Каждый раз, когда на экраны моей страны выходит очередной ремейк советского фильма, я задаюсь вопросом: а для чего, собственно, весь сыр-бор, каковы цели? Если первый фильм был вполне удачным, то ясно же с самого начала, что не стоит и браться. Не лучше ли затронуть иные темы и события, благо, в нашей истории есть место для творчества. Ан нет. Упорство современных режиссеров и их стойкая любовь к переделке старого не оставляет мне надежды.
К примеру, возьмем фильм «Исчезнувшие» – мистическо-детективный ремейк замечательного советского фильма «Обратной дороги нет» 1970 года. Что примечательно, оба фильма сняты по сценарию одного и того же человека – писателя Виктора Васильевича Смирнова. Естественно, один из первых вопросов, возникших при просмотре, на который я не могу найти ответ: сам ли Виктор Васильевич расширил и дополнил свой старый сценарий?
А дальше по порядку, то есть – с названия.
Название
Сначала оно навело меня на мысль, что в фильм добавлена уфологическая составляющая. Благо, за последние 20 лет я привыкла к неожиданным поворотам, ракурсам и «позам» в постановке литературных произведений и вполне теперь допускаю наличие «лихо закрученного сюжета» в любом фильме и на любую тему, даже в сказке про Колобка. Совершенно серьезно первую половину фильма я ожидала похищения всего обоза инопланетянами, чудесное перемещение их на какую-то далекую планету и дальнейшие интересные приключения партизан в космосе. Таким образом была бы достигнута идейная составляющая названия. Поскольку ни один фильм про войну, на которых я выросла, не мог бы так называться, совершенно логично было с моей стороны предположить именно такое исчезновение партизан. Но вместо инопланетян (или, на крайний случай, нечистой силы), с самого начала движения по лесу обоз стали сопровождать волки и отряд поющих карателей. Волки потом, правда, куда-то исчезли, а каратели продолжали радовать до конца фильма.
Главный герой
Один из самых хитрых приемов в фильме – перенести всех героев из старой ленты, даже подобрать почти похожих актеров, только Топоркова изменить. И дело даже не во внешней непохожести Кирилла Пирогова на Николая Олялина. Принципиально и безвозвратно модернизировать изнутри – вот главная задача авторов. И если с названием фильма они откровенно промахнулись, то здесь метаморфозы в духе времени на лицо: из немецкого концлагеря бежит и попадает в партизанский отряд человек, отдаленно напоминающий школьного учителя, происхождением «из бывших», выдающий себя за красного командира майора Топоркова.
Что примечательно, ни война, ни лагерная жизнь в плену, ни лишения не отбивают у него трогательную привязанность к испанской бородке. Военную форму носить он не умеет, стричься коротко не желает, в командовании держит либеральную линию, а то и вовсе наблюдает со стороны за разборками среди членов своего отряда. Да и речь его местами напоминает пьяный лепет. Такое забавное мушкетерское поведение в итоге приводит к тому, что за весь фильм никто не обратился к Топоркову по форме – «товарищ майор». Все держатся такой же либеральной линии и обращаются к боссу запросто: «майор» или «слышь, командир».
Собственно отряд
Вместо скучных и неактуально-хмурых партизан, выполняющих важное задание в фильме «Обратной дороги нет», в фильме «Исчезнувшие» перед зрителем предстает некая группа людей блатного поведения и речи, непонятно как вообще ведущая боевые действия с врагом. Здесь даже не стоит заострять внимание на том, что действующие лица слишком бриты, слишком чисты и откормлены для партизан (хотя в фильме не раз делается акцент на нехватку еды в отряде). Дело в другом.
Второй прием, который авторы применили для переделки старого сценария – изменили атмосферу между людьми. Вместо отряда получилась банда, а при ближайшем рассмотрении у каждого еще за душой либо «страшная-престрашная тайна», либо камень на окружающих, либо он оказывается просто предателем.
