Не знаю, насколько верны мои данные, но я не припомню других кинематографических произведений, раскрывающих тему заградотрядов. Мельком они либо упоминаются, либо появляются в некоторых фильмах о Великой Отечественной, но целиком посвященных этой теме я что-то не припомню. В сериале «Соло на минном поле» показана фронтовая жизнь заградотряда, и именно это заставило меня взяться за рецензирование данного произведения.
Действие происходит, судя по всему, в августе 1942 года, точное место и время не указано. Заградотряд, созданный в соответствии с приказом наркома обороны №227 от 28 июля 1942 года, занимает позиции – согласно этому же приказу – непосредственно за боевыми порядками одной из нестойких частей с задачей останавливать всех отходящих в тыл без приказа, задерживать трусов, паникёров, дезертиров, а при необходимости – расстреливать таковых. То есть все вроде бы, на первый взгляд, верно и исторически правдиво. Но после просмотра убеждаешься как раз в обратном. К концу последней, четвертой серии, становится абсолютно ясно, что авторы так и не сумели избежать пропагандистских штампов времен перестройки и журнала «Огонёк» второй половины 80-х и слепили абсолютно в духе тех времен грубую идеологическую подделку. И вот почему.
Начинается действие с того, что в тыл к немцам идёт группа разведчиков из двух человек, одетых в немецкую форму и выдающих себя, соответственно, за немецкого офицера и его то ли денщика, то ли просто солдата. Цель группы – выход на связь с подпольем и с его помощью подрыв немецкого склада боеприпасов.
Подполье представляет развязная девица, именующая себя целым капитаном и пытающаяся «построить» прибывших разведчиков, являющихся младшим лейтенантом и младшим сержантом. Разведчики на грозный окрик не обращают внимания, увлеченно уплетая за обе щеки довольно обильную снедь, выставленную на стол девицей. Да и от водочки не отказываются. Вот вам, уважаемые сограждане, образ разведчика, пришедшего в тыл к немцам не задание выполнять, а водку с девицами пить. Мало того, младший сержант еще и в койке оказывается с хозяйкой квартиры и руководителем подполья в одном лице. Хорошо хоть не со своим командиром, младшим лейтенантом!
Проснувшись через какое-то время, сержант обнаруживает, что командир спит мертвецким сном, девицы нет, оружие разряжено, а квартира заперта. И видит в окно, как немцы спешат их брать. Но наш разведчик берет спящего от подмешанного (как выяснится позже) в водку снотворного командира на плечо, одним махом валит насмерть шестерых немцев и на мотоцикле устремляется обратно к своим. Вроде бы былинный герой, но выглядит это как-то уж очень фантастично и нелепо.
Свои встречают, конечно же, неласково. Младшего лейтенанта по приговору дивизионного трибунала расстреливают перед строем, причем делает это доброволец из заградотряда, сержанта отправляют …нет, не угадали! Не в штрафную роту, а совсем даже наоборот, в заградотряд. Это командир разведчиков уговорил комиссара на такой необычное решение. Кстати, о комиссаре. Он в сериале заменяет все командование целой дивизии. Нет ни командира, ни начальника штаба, нет никого. Всё решает комиссар, причем большинство его решений, как и положено по перестроечному штампу, одно кровавее другого. Он и раскрывает тему сериала: есть приказ №227 «Ни шагу назад», и в соответствии с ним создан заградотряд. Цели отряда обозначены исторически верно, цитата из приказа приведена точно и это вызвало у меня надежду на то, что дальше действие будет развиваться в согласии реальной, а не выдуманной перестроечной прессой, линии. Но не тут-то было!
В заградотряде, куда прибывает бывший разведчик, как выясняется, служат сплошь и рядом замечательные люди, за исключением того самого добровольца-палача. Но и он, как выясняется позже, тоже очень хороший человек, пожалевший расстрелянного и казнивший его, чтобы над ним не издевались перед смертью. Вот так нам дают понять, что рядовые солдаты – милейшие и добрейшие люди, даже если служат в загрядотряде, а самые злыдни сидят наверху и, как положено коммунистическим руководителям, мечтают найти и обезвредить как можно больше врагов, мнимых и настоящих. Но не будем обольщаться, как поначалу произошло со мной: и рядовые солдаты будут представлены не в лучшем свете.
