Прокатившиеся по миру волны сначала бархатных революций, затем "цветных" и, наконец, революций "арабской весны" возбудили интерес мирового сообщества к теме ненасильственной (nonviolent) борьбы (далее НБ). Находившаяся, до той поры в тени и бывшая предметом исследования отдельных чудаков, НБ вдруг стала популярной темой, востребованной и СМИ, и обществом, и, главное, государственными структурами.
На волне всеобщего интереса к НБ, получил широкую известность американский социолог и политолог Джин Шарп. Сжатому изложению его подхода к НБ посвящена наша предыдущая работа "Философия, теория и методы ненасильственной политической борьбы по Джину Шарпу" . В этой же статье кратко изложена и сама суть ненасильственных методов.
Д. Шарп, технологизировав методы НБ, перевёл их из политической экзотики в разряд актуальных. Первыми кто понял перспективы НБ для решения внешнеполитических вопросов и воспользовался открывшимися возможностями, были государственные структуры США. В этой связи, стали уже классическими примеры помощи со стороны США прибалтийским республикам в отделении от СССР, их организационной и финансовой помощи в свержении Милошевича в Сербии, Шеварднадзе в Грузии, а так же организационной, финансовой и координирующей помощи в приходе "оранжевых" к власти на Украине. Всё это примеры ненасильственной политической борьбы (далее НПБ), отличающейся от классической НБ преобладанием политических целей над социальными или экономическими.
Активное использование методов НПБ одними государствами против других государств, заставляет исследовать и предложить методы противодействия общества такому вмешательству извне. Важно отметить, что возможности государства, в противостоянии оппозиции использующей методы НПБ, весьма ограничены и эффективны преимущественно на ранней стадии конфликта. Впрочем, возможности государства они и не бесполезны, как многим представляется. Можно сказать, что здесь противостоят друг другу подвижная активность и тяжёлая значительность.
Данная работа посвящена рассмотрению общих принципов противодействия "цветным" революциям со стороны гражданского общества, посредством НПБ.
I. Определения
Вначале сделаем некоторые необходимые определения.
Ненасильственная политическая борьба (НПБ) – это метод противодействия правительству или доминирующей политической силе в целом, с целью получения политической власти (перераспределения её в свою пользу), либо склонения правительства к действиям в своих интересах, без использования угрозы или факта физического увечья, без использования угрозы или факта убийства, без использования угрозы или факта насильственного ограничения физического перемещения оппонентов, без угрозы или факта использования оружия. НПБ является разновидностью НБ и характеризуется преобладанием политических целей у акторов.
"Цветная" революция – государственный переворот, осуществлённый, с преимущественным использованием методов НПБ, силами "цветного" движения. Очень часто "цветная" революция осуществляется в интересах и при непосредственном доминирующем участии в планировании, организации и финансировании со стороны иностранного государства, группы иностранных государств, общественной или коммерческой организаций. Интересы иностранных инвесторов ни в коей мере не нивелируют наличия мощных внутригосударственных факторов и причин революции, без которых она не возможна.
"Цветное" движение – общественное движение, представляющее собой организованную группу лиц, имеющее сторонников в элите или контрэлите государства, имеющее значительную поддержку среди определённых социальных, территориальных или этнических групп населения, ставящее перед собой цель осуществления "цветной" революции, и посредством оной надеющееся решить ряд важных для себя задач, которые иным способом члены движения решить, по их мнению, не в состоянии.
Гражданская политическая война – политическая борьба с использованием преимущественно методов НПБ, но ведущейся под угрозой "цветной" революции. Гражданская политическая война характеризуется огромным накалом противостояния, массовыми ненасильственными акциями противоборствующих сторон, парализацией, в значительной степени, действий государственного аппарата, расколом элиты и общества, невозможностью, на длительный период времени, согласовать интересы сторон путём переговоров и компромиссов, не признанием сторонами итогов демократических процедур смены власти, если результаты оных не удовлетворяют их. Гражданская политическая война ведётся в основном общественными движениями, при второстепенной роли государства и государственных институтов
Доминирующая общественная сила – социальная или национальная группа, ряд групп, контролирующих и использующих государство, в первую очередь, в своих интересах.
