Из аннотации к фильму «Баязет»: «1877год. Русско-турецкая война. В небольшом, богом забытом местечке Индыр, рядом с границей России и Османской империи, небольшая русская войсковая часть вынуждена постоянно отражать набеги турок на крепость Баязет. Немногочисленный русский гарнизон, окруженный десятками тысяч солдат неприятеля, атакуемый залпами дальнобойных крупповских орудий, страдает также от недоедания и жажды. Но пока русские в Баязете, путь турецким войскам в Россию перекрыт – вот в чем источник сил и непокорности обреченного гарнизона…»
Для желающих узнать реальную историю героической обороны крепости Баязет и отличия ее как от художественного романа Пикуля, так и от творчества создателей фильма, прилагаю соответствующую ссылку.
Таким образом, в качестве материала для рецензии я выбираю исключительно духовно-патриотическую составляющую этого фильма. Прежде всего потому, что этот фильм – художественный, и посему не претендующий на историческую достоверность всех событий. Зато уже на 4-й серии я ощутил, что фактически влюбился в этот фильм и его далеко не всегда однозначных героев. Причем настолько, что на одном дыхании просмотрев все 12 серий, на следующий день я с удовольствием повторил просмотр. А потому – рекомендую тем, кто этот фильм до сих поре не видел, не пожалеть денег и приобрести этот фильм для своей фильмотеки. Я же с удовольствием прощаю авторам этой картины те мелкие (и не очень) погрешности и неточности, которые все же присутствуют в этом фильме, ради того эмоционального подъема и гордости за Отечество, которые я испытал при его просмотре.
В принципе, если смотреть фильм на предмет преемственности времен, да еще в негативной окраске, то ничего, по сути, не изменилось. Интенданты воруют, засыпая в патроны вместо пороха пшено, чиновники берут взятки, правда, за столетие средний «откат» вырос с 5 до 20 процентов, но самой сути это не меняет. Проверяющие любят получать богатые подарки от тех, кого проверяют. А высшее командование все так же традиционно предпочитает назначать на командные должности «придворных шаркунов», отстраняя от управления войсками действительно боевых офицеров. Да и извечная расхлябанность и бесшабашность командного состава тоже за столетие никуда не исчезла. Прапорщики вступают в преступный сговор с маркитантами и обворовывают своих же солдат. И здесь совершенно неважно, что официальным маркитантом Баязета выступает армянин, которому абсолютно наплевать на то, что русский гарнизон защищает армянское население от резни, которую имели обыкновение учинять турки в отношении армян. Точно так же поступил бы любой торгаш (и поступает), вне зависимости от национальности, потому что для тех, кто своим богом назначил прибыль, нет ни моральных норм, ни других запретов, через которые они бы не могли переступить ради наживы.
Но сама суть фильма не в этом. Вначале я собирался писать о фильме и его сюжете в рамках «Сказа о том, как из Питерского кавалергарда казака делали». Я – казак. И для меня всегда приятно, когда представители моего народа оказываются в центре рассказа о героическом прошлом России и русского народа. И все основания у меня для такого подхода были. Ведь главными героями фильма, как ни крути, являются два казачьих офицера (причем, Донских сотен, что особенно приятно): один – присланный из Питера, а другой – потомственный казак. Да и боевые эпизоды фильма в основном вертятся вокруг действий двух казачьих сотен. Но потом отказался от этой идеи – после сцены героической гибели Крымского батальона, который на несколько часов задержал наступающую турецкую конницу, принеся себя в жертву для того, что бы их соратники успели подготовить крепость к осаде.
Поскольку именно этот эпизод повлиял на мое решение, остановлюсь на нем поподробнее: на мой взгляд, именно в нем заключена основная психологическая особенность русского народа. Тот культурно-нравственный стержень, который и рушит все планы неприятеля по порабощению России. Казак, конечно, храбрый и отважный воин, который может совершить невозможное, но казак ВСЕГДА надеется обмануть смерть и остаться живым, даже в самой безнадежной ситуации, даже на эшафоте с петлей на шее, такая надежда казака не покидает. Но вот пойти на смерть, зная, что остаться в живых нет ни малейшего шанса, что в последнем бою лучшее, что может с тобой случиться, – это быть убитым сразу «милосердной пулей» (а не попасть в плен и подвергнуться долгой и мучительной казни), а эта жертва поможет выиграть всего лишь малую толику времени, – на такое способен только НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ. Это и есть высшая степень проявления русской духовности – когда спокойно, без суеты, с развернутым знаменем выходишь, чтобы умереть, для того что бы жили другие. И именно после таких эпизодов начинаешь понимать, что у каждого человека в душе должно быть свое Куликово поле, своя Баязет, своя Брестская крепость, откуда нельзя отступить ни при каких условиях. Где надо упереться и стоять насмерть, даже если нет ни малейшей надежды на победу. И тогда Победа обязательно придет вопреки всем логикам на свете.
Если думаете, что я написал это в виде метафоры или для красного словца, то вы ошибаетесь. Последний раз в России подобный массовый подвиг был РЕАЛЬНО совершен ротой Псковских десантников на 2-й Чеченской войне. Несмотря на наше сучье время, в котором практически не осталось места для чести, на то, что была возможность отступить, и вряд ли кто-либо осудил бы ребят за это отступление, они провели для себя эту черту, за которой отступление невозможно. Невозможно просто потому, что это душа не принимает. Они погибли, по сути, остановив своей смертью вторую Чеченскую войну, а кто-нибудь, кроме их матерей, помнит сегодня имена этих мальчишек? Сучье время…