Фильм «День Победы» невозможно назвать ни хорошим, ни плохим. Он никакой. Совсем. Нет актёрской игры, нет четко обозначенного сюжета, одни только его намётки. Актёры не играют, они просто проговаривают текст, и складывается впечатление, не вникают в то, что именно надо говорить и почему. По ходу просмотра возникает мысль: а знают ли актеры, что это фильм о войне?
Ну, да не актерскую игру я собираюсь обсудить, а содержание самого произведения. Все ляпы и идеологические штампы затронуть невозможно: слишком их много – остановлюсь только на основных.
Но сначала кратко о содержании фильма. Он состоит как бы из двух перемежающихся частей. Основная, где действие происходит во время Великой Отечественной войны на фронте, и дополнительная, в которой показана подготовка к параду 9 мая 2005 года. Главные герои в обеих частях одни и те же: они когда-то воевали вместе, а потом их дороги разошлись и встретились только на репетиции парада, в котором должны принимать участие, проезжая мимо трибун в грузовиках. Один из героев – младший лейтенант, командир маршевой роты во время войны и полковник в наши дни, другой –бывший зек и младший сержант впоследствии.
С самого начала непонятно, где и в какое время происходят события. Об этом приходится догадываться по форме наших бойцов и командиров. Так вот, судя по форме, время действия – лето то ли 41-го, то ли 42-го года.
Из бывших зеков, изъявивших желание пойти на фронт, и добровольцев формируется маршевая рота. Такие роты формировались для следования на фронт и пополнения находящихся там частей и подразделений. Но авторам фильма что маршевая, что штрафная, что обычная рота – всё едино. И они, не сомневаясь ни секунды, отправляют эту роту сразу после марша в бой, на минные поля. Да и сам путь на фронт у роты проходит странно. В роте один командир (не считая старшины-сопровождающего) – младший лейтенант после училища. То, что сразу после училища младшего лейтенанта не могли назначить на должность командира роты, никого из авторов, видимо, не волнует и не интересует. Мало того, на привале к ротному обращается бывший зек (обращается – еще сильно сказано), а нынче рядовой солдат, и предлагает младшему лейтенанту покараулить роту, пока она три часа будет спать: мол, люди устали, и надо бы отдохнуть. И командир соглашается! Не командир, а марионетка в руках солдат, как он дальше будет с ними воевать – совершенно непонятно. Вроде хотели показать отца-командира, заботящегося о своих солдатах, а показали тряпку, идущего на поводу у кого ни попадя.
Прибыв на место и доложив о прибытии, командир роты тут же узнает, что через два часа ему с ротой предстоит взять штурмом занятую немцами деревню. Причем атакой через минное поле. Командир полка обосновывает это тем, что сил в полку мало, а утром немцы начнут атаку и полк сомнут. А времени снимать мины и делать проходы нет. У мало-мальски думающего зрителя сразу же возникает вопрос: а зачем атаковать, если пришло пополнение и в обороне позиции удержать легче, тем более что впереди минное поле, которое поставили сами немцы, а значит, и наступать они не собираются. И почему комполка воюет, как хочет: захотел – наступает, захотел – обороняется, такое впечатление, что ни вышестоящих командиров, ни поставленной задачи, ни соседей слева-справа у полка нет. Но авторам такие вопросы нипочем, им уже всё ясно: наши командиры – звери, тупые и необразованные, им на солдат плевать, лишь бы побольше их положить. Особенно зверствует комиссар. Тем более что он точно знает, что немцев против них – два полка и танковый батальон. Только абсолютно неясно, откуда он это знает: ведь разведки в полку нет, во всяком случае, ничего о ней не упоминается.
В общем, смотрите, дорогие зрители: ваши предки военному делу не обучены были, воевали на авось. Да еще и в атаки пьяными ходили, потому что замкомполка так и говорит: получите спирт, перед атакой положено. То, что спирт выдавали, авторы видимо слышали, а вот сколько, когда и кому – нет. А выдавали его только в конце дня, в зимнее время, для личного состава частей, имевших успехи в боевых действиях против немецких захватчиков. А не всем кому попало перед атакой, что в нашем кинематографе последних лет стало уже штампом.