Бойцы передовых частей бегут с поля боя, стоит только вдали появиться танкам противника. Как-то странно даже видеть их командира, пытающегося их остановить и гибнущего в бою. Видимо, какие-то проблески разума при съемках сего произведения у авторов были. Бойцы заградотряда в бою ведут себя мужественно, задачу свою выполняют, стреляя поверх голов, а когда это не помогает, то и непосредственно в бегущих (хотя за всю войну это были единичные случаи, а в сериале показано как ежедневное и чуть ли не рутинное явление!), а потом вообще сами переходят в контратаку и отбрасывают немцев. И это, пожалуй, единственные солдаты Красной Армии, ведущие себя адекватно и мужественно. Они смело вступают в бой с немецкими парашютистами, не бегут в тыл при каждом выстреле и ведут себя, в общем-то, достойно. Вот только это всё меркнет перед трусостью и дезертирством бойцов обычных частей и подразделений, бегущих в тыл при первой возможности, живущих вдали от боев в лесных шалашах, грабящих и убивающих местное население.
Нормальными людьми из бойцов обычных частей выглядит только бывший разведчик. Остальные, кроме одного раскаявшегося дезертира, убитого немецким парашютистом (но убитого не в бою, а потому, что под руку не вовремя подвернулся), выставлены исключительно в черном цвете. Они поголовно трусы, дезертиры и даже предатели, то намеревающиеся хладнокровно убить бойцов заградотряда, то грабящие свое же мирное население. Когда им оказывает сопротивление одинокая старушка, у которой они воруют полмешка картошки и самогон (ну, куда ж без алкоголя-то?!), дезертиры предстают еще и убийцами, лишающими жизни не врага, а эту вот самую старушку. Бойцы заградотряда при всей их положительности и нравственных страданиях от вынужденной стрельбы по своим, тем не менее, стреляют своих, не жалея патронов. То, что такие случаи, повторюсь, были единичны и крайне редки, авторов сериала не смущает, видимо, ни в коей мере. Специально не считал, но в сериале, по моим ощущениям, бойцы заградотряда убили советских солдат примерно столько же, сколько немцы!
Авторам фильма было лень поднять документы и посмотреть, что, например, в период с 1 августа по 15 октября 1942 года заградотрядами было задержано 140 755 военнослужащих, сбежавших с передовой. Из них расстреляно 1189 человек. Но авторы твердо уверены и убеждают зрителей, что стреляли всех без разбора, – ведь все бойцы обычных частей, за которыми стояли заградотряды, были дезертирами. То, что значительная часть личного состава этих частей просто ввергалась в заблуждение паникерами и поддавалась паническим настроениям, что не является дезертирством, авторами не рассматривается в принципе. После остановки заградотрядами эти бойцы возвращались на позиции и, зачастую, в дальнейшем дрались с врагом достойно. Нам же показывают, что стрельба из автоматического оружия по отступающим без приказа была – опять же повторюсь – ежедневным и даже рутинным явлением! При этом оставившие свои позиции бойцы довольно успешно стреляют в заградотряд, но не делают ни единого выстрела в сторону немцев.
Нам ясно дают понять, что без пулеметных очередей в спину наши предки воевать не могли и не хотели. Чем ближе к концу сериала, тем явственней и четче звучит эта тема в диалогах главных и вспомогательных героев, в их действиях и поступках. Почему хотя бы в диалогах главных героев не упомянуть о том, что вот, мол, соседняя дивизия (полк) воюет «без помощи» заградотряда и дерется с немцами храбро, абсолютно непонятно. Вместо этого нас убеждают, что заградотряды – это жестоко и преступно. Финальный же аккорд окончательно убеждает нас, что в те времена власть была преступна и Победа была добыта исключительно рядовыми людьми, сумевшими сохранить свой человеческий облик, несмотря на звериный оскал сталинизма. Особенно ярко этот оскал виден в сцене, когда боец загрядотряда при стрельбе по бегущим в тыл бойцам штрафроты убивает своего отца, попавшего в штрафники из зоны, будучи осужденным за финансовое преступление.
В последней серии в заградотряд то ли блажной, то ли просто сумасшедший верующий приводит мальчишку, который оказывается родственником командира одного из взводов отряда. Мальчик рассказывает, что его семью репрессировали, а его отправили в детдом для детей «врагов народа». И при эвакуации их оставили именно потому, что они – Члены Семей Изменников Родины (ЧСИР). А сейчас они в немецком тылу, спрятались в одной деревне. Естественно, бойцы заградотряда принимают решение идти их вызволять. С ними идёт и блажной. Этот блажной, кстати, появлялся и раньше, убеждая заградотрядовцев не стрелять в своих. То, что эти свои покинули позиции и дезертировали, нарушив присягу, его не волнует – это вере не помеха. Отделение заградотряда покидает расположение части и идёт в тыл к немцам. То, что это тоже выглядит как дезертирство и даже предательство – ведь они покинули расположение части в боевой обстановке, пусть даже и ради спасения детей – авторов фильма не волнует ни в коей мере: надо же показать, что рядовые солдаты воевали вопреки кровавому режиму.
