Помните фразу В.С. Черномырдина: «Какую партию мы не строим – всё КПСС получается!». Во многом ключевая фраза. Создавали-то её кто? Функционеры из бывшей партийной номенклатуры. Дуболомы из горкомов и парткомов. Они же и дисциплину нарезали внутри неё по принципам демократического централизма, и вертикаль формировали по тем же принципам. Лозунги-то в связи с переоформлением политического направления, естественно, поменяли, а скелет оставили. То есть девиз «КПСС – ум честь и совесть нашей эпохи!» был снят, но суть и принцип отношения к новой партийной конструкции – остался.
Говорят, что въевшаяся в поры шахтёрская пыль остаётся в них до конца жизни. Ну да, и в бочках из-под селёдки никто огурцы солить не закладывает. Более древняя формула – «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Матф. 9:17). А что делать, если человек ничего иного не умеет? Закончил он своё ВПШ, и других навыков у него нет. Если и был какой-то институт, кроме партийного образования, то опыта же нет, навыки-то, чаще всего, не сформированы. Но командовать, командовать-то – это да, они умели! Языком трепать – не мешки ворочать. Это про них в своё время говорили: «непыльное дело: закрыл рот – рабочее место убрано!» Вот и ломились в эту дверь партшкол все те, кто хотел жить сладко, а способностей – или никаких, или минимум. Страна к началу перестройки массово выпускала двоечников, которые должны были стать опорой власти. Дальше рассказывать не стоит. Как сработал этот механизм – знаем, до сих пор расхлёбываем, да такими ложками – пережёвывать не успеваем.
Думаю, что тот последний период социализма заложил некие критерии политической культуры, которые живучи, как сорняк. Это именно тот узколобый прагматизм и политическая зашоренность, которая не выветривается никакими ветрами перемен. Пришлось убедиться в этом недавно, когда в нашей территориальной организации произошло то, что стало для меня неким общим смысловым рядом. Часть ребят из нашей группы решила претворить в жизнь заветы отцов и создать прочную ячейку общества по иерархическому принципу. То есть выдвинуть лидера, написать регламент, где было бы всё чётко прописано и расставлено по полочкам. К тому времени как раз и вышла передача «Суть времени» С. Кургиняна, где он предлагал создавать внутреннюю структуру ВКСВ по сетевому принципу на ролевых началах. Но ребята попались стойкие и крепкие, им центр был уже не указ, они и сами знали что делать. Поэтому запустить внутри нашего коллектива свой агрессивный иерархический принцип – для них ничего не стоило. Мне пришлось подискутировать с ними, потратив нервы и силы, но к чему прения и аргументы тем, кто знает своё дело? Дело доходило до прямых угроз с их стороны. Чем закончилось? Исключением этих инициаторов. Но вы будете полагать, что группа «Нева» на этом успокоилась и приняла решение С.Кургиняна смиренно и с пониманием? Нет! Вместе с исключёнными из солидарности вышло ещё два человека. Но несколько человек из того мятежного состава осталось…
Как вы думаете: для чего я рассказываю вам об этом эпизоде? Зачем будоражу ваше творческое и рабочее настроение в Клубе этим скандальным примером? Хм, чтобы не повторять те ошибки, которые заметил в своё время В.С. Черномырдин: «Какую партию мы не строим – всё КПСС получается!» Так вот, хочу расстроить очень и очень многих: мы не строим КПСС. Да, Красный проект, да, на коммунистических принципах, но не КПСС!
Когда я говорю столь твёрдо, меня часто спрашивают:
- Это твоё мнение?!
- Да, моё! – отвечаю я.
И спрашивающий делает на этом акцент, засунь, дескать, своё мнение куда подальше! О том «как строить?», «что строить?» - они, мол, знают не хуже моего. Во всяком случае в моём блоге такой взгляд просматривается совершенно чётко. Бацилла партийного строительства, заимствованная из нашего прошлого – слишком живучий организм, чтобы сама по себе взяла бы, да и отдала бы концы.
Чтобы понять это, давайте хотя бы посмотрим на наши цели. Мы, как Клуб, не ставим перед собой задачу победить на выборах в Госдуму, у нас даже разговор о политической составляющей движения выглядит несколько иным, нежели у наших коллег по КПРФ. К примеру. В программе КПРФ говорится: «Стратегическая цель партии — построение в России обновлённого социализма»; «Главная материальная основа неизбежного наступления социализма состоит в обобществлении производства»… а где слова о культуре, о ценностях? Полагаю, что КПРФ – партия, которая намерена реанимировать СССР. То есть лозунг прост и понятен: «Давай СССР-2!» То же самое, как мы сказали бы: «Хотим вернуться в прошлое!» Я не хочу. И многие не хотят! Я согласен вернуться в обновлённый социализм, о котором КПРФ молчит, как партизан на допросе, вернее, как партизан уже после допроса. Но именно об этом, об обновлённом социализме и даже о более глубоком развитии Красного проекта говорит С. Кургинян. Его Сверхмодерн – такая мечта, которая накапливается содержанием только через наполнения её очень и очень тонкими знаниями науки, философии и культуры.
Многие не понимают этого и, слегка оторопев от непонятных слов «когнитариат», «метафизика», «высшие смыслы», «гносеология», приступают к банальному упрощению и отсечению всех этих мудрствований. Ко мне в блоге они стараются обращаться, скрутив в кулак побольше на моей груди одёжки. И даже через монитор они пытаются найти формы наиболее «прямого общения». Дескать, какие там метафизики, какие там Гончие псы с туманностями Андромеды?! Нам на выборы идти и решать вопросы власти, а ты тут про космические корабли, которые бороздят просторы Большого театра. За нашими окнами бурлит, дескать, революционная целесообразность, а ты тут… И я узнаю о себе всё больше и больше.
Вообще-то такие диалоги – нормальное дело. Тем более когда на одной площадке встретились люди практического склада ума с теми, кто намерен в обновлённом социализме увидеть зёрна более высокой культуры. Что тут поделать, если стереотипы одних основаны на политическом опыте предперестроечного времени, корень которых в демократическом централизме и обобществлённом производстве, а другие в своём поиске высших смыслов вглядываются в опыт шведского социализма, даже в буддийскую сангху (санскрит — «собрание, множество» — название буддийской общины) – ищут некий путь, который даже не в обойме политических критериев, а на полках культурных, культурологических и философских школ. Сергей Ервандович очень хорошо понимает это и потому ищет себе единомышленников среди тех, кто идёт этими двумя путями – направлением практической политики и тех, кто пытается через культуру реализовать свои намерения. Иначе он не стал бы столь скрупулёзно разбираться в каждом термине и не посвящал бы свои выступления столь глубоком философским исследованиям. Скажу больше, в этом направлении сделал такой огромный вклад, что уже одним только своим выводом о синтетичности науки метафизики и философии вписал себя в Историю.
Но такое бурное соседство – не всегда идиллия. Сказано же, что «в одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную Лань». А если нужно? Тогда возрастает роль ездового, того самого, в руках которого вожжи, то есть речь идёт о модераторах. Так случилось, что в моём блоге дискуссии кипят нешуточные, градус их достаточно высок, страсти порой зашкаливает, а модератора нет! Что делать? И этот вопрос я адресую к Совету координаторов. Или мы хотим воссоздать КПСС?