Ночью перед рассветом начинается атака. Почему два часа до нее, данные командиру роты на подготовку, не были использованы для проделывания проходов в минных полях, неизвестно. Опять все тот же штамп: звери-командиры, не умеющие воевать, гонят бессловесную солдатскую скотинку на убой. Первое время рота передвигается ползком, но после первого взрыва мины вскакивает и начинает беспорядочно и бестолково палить в сторону немцев, показывая полную необученность и неумение разумно действовать. Особенно радует комроты, стреляющий из пистолета, даже не видя противника. Сразу видно: идиот необученный, как и все командиры – известно же, что Сталин уничтожил всех толковых еще в 37 году. Двух несущих раненого бойцов комиссар лично расстреливает, якобы приняв их за немцев. После этого он пытается выскочить из окопа и палит из пистолета в белый свет как в копеечку.
Не прошло и минуты, как вся рота погибла, за исключением командира и пары бойцов. И вот один из них сползал в расположение немцев и обнаружил там всего полроты и танк с бронетранспортером. Это вроде как символизирует, что немцы воевали лучше нас, заваливающих их трупами. При этом танк охраняет один часовой, каких либо укреплений не видно, а все остальные дрыхнут без задних ног, да еще и в нижнем белье. Прям не война, а курорт. И то правда – зачем беспокоиться, если русские сами себя на минах подорвут? Но оставшиеся в живых решили подорвать танк и расстрелять неизвестно с чего вдруг начавших панически бегать немцев, как куропаток. Что с успехом и проделывают. А тут и полк в атаку поднялся.
В живых остаются двое из маршевой роты, командир и еще один боец. Причем этот боец попал на фронт из зоны, будучи осужденным за то, что стрельнул ночью в окно из ракетницы – на радостях от согласия невесты выйти за него замуж – и попал в «черный воронок». Это – отсыл к злобным энкаведешникам, собирающих свою жатву по ночам и сажающих всех, кого загребут. А как же, всем же известно, что по ночам от «воронков» было не протолкнуться, прям стрельнуть некуда! Так вот, оставшихся в живых командира и бойца представляют к наградам, причем делается это между делом, за завтраком и с папироской в зубах. Вот, мол, командиры какие нелюди, роту положили, а сами спокойно едят-пьют и не подавятся. А чего их жалеть? – старшина следующих приведет на убой. Комиссар старшине так и говорит: ты, мол, Харон, перевозчик из мира живых в мир мертвых. Следующий кадр: по дороге идет новая рота. Нам еще раз напомнили: мы победили, завалив немцев трупами.
Заканчивается фильм кадрами из нашего времени, когда после парада друзья-фронтовики пьют водку (ну, а что делать?), поминая товарищей. И опять момент, вроде бы по-человечески понятный и естественный, снят убого и отталкивающе. Но еще более его усугубляет песня воина-афганца, подошедшего поздравить ветеранов с праздником. Мало того, что его играет рок-певец Александр Ф. Скляр, который в этой роли смотрится нелепо и неестественно, так еще и текст поздравления вызывает недоумение – как минимум. Он говорит о том, что тоже воевал, но не испытал радости победы. Вот, мол, уважаемые ветераны, какие у вас потомки, вам не чета. Учитывая, что в фильме действия наших бойцов и командиров в годы войны показаны не с лучшей стороны, то в Афганистане мы воевали еще хуже и бестолковее. Получите, ещё и воины-афганцы, ушат помоев на голову.
Вывод для фильма неутешителен и ясен: грубая, нашпигованная штампами поделка, выставляющая наших предков идиотами и безжалостными нелюдями, не жалеющими солдат. Авторы совсем ничего не знают – да и не хотят, наверное – о войне. Сначала они путают маршевую и штрафную роту. Первые, как уже упоминалось, создавались для следования на фронт и пополнения находящихся там частей – по количеству солдат, сержантов и офицеров маршевая рота могла равняться батальону. Командовать ею младший лейтенант только что из училища не мог ни при каких обстоятельствах. И отдельно вступать в бой она никак не могла. Тем более в полном составе идти в атаку на минное поле. Еще понятно было бы, если бы рота была штрафной – они как раз и придавались полкам для атаки на особо опасных и хорошо укрепленных участках обороны противника. Но речь в фильме идёт исключительно о маршевой роте. Так же авторы не имеют представления ни о боевой задаче, ни об инженерно-саперном обеспечении наступательных действий, ни об элементарных правилах ведения боевых действий, а в результате их невежество и отсутствие хотя бы малейшего проникновения в тему войны проецируется на наших предков. В итоге у зрителя создается ложное впечатление о том, как воевали наши солдаты в годы Великой Отечественной, рисуются образ бестолковых, неумелых и неграмотных командиров и солдат – бессловесной скотинки – идущих на убой по минному полю, гибнущих сотнями и заваливающих немцев собственными трупами.
Смотреть не рекомендуется категорически.