Но воюют они странно. Вроде, по фильму, бойцы на фронте не первый день и даже год, но по лесу идут плотной группой, без впереди идущего дозора, ну прямо – мечта немецкого пулеметчика! Впрочем, как показали дальнейшие события, немцы воюют еще хуже: наши перестреляли их, как куропаток, погиб только блажной. Было это уже при освобождении детей-ЧСИР. И кто бы мог подумать, что стрельба в тылу у немцев привлечет их внимание? Вместо того чтобы, забрав детей, выдвигаться сразу же в направлении линии фронта, бойцы начинают обыскивать трупы и искать, чем бы поживиться. И один из них находит скрипку, причем не простую, а знаменитого скрипичного мастера. Он определил это, только взглянув на нее: ведь до войны был скрипачом. Но тут появляются немцы, и заградотрядовцы, похватав детей, бегут.
Немцы преследуют, и, чтобы их задержать, наши бойцы по одному остаются их задержать. Делают они это хоть и героически, но настолько бездарно, что противник, в общем-то, не задерживается ни на минуту. Бездарно мы воевали, граждане зрители, даже не сомневайтесь. В конце концов, оставшиеся бойцы и дети попадают на минное поле. И вот тут-то становится понятно, почему сериал называется именно так – «Соло на минном поле». Боец-скрипач кладет автомат, достает скрипку и начинает играть. Изумленные немцы застывают при звуках еврейской музыки (скрипач – еврей, кто бы сомневался!) и слушают, раскрыв рты. Но офицер прерывает этот незапланированный концерт воистину снайперским выстрелом из пистолета, разбив скрипку. Немецкие солдаты бросаются к скрипачу, намериваясь взять его живым, но тот, оказывается, стоял на мине и, сойдя с нее, подорвал и себя, и врагов. Сцена вроде бы должна показать нам героизм и мужество советских солдат и их презрение смерти, но никаких подобных эмоций не вызывает, настолько бестолково снята, вызывая даже отторжение.
В конце концов, сериал заканчивается гибелью всех бойцов заградотряда и абсолютно не понятно, добрались ли дети до наших частей. Показано только, что они входят в реку, на другом берегу которой вроде бы должны быть подразделения Красной Армии. При этом течение реки такое быстрое, что до другого берега не каждый взрослый доберется, не то что ребенок.
Вывод после просмотра напрашивается следующий. Сериал снят с единственной целью – показать, что во время Великой Отечественной войны наши предки воевали исключительно из-под палки, подгоняемые пулеметными очередями в спину. Те же немногие, кто воевал честно и без принуждения, сами служили в заградотряде, причем мучились от этого. Авторы, видимо, хотели показать всю глубину и величину моральных страданий людей, волей преступного руководства стреляющих в своих же. Вот только эти самые свои показаны практически поголовно трусами, паникёрами, дезертирами и уголовниками. Командиры же, показанные в сериале, таковыми, по сути, не являлись, всё решали комиссары, только и делавшие, что искавшие врагов и предателей и гнавшие солдат на убой.
Если у авторов и была цель показать действия заградотряда исторически верно и реалистично, то поставленная задача выполнена не была. Сериал нашпигован штампами, историческими мифами, огоньковскими передергиваниями и ложными измышлениями, хотя и не лишен в некоторых редких и мимолетных моментах исторической точности. Но эти моменты становятся абсолютно незаметны на фоне всего того потока лжи и мифов, который льется на нас с экрана. Немногие положительные моменты полностью перечеркиваются вышесказанным и показаны, в основном, нелепо и мимолетно. Автор сценария, в титрах указанный как Илья Пишипропало, а в жизни Илья Авраменко, так же, как и в отвратительно-лживом фильме «Первый после бога», других своих сценариях на тему Великой Отечественной войны, вылил очередной ушат помоев и на нашу историю и на людей, добывших Великую Победу. Теперь можно с уверенностью сказать: наличие в титрах имени этого «сценариста», специализирующегося также на криминальных сериалах, гарантирует нам очередную порцию грязи на наше прошлое. Обиднее всего, что сериал «Соло на минном поле» снят по заказу правительства Москвы, а значит, и на народные деньги. Приходится признать, что средства потрачены не просто впустую, а во вред всем нам и нашей стране. Сериал к просмотру категорически не рекомендуется.