Общественная оборона (ОО) – вид организации гражданского общества, для противодействия "цветному" движению и осуществлению в государстве "цветной" революции, посредством преимущественно НПБ. Это так же вид организации общества, в некотором смысле конкурентный традиционному государству, с целью отстаивания своих интересов перед элитой, контролирующей государство. Это способ влияния общества на элиту, а так же установления и поддержания контроля над государством, особенно в условиях невозможности или затруднённости такового влияния, традиционными инструментами. Общественная оборона не демократия, в общепринятом смысле. ОО характеризуется сетевой структурой, добровольностью и не фиксированностью членства, самофинансированием деятельности, преимущественно территориальной и профессиональной стратификацией.
II. "Цветные" движения и "цветные" революции
Результатом "цветной" революции, как мы видим из опыта уже осуществлённых переворотов, является обычно смена доминирующей общественной силы, радикальная смена вектора политического развития и политических пристрастий конкретного государства. Это чётко прослеживается от "бархатных" революций 90-х годов ХХ века в Восточной Европе и вплоть до революций "арабской весны" 2011 года. В последних, пока, правда, в меньшей степени. Но это лишь форма проявления более глубокой причины толкнувшей давно существующие в стране, силы, часто ранее не организованные или слабо организованные, на путь "цветной" революции.
Причины возникновения "цветного" движения сугубо внутригосударственные. Внешние силы лишь пользуются существующими противоречиями и являются подстрекателями к созданию "цветного" движения. В каждом конкретном случае причины поддержки гражданами "цветного" движения могут отличаться. Однако все "цветные" движения объединяет то, что иного способа добиться своих важнейших, жизненно важных чаяний, кроме как путём замены доминирующей общественной силы в государстве, они не видят.
Лидеры и создатели "цветных" движений часто входят в существующую доминирующую общественную силу, как например, на Украине или Ливии, или даже в правящую элиту государства, как, например в Тунисе и Египте. Одой из центральных причин участия в "цветном" движении представителей элиты и определённых групп населения – недостаточность, или отсутствие, или угроза потери политического и экономического влияния. Хотя это и не всегда бывает ведущим фактором на начальных этапах "цветного" движения.
Например, одной из важнейших причин быстрого успеха свержения президента Туниса Бен Али, было назревшее недовольство среди элитных кланов Туниса, перераспределением собственности и власти в пользу клана Бен Али – Трабейси за счёт всех остальных. Поэтому элита, особенно военная и, частично из МВД, демонстративно не вмешивалась, оставив клан президента один на один со "стихийными" выступлениями. Вся динамика развития "жасминовой" революции говорит о том, что она представляла собой своеобразный дворцовый переворот.
"Цветное" движение, с самого начала образования, ставит перед собой цели не просто получения политической власти, что характерно для любой политической организации, а именно смены даже характера самой этой власти, смены политической организации в государстве, смены доминирующих сил в обществе. Т.е. "цветная" революция это попытка окончательного решения вопроса о политической власти в свою пользу и занятие абсолютного доминирующего положение в государстве, с использованием псевдодемократических методов.
Следовательно, в рассматриваемых нами случаях, политическая борьба неминуемо переходит в фазу политической гражданской войны. Можно утверждать, что сам характер требований "цветного" движения не даёт иного пути их решения как через гражданскую политическую войну и "цветную" революцию.
Чтобы достичь поставленных целей, "цветные" революции решают следующие задачи: разрушение и часто присвоение символов, под которыми доминирующая общественная сила объединяет народ в государство; узурпация связи между положительными изменениями в жизни, положительными идеальными образами, символами; захват источников силы власти; парализация и захват государственного аппарата, либо его разрушение и создание одновременно нового, параллельного; смена доминирующей общественной силы, затем элиты; перераспределение собственности; изменение системы власти; изменение вектора политического развития государства, возможно, изменение общественных смыслов.
Если в обществе и государстве дело дошло до "цветной" революции значит, в обществе существуют очень глубокие (пусть порой лишь на уровне представлений, неких мнимых обид и кажущихся ущемлений) противоречия, разрешение которых, законными методами, сторонники "цветных" движения не видят. Более того, сам факт доведения "цветным" движением своей борьбы до начала политической гражданской войны, говорит о том, что элита, уже не способна отражать интересы общества в целом, обычно уже разобщена и не в состоянии эффективно контролировать государство, а не только одни, оппозиционные социальные, территориальные и этнические группы. Ярким примером этого являются все "бархатные" революции и процесс отделения прибалтийских государств от СССР.
