Продолжаю краткий экскурс в историю экономики и экономических учений.
Экономическая мысль средневековья занималась практически тем же, чем и экономическая мысль античности. То есть определением принципов рациональной организации поместного хозяйства, поиском методов наиболее эффективного принуждения крестьян и холопов, взимания феодальной ренты, развития торговли, ростовщичества и т.п. И развивалась она вместе с развитием производственных отношений.
Не смотря на то, что идеи, высказанные в те времена, явились предтечей сегодняшней экономической мысли, о них можно было бы не упоминать, если бы не имена средневековых экономистов.
Например, Фома Аквинский – аристократ и основатель современной господствующей католической философии.
Фома Аквинский, выступал за королевскую власть, в то же время утверждал главенство папы римского, считал социальное и имущественное неравенство естественным. Впрочем, это обычно для тех лет (1224-1265 г.г.)
Опираясь на античных авторов и здравый смысл, Фома Аквинский считал натуральное хозяйство основой благополучия и утверждал, что государство должно быть самообеспеченным и должно получать все необходимые продукты со своей территории.
В то же время, Фома Аквинский не отрицал полезность торговли и оправдывал получение торговой прибыли, которая необходима, чтобы оправдать расходы. При этом у него были любопытные представления о социальной справедливости. Он утверждал, что распределение созданного продукта и ценообразование должны быть обусловлены социальным положением участников торговли. Больше должен получать тот, кто важнее для общественной жизни, поэтому при определении цены к расходам продавца нужно добавить доход, который позволит продавцу жить сообразно своему положению в обществе.
В те времена получили широкое распространение кредитные отношения. И церковь постепенно изменила отношение к ростовщичеству, которое ранее вообще запрещалось.
Фома Аквинский так же считал, что взимать проценты за пользование деньгами грешно, поскольку это продажа того, чего нет. Но кредитные отношения были, и он попытался найти компромиссное решение. Фома Аквинский предположил, что заимодавец может участвовать в торговых прибылях купца.
Реально ростовщические проценты в Европе «узаконили» аж в 15 веке, но ограничили их размер.
В период классического средневековья короли, не считая экономику наукой, зато желая по мановению гусиного пера решить все финансовые проблемы, имели обыкновение экспериментировать на экономические темы. Принимали постановления о торговле, промышленности, ростовщичестве, звонкой монете. Последние были особенно вредоносны, т.к. короли имели обыкновение то разбавить благородный металл медью, то облегчить монеты, то еще чего. И это разрушало денежное обращение и приводило станы к обнищанию.
В те времена цена устанавливалась в твердой монете, по весу драгоценного металла. В раннее средневековье чеканили монеты не только короли, но и сеньоры. Определяли из какого металла чеканить, каким весом, да так, чтобы остаться с наваром. В результате такие монеты не хотели брать не только заезжие купцы, но и вассалы высокопоставленных фальшивомонетчиков. Впрочем, сами сеньоры тоже предпочитала полновесные деньги.
То есть сначала монеты пониженной пробы брали наравне с «хорошими», потом, когда становилась понятна разница, хорошие изымались из обращения в качестве сокровища.
Закон, правильная формулировка которого звучит «плохие деньги вытесняют хорошие», а еще точнее «дешевые деньги будут вытеснять дорогие деньги» был сформулирован не единожды. Авторство его приписывают епископу льежскому Николаю Орезму, который сформулировал это в докладе французскому королю Карлу V в 1366 году, Николаю Копернику, который написал это в 1526 году польскому королю Сигизмунду I, Томасу Грешему, который сформулировал этот принцип в середине 17 в. Кстати, в честь Грешема этот закон и назвали. Название «закон Грешема» ввел в оборот англичанин Маклеод в 1857 г. Орезма и Коперника Маклеод не читал.
