энергии, опыт обогатил нас более тонкими понятиями, переживания стали глубже и умудреннее. Ну, а в части культуры производства прогресс развития ручного инструмента, станков и оборудования достиг неимоверного прогресса.
Так и наш Красный проект – это не просто формирование предприятий нового типа с общественной формой собственности, это плавильный котёл, это тигель, вобравший в свою плавку некие кристаллы советского периода, шепотки преломлённого китайского опыта и легированные добавки шведских кооперативов. Всё, что человечество накопило к сегодняшнему дню прогрессивного и передового, можно складывать в шихту, подготавливать для выплавки нового, но уже нашего сплава. И не надо бояться! Не надо опасаться ошибок, надо идти и пробовать, делать и исправлять, учиться и перенимать, созидать и воплощать!
Почему общинные в своей основе предприятия более устойчивы, более конкурентоспособны и имеют огромные преимущества по сравнению с частными владениями? Да точно так же, как командная игра всегда более продуктивна, нежели игра хоть и талантливых, но обособленных игроков. Давайте представим, что Биллу Гейтсу противостоит команда из специалистов-собственников своей фирмы – и уже на уровне мотиваций «Майкрософт» будет проигрывать. Точно так же и «Роскосмос», и даже маленький колхоз где-нибудь в Рязанской области – все они могут стать мощной и мобильной производственной единицей, которая будет работать не на дядю, а на себя, свою семью и свою обеспеченную старость. В кооперативной схеме очень важным критерием становится Общий интерес и Общая польза, Общая функциональность и Общая продуктивность.
Интересно, что в дискуссиях по Красному проекту порой вытаскиваются какие-то замшелые аргументы. Дескать, опять железный занавес, опять ГУЛАГ, опять талоны и распределение… Хочется всегда спросить: зачем же так примитивно думать о нас? Разве Китай как социалистическая страна живёт за железным занавесом? Или Швеция, в которой социализм имеет огромный потенциал, не является одной из ведущих стран мира, и в ней талонная система? Оно понятно, что оппоненты всегда пытаются найти из прошлого некие старые страшилки и пугать ими общество. Чего только не сделаешь, чтобы обелить своего идола – частную собственность. И понятно, что они в своём идеологическом порыве действуют примитивно, хватает же ума не пугать, к примеру, французов неким их прошлым, а американцев – историей их гражданских войн, а Китай – Пол Потом… Дурь! Социализм как формация имеет короткую историю, но в своём развитом состоянии всегда начинал поджимать по многим и многим позициям лидеров капиталистического мира: Америку и Европу. Как СССР, так и нынешний Китай, так и нынешняя Скандинавия.
Да и кто сказал, что мы рассматриваем развитие нашего Сверхмодерна как только копилку нынешних достижений Социализма? Уверяю вас, мы уже сейчас, уже изначально будем рассматривать более совершенные подходы. С оглядкой на прошлое, но искать в Истории нечто лучшее, более чистое и достойнее. И, уверяю вас, будем продвигаться по этому пути, изучая разный опыт, дискутируя и обсуждая общее и детали. Форма собственности, конечно же, – важный момент, но есть не менее важные аспекты нашей с вами жизни. Это искусство, творчество, наука, театр, кино, живопись и музыка… Даже бытовые вопросы – наша с вами задача развития. Мы должны всё рассмотреть и направить на самое динамичное развитие. Более того, развитие и гармонизация – это и есть движущие нас силы.
Пора подойти и к вопросу, как? мы станем продвигаться к обозначенным целям. В принципе, Сергей Ервандович уже сказал об этом: мы должны создать такую часть общества, которая захотела бы двигаться в намеченном направлении, – это есть движущие силы общества. С моей точки зрения, люди такой формации в нашей стране уже есть в преобладающем количестве, но они на данный момент ещё не социализировались. Слишком долго нас разделяли и вносили во взаимопонимание раскол. Наших единомышленников в России много. Это как те, которые знают и уже пожили в условиях социализма, так и те, кто понял саму идею Сверхмодерна. Но есть немало и тех, в ком живут высокие идеалы коммунистического проекта, но они пока ещё не очистили их и не осознали в своём внутреннем мировоззренческом потенциале потребность в них. Строго говоря, в каждом нашем современнике живёт понимание, что свой хлеб мы можем есть за красивым и широким общим столом, а не давиться им в одиночку и по углам. Точно так же и жизнь на миру, в гуще событий, в общности со своими высшими ценностями – есть прекраснейшая возможность самопроявиться и раскрыть все свои лучшие внутренние способности.
Во многом так и было в нашей стране. В каждой деревне были клубы, а в более крупных населённых пунктах обязательно были и музыкальные, и художественные, и спортивные школы. Мы были самой читающей нацией не потому, что мода такая была, а была создана развитая система. Мы имели доступ к лучшим книгам, фильмам и постановкам своего времени. Широкодоступное высокое искусство будоражило наши умы и наши сердца, мы постоянно напитывались высочайшими образцами мысли и духа. Романы Чингиза Айтматова и Виктора Астафьева, песни Тухманова и Таравердиева – всегда были некими откровениями, взывающими к нашим высшим чувствам. Состояние «душа обязана трудится» было нашим кредо… Чего не скажешь о современном нашем искусстве или современной нашей эстраде. Социализм давал нам качественно иную жизнь, которую с нынешними прилавками, полными картонной колбасы, не сравнишь.
И эту жизнь нам надо возрождать. По всем позициям. От создания предприятий нового типа – до создания нового Союза художников и нового Союза писателей. От артелей и кооперативов – до «народных предприятий». И эта новая, а для России – во многом старая – форма жизни должна возрождаться. Вплоть до создания неких народных форм контроля за деятельностью бюрократии и проверки учреждений образования, медицины и ЖКХ. В этом и есть ответ на вопрос, как?
Но многих моих коллег интересуют политические аспекты. Многим надо понять: как мы будем развиваться на политическом поле России? Отвечаю: всеми политическими способами! И тут опять вернусь к замечанию Сергея Ервандовича. Он говорил о текущем моменте и заглядывал в будущее. По поводу настоящего времени он акцентировал, что нам важно сформировать нашу общность в русле Красного проекта. Решение этой задачи начата, но нас пока очень мало, чтобы приступать к другим шагам. И если нас будет много в России – скажем, более 7–8 процентов – и мы заявим о себе как о партии, то мы будем готовы войти в состав Думы. С ростом численности организации нам будут доступны и другие формы политической активности.
Но зададимся таким вопросом: от чего зависит наша численность? И, думаю, что вы согласитесь со мной, что не только от нас. От развития настроений в обществе. И революции в обществе, как правило, создают не партии, революции рождаются в народе, но партии могут поддержать революционные настроения. Впрочем, вы знаете и о новых революционных технологиях, так что политическая борьба – это и следование развитию настроений в обществе, и формирование их.
Огромный вопрос – это наши отношения к нашим политическим единомышленникам. Мы же отлично понимаем, что КПРФ – созвучная нам партия, есть и другие политические силы, которые готовы будут влиться в единое с нами политическое поле. И тут огромное место будут занимать как наши с ними переговоры, так и настроения внутри них. Так что на вопрос «как мы будем продвигаться на политическом пространстве?» – отвечать однозначно рано. Но уже осенью многое будет прояснено и открыто.