Потому важнейшей, каждодневной задачей для элиты является поиск и купирование противоречий в внутри общества, проблем отдельных групп населения, могущих стать детонатором возникновения "цветного" движения. Действия элиты должны быть направленны на то чтобы "раствор" возмущений и проблем, не стал насыщенным. Его необходимо постоянно разводить уступками, перегруппировкой, кооптацией, реформами, заданием глобальных целей для общества. Сближение смыслов, наличие общих целей и понимания общей судьбы государства подавляющим числом населения, резко снижает вероятность возникновения "цветного" движения и способности оного довести ситуацию до "цветной" революции.
Мы можем выделить следующие характерные черты "цветных" движений:
1. Конечной целью, не всегда явно демонстрируемой, порой даже перед активными участниками и сторонниками "цветного" движения, но всегда таковой внутренне постулируемой, является не просто получение политической власти, а радикальная смена вектора политического и социального развития государства. "Цветное" движение с самого своего создания дистанцирует себя от доминирующей политической силы в государстве. Оно создаёт альтернативный центр сбора народа и переформатирования всей структуры власти, формирования новой государственной целостности. Новая целостность отвергает существующие основания, существующие сущности государства, предложенные действующей доминирующей общественной силой. Отмеченная цель для "цветного" движения всегда конечная, а потому все переговоры с его представителями ведутся либо для выигрыша времени и получения передышки, либо для получения преимущества над противником, для дальнейшего наступления. Компромисс "цветных" движений, со своими противниками внутри государства, может быть только временным.
2. "Цветное" движение всегда имеет сторонников и/или лидеров из элиты или контрэлиты государства. Реже создаётся элита в процессе НПБ. Обязательно есть сторонники и сочувствующие в высших эшелонах власти, лоббирующие интересы движения. На это направлены значительные усилия, особенно на лица и организации, принимающие решения и контролирующие источники силы власти. С ростом влияния движения и приближения ситуации к "цветной" революции, таких сторонников становится всё больше. Происходит это по причине постепенной миграции людей к новому растущему центру. Стягиваются не только люди, но и ресурсы и влияние. Правительство уже не может надеяться на государственный аппарат, элита уже не может выступать единым фронтом, раскол в ней, как и в обществе расширяется. Наступает стадия гражданской политической войны. Стадия, которая может быть очень короткой и сразу перейти в "цветную" революцию, падению правительства и перехода власти в руки лидеров "цветного" движения, а может являть собой достаточно длительный процесс. Однако активная фаза, в силу особенностей НПБ, коротка.
3. У "цветного" движения обязательно имеется значительная социальная, территориальная или этническая группа граждан, на которую оно опирается и откуда его лидеры рекрутируют участников массовых акций в процессе НПБ. Это одно из самых важных требований успешного осуществления "цветной" революции. По сути можно утверждать, что отсутствие такой группы или неудача в вовлечении её в "цветное" движение предопределяет неудачу "цветной" революции. В этом случае "цветное" движение легко подавляется правительством с использование традиционных государственных методов контроля общества. Сами лидеры движения не обязательно являются выходцами из этой базовой группы. Примерами таких базовых групп являются: галичане на Украине во время "оранжевой" революции; радикальные студенты в Сербии; студенты и прорумынские националисты в Молдавии; националистически настроенная интеллигенция в Прибалтике; синуситы и члены племени Хариби в Ливии (на начальной стадии); высокообразованная безработная молодёжь в Тунисе, представители "нового" среднего класса в Египте. Очень широко используется студенческая и хорошо образованная молодёжь. Социальный слой, имеющий много времени, у которого отсутствует устоявшийся взгляд на общество, которые не имеют серьёзных позиций в обществе, которому нечем особенно рисковать и представители которого отличаются радикализмом и безаппеляционностью взглядов, легки на подъём, не обременены личной ответственностью и хотят принять участие в великих делах. Так было в Сербии, на Украине, Тунисе, Киргизии.