Комсомолец Мошкин – сын полицая – исступленно крестится перед угрозой смерти, приговаривая: «честное комсомольское, честное комсомольское»; дед Андреев, сибирский охотник – в далеком прошлом кулак и владелец здешних земель, а в недалеком – бурмистр при оккупантах; Широков (в старом фильме Митрохин), которому и положено быть предателем, на поверку оказывается обычным трусом и мародером, которого потом справедливо съели волки; Степан, хоть и любитель лошадей, а сало от товарищей зажал. Очень показательна в этом смысле героиня Галка (по задумке – любящая русская женщина-партизанка, а на деле, натурально – маруха Бертолета), пригрозившая Левушкину перерезать ему горло, если не доглядит за этим самым Бертолетом (он же Берта, он же Бертольд, он же Вилло), и отдающаяся своему милому хоть и под покровом ночи, но зато отчаянно охая про цветы, в присутствии всей банды. Деваться-то им некуда: окружены отрядом поющих карателей на острове, а естество – оно и на войне естество – не поспоришь.
Левушкин в конце фильма так и говорит: «Что ж у нас за народ-то такой в партизанах? Как эти…Зебры. Полоса черная, полоса белая – ни хрена не поймешь, масть какая». Кстати, масть Левушкина раскрывается с интереснейшей для зрителя стороны в самом конце фильма, являя нам преданного бойца Локотского самоуправления Каминского. (Здесь авторы неправдоподобно лаконичны и тему Локотского самоуправления не раскрыли).
И вот эти самые полосатые зебры, периодически поругиваясь меж собой, выполняют какое-то непонятное им самим задание по доставке оружия пленным советским солдатам. Особого рвения или понимания важности момента в группе полосатых зебр не наблюдается. А когда Топорков, говоря простым языком, раскрывает им карты (то есть ящики), зебры и вовсе встают на дыбы: «А оно нам надо?». Разбежаться в разные стороны им мешает по-прежнему преследующий их отряд поющих карателей. С музыкой по лесу идти все веселей.
Обстановка и акценты
Вообще, обстановка в фильме, сама атмосфера, в которой разворачиваются события, напоминает игру в пейнтбол команды мальчиков против команды девочек. То есть смотришь – и не страшно: мальчики девочек не убьют, а вот девчонки будут мазать и попадать в своих. А здесь еще и широкое поле для размышления на тему, кто же в отряде предатель. Бери любого, не ошибешься.
Третий прием, которым воспользовались создатели фильма – напрочь изъяли ощущение войны, оккупации, страшного врага, который уничтожает не только людей, взявших оружие в руки для борьбы, а вообще людей, на этой земле живущих. Надо сказать, изъяли совершенно справедливо, ибо в фильме нет ни одного персонажа, который мог бы при данных блатных раскладах и полосатых мастях передать зрителю ощущение войны, обороны, противостояния с врагом. Был один неплохо сыгранный персонаж, который при виде немцев хватается за гранаты и твердит, что «надо же что-то делать, надо воевать» – Беркович в исполнении Трухина, но и его быстро убили, чтобы не призывал, куда не надо.
Остальные персонажи – местное население, которое иногда попадает в кадр – либо полицаи, либо трусы, живущие при бабе. В общем, такие же зебры полосатые.
Когда из фильма про войну убирают эту самую войну, убирают акценты, которые помогают зрителю в понимании обстановки, фильм переходит из категории «военная драма» в категорию «сахарный сироп», потому что и есть противно, и избавиться сложно: к пальцам прилип.
Перечислю некоторые из тех важных акцентов, которые были показаны в старом фильме и которые в новом были скомканы или нарочно искажены.
1. Топорков бежит из лагеря не по своей личной воле, а по согласию всех людей из его сотни, которые знают, что каждого пятого завтра расстреляют. Он живет за этих расстрелянных 20 человек для того, чтобы доставить оставшимся оружие.
В фильме «Исчезнувшие» момент расстрела обсуждается мимоходом как совершенно незначащая мелочь.
