Замечание: для тех, кто не читал статьи Лекса Кравецкого "Дружески о ситуации в Клубе", рекомендую сначала познакомиться с ней, а потом уже переходить к этой.
ПРОБЛЕМА? НЕТ – ЗАДАЧА!
Начну с того, что Лекс Кравецкий великолепно описал то, что происходит в клубе. Активное обсуждение статьи, комментарии участников клуба показывают, что статья задела за живое.
Статья Лекса – это «диагноз». Но поставить диагноз – это только пол дела, надо решить, что с этим делать. Если у клуба есть проблема, значит, нужно ее решать. Идеи Лекса по этому вопросу (как я их понимаю) можно сформулировать в двух тезисах:
1. Спасение утопающего – это дело рук самого утопающего.
Бессмысленно ждать, что кто-то другой реализует за тебя твои идеи, нужно брать и делать. А не умеешь делать – учись.
2. На первых этапах вопрос о том, что нам делать, должны взять на себя наши коллеги из тех, кто уже чем-то занят и имеет опыт.
Актив будуе показывать пример, другие участники будут у него учиться.
Обе идеи я считаю правильными, и, развивая их, хочу дополнить статью Лекса Кравецкого.
Первый шаг к решению любой проблемы – это превратить проблему в задачу.
Будем исходить из того, что у членов клуба есть общие цели, есть идеи, есть желание учиться и работать. Вопрос: чего у них нет? Чего не хватает, чтобы большее количество участников подключилась к активной работе? Ответ остаточно очевиден:
1. Не хватает базовой теоретической подготовки.
- умения грамотно формулировать цели и задачи
- умения грамотно планировать работу
- умения приводить знания в систему
- и т.д.
2. Не хватает практики.
- умения организовывать работу свою
- умения организовывать работу других людей
- умения совместного решения сложных задач
- опыт руководства группой
- и т.д.
Сложно браться за сложные проекты, если не наработан опыт работы над простыми.
Но если не хватает теории и практики, следующий вопрос - откуда участники могут ее получить? Это очень важный вопрос. Во-первых, не все смогут осваивать эти премудрости самостоятельно. Во-вторых, обучение на своих ошибках займет много времени. Между тем, времени у нас в обрез, и разбрасываться им - непозволительная роскошь.
Следовательно, пускать на самотек вопрос обучения участников нельзя. Вопрос обучения участников должен стать приоритетным для клуба.
Если нужно учить участников, следовательно нужны учителя. Вопрос: Кто может выступить учителем? Ответ: Учителем может выступить любой человек, подкованный теоретически и имеющий опыт работы над социальными проектами. Что требуется от такого учителя? Научить других грамотно ставить задачи и решать их.
В данный момент большая часть людей, пригодных на роль учителя – это сам Кургинян и его актив.
Что ж, давайте тогда обратимся к этому активу: друзья, нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, научите нас тому, что умеете. Помогите участникам сделать первые самостоятельные шаги.
Я понимаю, что у каждого свои дела, что как у Кургиняна, так и у его актива дел по гланды. Но ведь и обучение - задача первостепенной важности. Что ж, может быть удастся подключить учеников к своим проектам. Кто из актива может этим заниматься? Кто возьмется разработать программу, кто будет учить, кто будет консультировать? Решите, пожалуйста, между собой. Важно, чтобы кто-то из актива постоянно курировал этот вопрос.
Следующий вопрос: как активу эффективно обучать такое большое количество людей, да еще из разных городов. Я бы предложил формат вебинаров – т.е. семинаров, которые проводятся через интернет. Это очень удобная форма. Чем вебинар отличается от видеозаписи? Вебинар транслируется в прямом эфире – т.е. участники вебинара будут через интернет слышать, что говорит ведущий или даже видеть его. Ведущий объясняет какой-то материал, а участники могут через чат задавать ведущему вопросы. В конце вебинара ведущий дает участникам задания, и проверяет их выполнение перед следующим вебинаром. А на следующий вебинар можно начать как раз с комментариев по выполнению заданий и разбора ошибок.
Есть один очень сильный прием для вебинара. Например, ведущий дает задание – сформулировать идею своего проект, опубликовать в своем блоге И прокомментировать проекты минимум двух других участников вебинара.
Понимаете, в чем фишка? Если сейчас очень вяло комментируются чьи-то идеи, то в рамках вебинара все будет иначе. Участники будут с интересом смотреть, кто чем занимается, будут комментировать работы друг у друга, начнут группироваться вокруг общих направлений.
Вебинар – это очень сильная форма ведения занятий через интернет. Причем, что важно: участник, которые не присутствовали на вебинаре, смогут скачать его запись. Записав вебинар один раз, мы получим возможность обучать таким способом любое количество участников.
Что еще может помочь участникам включиться в активную работу?
1. Нужен информационный центр, где фиксируются большинство активных проектов (независимо от направлений – будь то АКСИО или АЛЬМОР), а также вакансии в рамках этих проектов. Золотое правило: берешься за проект – сделай запись, чтобы все видели, чем ты занимаешься. Завершил проект – сделай пометку.
Кроме организационной роли, это важно и чисто психологически – чтобы видеть, что не просто так мы здесь собрались, что проделана реальная работа, и можно оценить ее объем и качество.
2. В информационном центре также должна быть информация по специалистам в той или иной области. Зачем? Чтобы в случае чего можно было попросить консультации по своему проекту. Скажем, участнику для проекта нужен сайт, а имеет смутные представления, как их создавать. Тогда он идет в информационный центр, находит специалиста и задает ему вопросы (а может даже предлагает участие в проекте).
3. Если мы работаем не за деньги, то все равно должна быть система вознаграждения за труд самых активных и успешных. Буквально сегодня тема о неденежном вознаграждении участников появилась на форуме.
Что есть деньги по сути своей? Некий эквивалент потраченной человеческой энергии, помноженный на коэффициент востребованности в обществе созданного продукта или оказанной услуги.
Если мы стремимся создавать другое общество, где будет востребована не чечевичная похлебка, а первородство, то и валюта у этого общества должна быть другой.
Например, мы можем фиксировать историю участия в различных проектах, начислять баллы в зависимости от значимости проекта и роли участника в его реализации. На что можно будет потратить эти баллы вопрос отдельный. Например, приобрести какие-то книги, получить приглашение на участие в летней школе и т.д.
===========================
Друзья, что думаете о том, что членам клуба нужна помощь актива? Пожалуйста, отпишитесь в тему. Это важно, ведь у актива будет резон обратить на нас внимание только в том случае, если они увидят, что нам это действительно нужно, что мы готовы учиться и выполнять задания.