4. В большинстве случаев "цветное" движение имеет идеологический, планирующий, организующий и финансирующий его центр за границей, либо лидеры движения тесно связны с экстерриториальными акторами, пытающимися решить, силами "цветного" движения, свои геополитические и экономические задачи. Происходит это по причине существования огромных трудностей на начальном этапе "цветного" движения с применением методов НПБ, а так же критической важностью в процессе длительной НПБ стратегического планирования, планирования и координации отдельных акций, а так же строгой дисциплины в рядах сторонников "цветных" движений. Эти требования могут быть выполнены лишь при условии существования единого авторитетного центра, который в силах не только спланировать акции, ведущие к цели, но и заставить разрозненную политическую базу "цветного" движения выполнить в точности предписания центра. При этом сам центр не обязательно представляет только или в основном интересы иностранного государства. Их роль может быть второстепенной, а на первых ролях и главными бенефициантами "цветной" революции могут быть международные или местные организации, кланы, социальные, территориальные и этнические группы. Например, как это происходит с "Братьями мусульманами" в Египте и вообще с радикальным исламом в идущих революциях "арабской весны".
5. Широкое использование "цветными" движениями в процессе НПБ "наёмников", т.е. лиц организующих и координирующих действия по НБ, на местах, а так же участвующих в массовых акциях за определённую плату или будущее политическое и экономическое влияние. "Наёмники" могут иметь, а могут и не иметь идеологическую мотивацию. Либо она у них может быть слабо выражена. Именно "наёмники" выполняют основную работу по организации масс на НПБ. Обучение и методологическое обеспечение "наёмников" обеспечивают спонсоры и благоприобретатели "цветной" революции. Среди "наёмников" обязательно присутствуют представители заказчика, часто из местных. Таковы были "Отпор" и в целом "Демократическая оппозиция Сербии", "Кмара" в Грузии, "Пора!" на Украине. При этом совершенно не обязательно чтобы эти организации были официально зарегистрированы.
6. В процессе политической гражданской войны "цветное" движение преимущественно использует методы НПБ. Однако это не исключает как провокационные убийства своих сторонников, особенно журналистов и умеренных, в том числе государственных служащих, так и собственно перехода "цветного" движения к насильственным методам. В этом случае политическая гражданская война переходит в обычную гражданскую войну. Примеры этого мы видим в Ливии, Сирии, Египте, Йемене, Киргизии. Т.е. методы НПБ для "цветных" движений не являются принципиально важными. Их используют до той поры, пока они действенны и эффективны. Как только НБ теряет свою привлекательность, её сразу заменяют насилием. У лидеров "цветного" движения нет моральных или религиозных запретов на насилие.
III. Основы противодействия "цветным" революциям
Поскольку "цветная" революция в государстве есть результат гражданской политической войны развязанной "цветным" движением с целью смены доминирующей политической силы, то и подходить к организации обороны и борьбы с "цветным" движением необходимо не просто как к рядовым политическим дебатам демократического толка пусть и чрезвычайно острыми, но как к полноценным военным действиям. Причём скорее как к агрессии со стороны враждебной организованной силы.
Отличие от обычной войны состоит в: использовании преимущественно методов НПБ; скоротечности горячей фазы противостояния (2-3 месяца, иногда недели); второстепенной роли государства. Но в главном они сходятся. И обычная война и гражданская политическая война это силовое противостояние двух или более организованных сил перешедшее в такую фазу своего взаимодействия, из фазы обычного политического противостояния, по причине невозможности достижения своих жизненно важных целей иным способом.
Однако надо помнить, что в случае драматического развития событий вполне возможен переход от политической гражданской войны к просто гражданской войне. У "цветного" движения, как уже говорилось, нет внутренних запретов на использования насильственных методов для достижения своих целей. Более того, в саму "цветную" революцию насильственные методы используются достаточно широко. Целью при этом является окончательная дезорганизация противника, подавление очагов сопротивление и недопущение их объединения в организованное противостояние. После победы "цветной" революции насилие продолжается. Часто первых и наиболее выдающихся лиц прежней доминирующей общественной силы отдают под суд и судят за действия в прежний период по законам нового времени, происходит быстрый, обычно насильственный или полунасильственный, передел собственности, часто вводятся ограничения на занятие определённых, обычно государственных, постов для лиц тесно сотрудничавших с прежней властью.