Впрочем, эту тенденцию отмечали даже древние греки. Аристофан, живший в 5 в. до н.э. написал в своей комедии «Лягушки»:
«Наши старые монеты, полноценные и отличной пробы, были в ходу не только среди греческого народа, но и во всем мире. Они были приняты во всех государствах по их верному чекану и высокой пробе. Однако мы теперь их не употребляем и предпочитаем пользоваться скверными поддельными деньгами, плохого чекана, фальшивыми и низкого достоинства, которые заменили наши старые хорошие деньги».
Причина, по которой «плохие деньги вытесняют хорошие» проста – выбирает, чем платить, тот, кто платит. Лучшую, полновесную монету, он оставляет себе в качестве сокровища (заначки).
Чтобы вернуть доверие населения к собственной монете, Карл V французский отказывается от сеньоража (навара на чеканке монет), (кроме покрытия затрат на производство). Стоимость монеты приближается к стоимости содержащегося в ней золота или серебра. Правительство получает твердую, надежную валюту. Расчетный курс становится следующим: 1 франк = 1 ливр = 20 солей, 1 бланк = 10 денье. Помимо «конного франка», начинается выпуск «пешего франка» (по изображению на аверсе стоящего короля) и экю с короной, ставшего позже основой денежной системы государства.
Однако со временем выяснилось, что одних хороших монет для поднятия благосостояния явно недостаточно. Нужно развивать промышленность и торговлю. Людовик XI приглашает итальянцев для создания шелковой мануфактуры, немцев – для открытия рудников. В Лионе он создает крупные ярмарки, которые успешно соперничают с ярмарками в Женеве. Он пытается превратить Марсель в центр крупной средиземноморской торговли.
В результате такой политики французская экономика в XV веке ожила. Но это уже другая история.
В арабских странах экономическая мысль развивалась под воздействием Корана. Коран выступает в защиту частной собственности, одобряет развитие торговли, необходимость упорядочения ростовщичества, оправдывает неравенство, порабощение соседних стран, рабство.
Вообще, когда я читаю изложение взглядов средневековых (и не только средневековых) экономистов, у меня всегда складывается впечатление, что они пытаются за грудой слов оправдать социальное и имущественное неравенство. Может быть, кого-то им и удалось в свое время убедить, даже наверняка удалось, но вот сами они в это так и не поверили. Поэтому и продолжали выискивать все новые доводы до конца своих дней.
Интересный вклад в экономическую науку сделал один китайский практик, полуграмотный батрак, живший в 14 веке, по имени Чжу Юаньчжан. Начинал он, как я уже упомянула, батраком, потом некоторое время был буддийским монахом, потом пошел в солдаты. А так как он все-таки знал пять сотен иероглифов (грамотный китаец знает от 3 до 5 тысяч иероглифов и больше), то его назначили десятником. А потом он стал императором, основателем династии Мин.
Так вот, в те времена в Китае свергали династию Юань – это династия потомков Чингиз-хана, конкретнее, первым императором Юань был Хубилай-хан. (Кстати, подданными Хубилай-хана были не только китайцы, но и русские. Не верите мне, почитайте Л. Гумилева).
Во время гражданской войны Китай был изрядно разорен, люди остались без ничего. И тогда император Чжу Юаньчжан принимают закон, по которому освобождает крестьян от налогов на три года. Освобождались от налогов: продовольственного, налога с тутовых деревьев, конопли, зерновых, проса и трудовых повинностей. При этом гражданская война еще шла. Более того, она шла и при его сыне и при его внуке.
Кстати, забавный факт. Как раз с тех времен остров Тайвань стал прибежищем для предыдущих династий. Юаньцы там сидели долго при Мин, минцы при Цин, потом Тайвань хапнули японцы, а сейчас там уже шестьдесят лет сидят гоминьдановцы.
В целях восстановления и развития сельского хозяйства император использовал такие меры, как переселение людей из густонаселенных районов в малонаселенные, подъем нови и пустошей, восстановление ирригационных сооружений, выращивание тутовых деревьев (для производства шелка), хлопка, выдача властями крестьянам рабочего скота и семян, освобождение на три года от продовольственного налога с поднимаемых пустошей и т.д.