2. Оружие нужно для пленных в концлагере, которые строят аэродром для полетов на Москву. Момент политически важный, поскольку показывает, что советские люди, находящиеся в глубоком вражеском тылу, оторванные от центрального командования, все же вели борьбу.
В новом фильме этого момента нет. Зато очень часто обсуждается 1941 год, предатели-генералы и групповые переходы советских бойцов на сторону немцев.
3. Майор Топорков неожиданно умирает при выполнении задания. Важно, что оставшиеся без руководства партизаны, уже зная, что везут не оружие, продолжают выполнять задание, находят помощников среди местного населения. При этом один из партизан гибнет.
Если бы Топорков в исполнении Пирогова скончался таким же образом, то зебры бы непременно разбежались. А так сохраняется хоть какая-то интрига. Грешным делом, я на полном серьезе рассчитывала, что предателем будет сам Топорков, который в конце фильма еще окажется сводным братом Каминского – неправдоподобно, зато весело.
4. Беркович, придя в пустую деревню, недоуменно повторяет «Так, значит, они всех убивают, значит, они никого не оставляют, даже людей в деревнях!» Немецкие оккупанты уничтожали мирное население Советского союза – это исторический факт.
Авторы нового фильма решили его игнорировать, и Беркович просто плачет над фотографиями родных.
5. После предательства Митрохина Андреев просит Топоркова отпустить его после выполнения задания на поиски предателя, чтобы отомстить. Андреев не может поверить в предательство, повторяет: «Ведь он ел со мной из одного котла, ведь он пел русские песни!»
Подобный разворот событий в новом фильме просто невозможен, во-первых, потому, что нью-Андреев личность темная и мстить предателю морально не готов, а во-вторых, словосочетания «русские люди» и «русские песни» в фильме заменены на блатную феню.
Итог
Что же мы имеем в итоге? Что изобразили авторы, какую цель преследовали и какие задачи ставили перед собой в процессе создания фильма «Исчезнувшие»?
Имеем фильм о странных личностях, трусах и мародерах, которые каким-то образом воевали в партизанских отрядах с захватчиками. Ни целей, ни воли к победе у тех людей не было. Чаще всего они хамили или подсмеивались друг над другом, а иногда и резали. Командовали ими генералы-предатели и майоры-мушкетеры, поэтому люди массово переходили на сторону врага – там все же сытнее. Прямо семьями и деревнями переходили. Как победили – непонятно, наверное, как всегда, авось выручил.
Напомню, что автором сценария данного фильма в титрах указан писатель и сценарист В.В.Смирнов, в послужном списке которого сценарии к таким замечательным фильмам, как «Тревожный месяц вересень» и «Дума о Ковпаке» (в соавторстве с И. Болгариным).
Почему в 70-х годах XX века Смирнов не отваживался изображать своих героев полосатыми зебрами блатных мастей, а щедро наделял их качествами, которые в совокупности делали человека в глазах окружающих достойным звания «настоящий коммунист»? Не знаю, могу только предположить: не давали развернуться творческому течению мысли, наверное, даже отбирали бумагу, не давали писать. Зато теперь есть такая возможность, никто за руки не хватает. Вот и развернулся.
Вообще, фильм «Исчезнувшие» стоит посмотреть только ради того, чтобы увидеть, как человек, автор, может испоганить свое собственное детище, попутно запустив тухлым яйцом в собственную страну. Или дать испоганить это детище другим. А потом обязательно посмотреть старый фильм «Обратной дороги нет». Особенно момент, когда Галка в исполнении Г.Польских говорит такие слова: «Немного у меня хорошего было в жизни. Отец пил. Стал ухаживать за мной парень – отстал из-за отца. Хочу сказать, что было и плохое, и хорошее. И все это наше. А вот они пришли сюда – чужие, и я не хочу им отдавать ничего своего – ни плохого, ни хорошего! У меня ничего к ним нет, кроме ненависти».
Тогда станет понятно, почему мы победили.