Прекрасным примером здесь служат события осени 2000 года в Югославии. Вслед за захватом сторонниками Демократической оппозиции Сербии (ДОС) Федерального парламента и Радиотелевиденья начались погромы местных комитетов Сербской социалистической партии (ССП) и Югославского объединения левых (ЮОЛ) по всей стране. Происходил насильственный захват имущества левых СМИ поддерживавших прежнюю доминирующую общественную силу. Насильственно выгонялись с работы руководители предприятий, больниц, банков, государственные служащие, в том числе избранные, если они были сторонниками ССП или ЮОЛ или было известно, что они поддерживают Милошовича. Всех министров центрального правительства заставили уйти в отставку. В обход действующего законно избранной Скупщины Югославии и правительства республики ДОС назначил кризисный комитет исполняющий функции правительства. Угрожая уличными беспорядками, ДОС заставил Скупщину согласиться на досрочные выборы в парламент.
Необходимость именно такого финишного сценария в процессе "цветной" революции показывает развитие ситуации на Украине. После победы "оранжевых" и получения власти, они не смогли довести дело до конца. Их противник не был разгромлен. Осталась вся его структура как местная, так и центральная, осталась экономическая база. В результате на следующих выборах Президента Украины "оранжевые" проиграли.
Кажется очевидным, что никогда неорганизованная, хаотичная, неструктурированная масса не в состоянии победить организованное, целенаправленное, напористое меньшинство. И тут не важны пропорции и простые численные соотношения: 1/10 или 1/100. Всё равно организация навяжет свою волю аморфной массе, безгласному мычащему обществу. Поэтому организованному "цветному" движению, общество, не желающее претворения в жизнь навязываемых ему изменений, должно противопоставить свою организацию.
Напору и натиску "цветного" движению должна противостоять Общественная оборона – активное объединение граждан защищающих свой путь развития, свою самость, свои смыслы, свой образ жизни, желающих самим определять свою судьбу.
Общественная оборона (ОО) это не пассивное сопротивление. Это активное противостояние деструктивным тенденциям в обществе в ситуации, когда элита не в состоянии полностью выполнять свою функцию лидера и организатора народа на пути его исторического предназначения, а государство дезориентировано и не способно к защите даже самого себя. Внешнее и внутреннее давления на общество таковы, что требуют активного и осмысленного, и осознанного участия в обороне каждого члена этого общества, желающего сохранить себя и свою независимость как представителя народа и нации.
У государства практически нет шансов в противостоянии с "цветным" движением, сумевшем перевести свою борьбу в гражданскую политическую войну и по факту доведшего дело до "цветной" революции. Характерные особенности НПБ таковы, что все ресурсы и методы которые имеются в арсенале государства в борьбе против оппозиции, целенаправленно и последовательно использующей ненасильственные методы и имеющую достаточно сил и упорства в длительном её проведении и сумевшую привлечь на свою сторону значительную часть общества, не могут быть применены безопасно для самого государства.
Порой они вообще просто не применимы. Например, за что наказывать людей, выставляющих во всех окнах большие портреты оппозиционного лидера? Или демонстративно остающихся дома в дни всеобщих выборов? По сути, в процессе успешной НПБ, вся государственная машина сначала оказывается парализована, а затем, либо распадается, либо быстро переходит под контроль оппозиции.
Поэтому, в процессе гражданской политической войны, "цветному" движению будет противостоять в первую и основную очередь Общественная оборона. Государству, хотя и важному элементу борьбы, всё же придётся довольствоваться вторыми ролями. Государство это приз данного противостояния. В гражданской политической войне, как и в любой гражданской войне, действуют в первую очередь не государственные институты, естественным образом частично парализованные и вынужденные бездействовать или действовать в несвойственной им манере и среде, а противостоящие общественные силы и общественные движения. Т. о. основная нагрузка в организованном сопротивлении "цветной" революции ложится на рядовых граждан.
Следующим важнейшим моментом, вытекающим из сути гражданской политической войны, является использование в ней преимущественно методов НПБ обеими сторонами. Обе силы, Общественная оборона и "цветное" движение, представляют собой негосударственные политические образования, имеющие антагонистические цели, но борющиеся за одно государство и интегрированные, по большей части, в одно общество. Сторонники обеих сил могут быть и государственными служащими, и принадлежать к одному социальному слою, и одной элите, которые, до определённого времени совместно контролировали государство и являлись членами доминирующей общественной силы.
