В дискуссиях по метафизике ко мне часто обращаются с возмущением, в котором в первую очередь оспаривается право метафизики быть рядом с наукой или быть чем-то таким, на которое можно опираться в рассуждениях. Дескать, метафизика - это миф, банальная сказка, а что от этих сказок можно взять? Ни-че-го!
Давайте остановимся на том, что мои оппоненты не знают метафизику, они говорят о ней на основании устойчивых представлений о той религии, которую они видят в наших европейских соборах и храмах. Но метафизика – это знание, это учение, которое имеет и свои дефиниции, и свою аксиоматику и философию и, что самое главное, свой исследовательский инструментарий. Скажу больше: и русская православная церковь имеет внутри себя несколько ступеней посвящёния. И то, что знает сельский батюшка, да даже митрополит, - это одно, но есть столпы церкви – старцы, и это уже совсем иное. Взять хотя бы православный институт старчества – это отдельная школа внутри церкви, в круг знаний которой пускались и пускаются далеко не все. Но старцы об этом молчат.
Да, на уровне религий – так и есть, там часто - либо миф, либо некие исторические факты, которые мало что объясняют без веры. Но в том-то и дело, что истинный последователь, допущенный к знаниям высокого порядка за смирение и скромность, за жертвенность и способность к состраданию, хорошо понимает наш мир и потому чаще молчит, не лезет со своими откровениями куда не поподя:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
(М.Лермонтов. Пророк.)
Именно по этой, а также многим иным причинам, сокровенное на базарах не раскрывается, оно адресуется только вопрошающему, устремлённому в такие знания и опять же не для себя, а чтобы помочь нуждающимся.
Восток хранит многие знания. И тут, к нашему глубокому сожалению, сегодня Тибет – провинция Китая, но раньше тут были и свои лаборатории, и своя наука и свои списки по астрономии, астрологии, медицине, естественным наукам.
Думаю, что многие знают историю семьи Бадмаевых ( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0... ), сумевших объединить две ветви медицины – тибетскую и западную, а также то, что Пётр Александрович Бадмаев, опираясь на свои знания, мог лечить те болезни, на которые западное врачевание смотрело уже с безнадежностью. Да и Парацельс – ученик и последователь как раз таки древних метафизических школ.
Но, на что же они опирались, на какие знания? Многие наши современники считают, что это всего лишь глубокие, но, тем не менее, всего лишь представления о лекарственных свойствах трав. И это так, но лишь отчасти. Достаточно поверхностного взгляда, чтобы понять, что медицина тут опирается на представления о тонкой структуре наших тел, то есть эта традиция гораздо больше знает о материи и её свойствах. И, если Запад останавливается на анатомии и больше ничего не хочет знать, то наши восточные соседи спокойно продолжают свои рассуждения о энергетике тела, ауре и прочих вещах, которые западная традиция только сейчас начинает фиксировать своими приборами.
Согласитесь, что европейская наука ничего не хочет слушать, пока не узнает о любом явлении через опыт или не зафиксирует нечто новое своими приборами. И именно потому-то иридодиагностика, а также разговоры о некой энергии ци, которая и есть та самая жизненная сила, циркулирующая в нашем организме – до сих пор парамедицина. Но согласитесь, эти методы работают тысячи лет, и они описаны языком мифов, то есть теми самыми сказками, в которые наш современник верить не хочет.
Поэтому я понимаю тех наши коллег, которые сталкиваются сейчас с необходимостью понять «чем же таким является эта метафизика, ибо о ней говорит С.Кургинян!». Но этого не понять, если считать, что у метафизики есть только филолого-лингвистическая часть, то есть мифы и не более того. К примеру, один из моих оппонентов пишет мне: «Мифы – и есть поэтизированный опыт. Почему поэтизированный – не так важно и мне вполне понятно (и вам наверняка). Но вы идете дальше, а я останавливаюсь в этой точке. вы начинаете строить предположения, что опыт предков основан на некоем рационально осмысленном, целостном, структурированном опыте. Я же считаю, что это – просто опыт».
Да и пожалуйста! Получается, как в той фразе: «пока на себе трактор не почувствую – не поверю!». И сколько бы мы я тут не упирался, что за мифом – не просто поэтика, но и прикладные знания, которые современная наука на дух не переносит, хотя, если совсем уж честно, то она давно уже упёрлась в точные и вполне научные факты, но признавать их так и не хочет. Мои оппоненты ждут своего трактора. Уверяю, его не будет. Пора самим ножками двигать, включать извилины.
И я приведу простой пример. Думаю, все мы знаем о той самой пране, которой Восток уделяет столь много внимания. Тут и пранаями – упражнения по укреплению и насыщению энергией всего нашего организма. Википедия, кстати, говорит: «Прана (प्राण, буквально на санскрите означает «жизнь», «дыхание» или «постоянное движение») — одно из центральных понятий йоги и традиционной индийской медицины, понимается как жизненная энергия, жизнь».
А ведь ещё сто лет назад был проведён вот такой опыт:
«Любопытные опыты проделывал в-90-х годах прошлого столетия известный русский гигиенист И.И.Кияницын. Помещал морских свинок, кроликов и собак под стеклянным колпаком, а подводимый к ним воздух пропускал предварительно через раскалённый песок и вату и затем охлаждал до нормальной температуры. Спустя несколько суток животные в такой профильтрованной атмосфере заболевали и умирали. Контрольные животные, содержавшиеся в точно таких же условиях, но только с притоком нетронутого комнатного воздуха, оставались живыми и здоровыми. Напрашивался вывод: воздух, пропущенный через фильтры, становился биологически неактивным. Но что, собственно, могло с ним произойти? Ведь химически он оставался тем же самым: 20% кислорода, 80% азота, не считая 1% инертных газов, которые, вероятно, в жизненных процессах никакой роли не играют».
В современной науке есть аналог слову прана – аэроион (http://www.ionization.ru/issue/iss21.htm ), открытый русским учёным А.Л. Чижевским, который был одним из основателей космического естествознания, основоположник космической биологии и гелиобиологии, биофизик, основоположник аэроионификации, электрогемодинамики, философ, поэт, художник. Поэтому, очень зря вы считаете, что в метафизике присутствует только миф… Впрочем, быть счастливым в своём неведении – не запретишь!