А рабочий скот, земли и сельхозорудия он конфисковал у сторонников предыдущей династии и коррумпированных и даже просто нерадивых своих чиновников. Так что на счет экспроприации русские коммунисты Америки не открыли. Старинная пословица утверждает: «ничто не ново под Луной».
Чжу Юаньчжан постоянно говорил: «Из четырех разрядов народа крестьяне больше всех трудятся и больше всех страдают. Весной встают с криком петуха, гонят скот и идут в поле пахать и сеять. Высаживают рисовую рассаду, выпалывают траву, удобряют землю и перегреваются на солнце так, что пот с них течет ручьями, трудятся до того, что теряют человеческий облик. А когда урожай собран, то от всего зерна после внесения налога, остается очень немного. А если, паче чаяния, случается наводнение, саранча или засуха, то они приходят в отчаяние, совершенно не имея выхода. Однако государственные налоги поставляются крестьянами, и работа по трудовым повинностям также является их обязанностью, и добиться того, чтобы государство было богатым и сильным невозможно иначе, как позволив крестьянам спокойно жить и охотно трудиться».
Кстати, у Чжу Юаньчжана, вероятно вследствие его малограмотности, была одна особенность. Если чиновник писал указ маловразумительно, так, что указ предполагал не одно толкование, император приказывал его казнить. По-моему прекрасное правило! А то сегодня уже и поговорка есть: «два юриста – три мнения»!
Кстати, сейчас бывают такие юридические вопросы, по которым у одного юриста бывает три мнения сразу, и все правильные. Эх, Чжу Юаньчжана на законодателей нет!
Но, про историю, наверное, хватит. Я и так написала про средневековье гораздо больше, чем намеревалась.
Экономика оформляется в самостоятельную науку в в 16-17 в.в.
В последней трети 15 – середине 16 в.в. возникает первая школа политической экономии – меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец). Меркантилизм использует историзм, эмпиризм, статистику, философские идеи Бэкона, Гоббса, Локка и др. Как и все экономические теории, он исследует экономическое развитие современной ему эпохи – эпохи первоначального накопления капитала.
В те времена во всех странах, играющих видные роли в политике, господствовал абсолютизм. Короли создавали торговые компании, мануфактуры и т.п. Поэтому меркантилизм основывается на необходимости государственного регулирования экономической жизни, обеспечении оптимального использования ресурсов для превышения экспорта над импортом и приумножении богатства страны. Основным богатством меркантилисты считали деньги. И единственным источником национального богатства полагали внешнюю торговлю. (Кстати, отсюда проистекает наш теперешний неоколонниализм. А, заодно, и паника перед положительным внешнеторговым балансом Китая).
В 17 веке меркантилизм утрачивает свое значение и как теоретическая, и как практическая концепция. Причина этого – развитие товарного производства и появление рыночной экономической системы. Кроме того, произошло сужение роли государства, т.к. вследствие углубления товарно-денежных отношений отпала необходимость государственного регулирования, надзора и регламентации торговли и производства.
Впрочем, правильнее будет сказать, исчезла возможность государственного регулирования сделать это старыми, простыми методами, тогдашние государственные деятели уверовали в заклинание «рынок», а придумав этот «рынок», принялись разбираться, что же он такое и как работает.
В результате возникла школа «классической политической экономии».
Классической школу называют за научный характер ее концептуальных построений и методологии исследования, объективный анализ закономерностей развития товарного хозяйства и исследование сферы производства.
Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце 17 начале 18 вв. К этой школе относятся такие известные экономисты, как Уильям Петти, Пьер Буагильбер, физиократы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго, Адам Смит, Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус и другие.
В следующих постах постараюсь очень коротко осветить самые яркие моменты их учений.