Однако ОО и "цветное" движение часто имеют отличную социальную базу, лишь частично пересекающиеся социальные, территориальные и этнические группы. Пока гражданская война находится в стадии политической войны и пока борющиеся за государство силы рассчитывают получить или отстоять своё "малой" кровью, они будут использовать методы НПБ. При этом Общественная оборона, имеющая, особенно на начальном этапе борьбы, на своей стороне государство, кое обладает легитимным правом на насилие, более предрасположена к НПБ, чем "цветное" движение, для которого ненасилие, лишь тактический ход и которое ставит перед собой цель захвата власти, а не отстаивания существующей.
В соответствии с предлагаемым подходом, в противодействии "цветной" революции, сотрудничают две основные силы. А именно, возглавить организацию, планирование, координацию действий НПБ должна элита или часть элиты, не заинтересованная в радикальной смене политического курса государства и устранения существующей доминирующей общественной силы.
В этой борьбе элита должна найти и сорганизовать достаточно обширную социальную группу граждан, которые так же не заинтересованы в последующих, за свершением "цветной" революции, изменениях. Эта, достаточна массовая группа или слой должны стать базой Общественной обороны, и ресурсом, особенно на стадии формирования. Поскольку элита контролирует государство, то для правильного и действенного взаимодействия между государством и обществом, последнее должно быть организованно соответствующим образом. Этой организации соответствует Общественная оборона, становящаяся с момента своего возникновения союзником, защитником и, одновременно, конкурентом государства.
Возможен вариант самоорганизации Общественной обороны. Иногда это единственный действенный вариант, в случае слабости элиты или далеко зашедшего процесса разложения и её, и государства под воздействием "цветного" движения. Примером элементов Общественной обороны, самостоятельно возникшей, являют собой Советы народных депутатов организованные рабочими и крестьянами впервые в России в 1905 году. Сюда же мы относим и забастовочные и стачечные комитеты, а так же, по сути, всё профсоюзное движение. К Общественной обороне постепенно эволюционировали Земские учреждения Российской империи.
Но в любом случае, для успешного ведения политической гражданской войны крайне важен высокий уровень доверия между элитой и обществом. Если для "цветных" движений наибольшие трудности представляет планирование и координация действий разрозненной "цветной" оппозиции, и вовлечение в процесс гражданской политической войны своих потенциальных союзников из общества, то для стороны отстаивающей основные принципы жизнеустройства существующие в государстве, наибольшую трудность представляет именно достижение максимального уровня доверия между элитой и обществом, понимание единства целей в политической войне. Это трудно ещё и потому, что сама возможность "цветного" движения появляется только в случае значительного отчуждения элиты от общества и наличия в государстве больших, долго не решаемых проблем.
Первый шаг навстречу обществу должна сделать элита. Поэтому важнейшим действием, со стороны элиты будет выполнение быстрых реформ и смена наиболее одиозных персоналий. Всё это должно проводиться в интересах не сторонников "цветных" движений и по их требованию, а в интересах социальных групп являющихся базой Общественной обороны. Элита должна с самого начала, организованного противостояния "цветному" движению, ясно и открыто объявить о своих намерения, о целях, задачах борьбы, призвать общество к сопротивлению, инициировать создание Общественной обороны.
Необходимость установления большого уровня доверия между элитой и Общественной обороной потребует значительной перестройки структуры и взаимосвязей в обществе, определения нового места, как элиты, так и гражданского общества. Между ними в процессе противостояния "цветной" революции, в значительной мере стираются границы.
От каждого гражданина в Общественной обороне требуется осознанные, инициативные, самостоятельные действия и глубокое доверие к элите, и сознательное принятие предложенного ею плана НПБ.
От элиты требуется с одной стороны, отсутствие контроля за действиями Общественной обороны, навязывания ей своих целей и претензии на лидерство, а с другой, именно она является организатором, руководителем и планировщиком, как стратегии, так и тактики НПБ в процессе политической гражданской войны. Каждый член элиты должен быть внутренне готов, при необходимости, стать рядовым членом Общественной обороны и участвовать в акциях наряду с остальными. Всё это требует и высокого доверия к Общественной обороне со стороны элиты.
Элита, должна , по сути, раствориться в Общественной обороне. Это делает её легитимной и облачает доверием. Рождаемая в этой борьбе новая структура общества становится очень подвижной. В эпоху глобальной дезинтеграции и дезинформации только такое тесное переплетение общественных классов и групп, ведущее к сочетания взаимного доверия и высокой самостоятельности каждого, даёт надежду на успех и победу в гражданской политической войне, в том числе глобальной.
Второстепенность роли государства в противостоянии "цветной" революции, постулирует второстепенность роли элиты, как силы контролирующей государство. Преимущество элиты в обычных условиях становится её недостатком в условиях гражданской политической войны, когда ни государственные институты, ни демократические процедуры согласования интересов, ни контроль общества со стороны государства уже не работают. Это один из важнейших выводов из анализа ситуации гражданской политической войны. Из него следует и вывод о возможности радикальной перестройки структуры общества и государственного устройства после победы Общественной обороны в гражданской политической войне.
В течение всего периода гражданской политической войны, государство должно воздерживаться от насильственных методов, предоставляя наибольшею свободу ненасильственным действиям Общественной обороны. Однако оно должно жёстко пресекать любые факты мародёрства, погромов, иных насильственных эксцессов, попытки поставок в страну оружия, разграбления складов с оружием и боеприпасами. Государство должно пресекать любого рода подстрекательства к насилию, призывы к неповиновению властям, мятежу. Всё это должно корректно, в рамках закона и главное последовательно и неумолимо элиминироваться.
Общественная оборона должна уделять большое внимание поддержке и взаимодействию с государством в осуществлении им своих контролирующих и стабилизирующих функций. Государственные чиновники, сотрудники органов правопорядки и армии должны чувствовать постоянную поддержку общества в отправлении ими своих прямых служебных обязанностей.
У госслужащих не должно возникать чувство брошенности, обречённости, ненужности пред лицом массовых выступлений "цветных" движений. Они должны чувствовать за спиной поддержку народа и его организованной части – Общественной обороны. Это крайне важное условие успешного противостояния "цветному" движения, поскольку одним из основных методов НПБ является организация психологического давление на госслужащих, создание у них впечатления, что они не на той стороне, что правда не с ними. "Цветное" движение сначала кажется им не опасным, потом привлекательным, а затем они переходят на сторону "цветной" революции. Подобное состояние дезорганизует государственные структуры, снижает эффективность работы, позволяет "цветному" движению успешно проводить в них агитацию и вербовку сторонников, усиливать своё влияние, а затем брать под свой контроль. Государственные структуры должна активно работать по выявлению и купированию сторонников "цветных" движений в государственном аппарате, особенно армии, правоохранительной и пенитенциарной системах. При этом репрессия тут не допустимы. Важно чтобы было известно кто поддерживает оппозицию, поскольку эффективность действий и значимость этих людей, для "цветного" движения, после такой транспорации резко падает. Они становятся скорее обузой, чем помощниками в деле "цветной" революции.
Государство и лидеры Общественной обороны должны уделять огромное значению созданию и поддержанию чувства гордости за дело которому посвящают себя и своё время члены Общественной обороны. Каждый должен ощущать себя частью важной, даже исторической миссии. Создание уверенности в том, что моральная и историческая правда на стороне Общественной обороны – центральный момент в идеологическом противостоянии с "цветным" движением. И, наоборот, в отношении участников "цветного" движения должен создаваться отрицательный образ.
В обществе должно преобладать мнение, что участвовать в "цветном" движении не просто плохо, но и постыдно, люди должны стесняться признаться в своих "цветных" идеологических предпочтениях. Именно не боятся, а стесняться. Страх может подвигнуть людей на сплочение и отчаянные попытки к сопротивлению, стыд разобщает людей и отрывает их от центра притяжения, он дискредитирует лидеров в глазах последователей, делает людей неуверенными, менее активными и менее стойкими.
Участники и сторонники "цветных" движений должны стать не антигероями, не злодеями, а источником анекдотов, им должен быть создан образ недалёких, туповатых, не умных людей, покорным стадом идущих за вожаками. Антигерои это лидеры "цветных" движений и даже их иностранные спонсоры, но не как не представители опорных, для "цветного движения", групп населения. Последние, чаще всего, не имеют антагонистических противоречий с существующим обществом и амбиций, выходящих за обычные житейские рамки.
Отсюда важнейшим является недопущение создания или разрушения, при уже возникшей, связи между "цветным" движением и положительными образами и идеалами. Особенно такими как "свобода" и "демократия". Узурпация "цветным" движением этих символов позволяет ими, как тараном, разбивать практически любую защиту государства. И, в данной области, деятельность Общественной обороны является преобладающей.
Необходимо построить ассоциативные связи у населения и мирового сообщества с отрицательными образами, категориями и "цветным" движением. Например с "наёмничеством", с "иностранным вмешательством", с "иностранной агрессией", "насилием", "узурпацией", "обманом" и т.д.
И, наконец, ещё один из важнейших принципов противодействия общества "цветному" движению и "цветной революции", это открытость и гласность действий Общественной обороны и государства в организации и осуществления отпора. В противостоянии методами НПБ решающую роль играет массовость акций и молчаливая, но действенная поддержка населением одной из сторон. Поскольку "цветные" движения организуются обычно раньше Общественной обороны, то последней крайне важно привлечь, особенно на первоначальной стадии, на стадии своего формирования и возникновения сопротивления, как можно большее количество сторонников.
Собственно сторонников Общественной обороны в обществе обычно гораздо больше, чем активных участников и гораздо больше, чем сторонников "цветного" движения. Необходимо перевести этих молчаливых противников "цветной" революции, в активных, деятельных членов Общественной обороны. Именно поэтому крайне важно постоянно и подробно информировать население о целях и задачах обороны, о планируемых и проведённых и длящихся акциях. О том, как в них участвовать, чем можно помочь Общественной обороне и государству. Все лидеры Общественной обороны и все важнейшие лица элиты государства должны быть широко известны, прозрачны и понятны населению. Полная и окончательная открытость и прозрачность всех действий и целей, ясность намерений Общественной обороны – краеугольный камень победы в борьбе с "цветным" движением.
Горячая, решающая фаза гражданской политической войны обычно приурочивается к неким символическим и общественно значимым событиям или резонансному инциденту. В любом случае к этому моменту структура "цветного" движения полностью готова к захвату власти.
Следовательно в противодействии необходимо уделить особое внимания обстановке в стране в период предвыборных и праздничных мероприятий, объективному и открытому расследованию инцидентов, а так же максимально препятствовать процессу формирования структур "цветного" движения.
Последнее особенно важно, поскольку для успеха "цветному" движению необходимо поддерживать высокий эмоциональный накал своих сторонников и постоянно обеспечивать массовость своих акций и мероприятий. Оно имеют ограниченные финансовые ресурсы, а так же определённые обязательства перед спонсорами. Препятствия же на пути к "цветной" революции существенно ослабляют движение, заставляет торопиться его лидеров, реагировать не по плану, а спонтанно.
С затягиванием начала "цветной" революции среди сторонников движения начинают всё больше преобладать частные интересы и проблемы в ущерб целям движения. Кроме этого время играет против них и во влиянии на государственные структуры. Спадание эмоционального накала позволяет колеблющимся госслужащим более разумно анализировать как своё поведение, так и последствия свершения "цветной" революции.
Всё вышеизложенное говорит о критической важности контроля за СМИ, необходимости эффективного и быстрого распространения информации со стороны ОО, а так же о важности усилий по препятствованию скорости и массовости информации отражающей точку зрения "цветного" движения. Поскольку информационное доминирование один из важнейших факторов победы "цветного" движения, особенно в стадии гражданской политической войны, то необходимо рассеять и подавить его информационные возможности лишив тем самым, или значительно снизив, влияние на общество оппозиционной пропаганды.
Мы видим, что решающую роль в борьбе с "цветным" движением и "цветной" революцией играет не государство и дискредитировавшая себя, в значительной степени, элита, но само общество. Важным выводом является, то, что после победы Общественной обороны над "цветным" движением, структура общества уже не может быть прежней. И в этом победа, той или другой стороны, схожи. Общество в результате гражданской политической войны меняется в корне. Роль общественных горизонтальных связей, "земских" организаций, получивших толчок и окрепших в ОО, возрастает многократно. По сути именно доминирование этих связей и будет формировать новый политический и социальный облик государства после гражданской политической войны.
Остроменский Михаил Петрович МОО «Вече»