Вячеслав Рыбалко
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР
26 сентября – 2 октября 2011 г.
Прошедшая неделя была знаменательна следующими экономическими, социальными и геополитическими событиями:
1. «Конфликт» между вице-премьером (министром финансов) Кудриным и президентом Медведевым, повлекший за собой отставку вице-премьера. Данное событие рассматривалось в связи с заявлениями Медведева и Путина на съезде «Единой России» 24 сентября. Если исходить из заявлений, то Путин выдвигается на должность президента, Медведев на должность премьер-министра.
Когда в субботу стало известно, что г-н Медведев займет пост премьер-министра и поддержит возвращение г-на Путина в президенты на мартовских выборах 2012 года, министр финансов Алексей Кудрин заявил на мероприятии в Вашингтоне, что он «безусловно, откажется» работать в кабинете г-на Медведева. Попытки г-на Медведева добиться роста государственных расходов настроили министра финансов против него.
Кроме того, г-н Кудрин, по-видимому, надеялся занять пост премьер-министра, если г-н Путин снова станет президентом. В первую очередь, недовольство Кудрина вызывают планы по серьезному наращиванию военных расходов. Бывший вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин сохраняет за собой посты председателя Национального банковского совета (НБС) и Совета по финансовым рынкам при президенте РФ. По словам заместителя министра финансов РФ С.Сторчака, А.Кудрин будет «плотно заниматься вопросами формирования международного финансового центра страны». «Это остается зоной его ответственности», – отметил замминистра. У А.Кудрина и Дмитрия Медведева нет разногласий в вопросах развития финансового рынка РФ.
Уход с поста влиятельного российского чиновника, министра финансов, так же, как и нависшая над страной перспектива рокировки между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным никак не повлияют на текущие экономические решения или на кредитный рейтинг России, заявили во вторник в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s.
В связи с отставкой рассматривается очередной срыв гособоронзаказом (ГОЗ). ГОЗ-2011, в отличие от всех предыдущих ГОЗ, отводилась принципиально новая роль – роль флагмана и первопроходца в десятилетней программе перевооружения. И президент, и премьер, и министр обороны неоднократно подчеркивали рекордные финансовые показатели, выделенные по ГПВ-2020 (около 20 трлн руб.). «На протяжении нескольких месяцев, несмотря на мои многочисленные возражения, в том числе публичные, в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения увеличивающие риски исполнения бюджета», – сообщил Кудрин в заявлении. «А бюджетные риски, связанные, прежде всего, с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику».
Российский президент Дмитрий Медведев решительно защитил планы по увеличению расходов на оборону, отвергая критику министра финансов. Медведев, посетивший во вторник военные учения на Урале, заявил, что в поддержке армии состоит «наша миссия и в отношении наших граждан, и в отношении наших соседей». http://www.inosmi.ru/politic/20110928/175270514.html.
Вывод: В результате ухода Кудрина и возможного прихода Медведева на должность премьер-министра значительно выросли экономические риски Российской Федерации. Стабильность и исполнение бюджета поставлено под сомнение. Эти риски пока не рассматриваются зарубежными фондами как сигналы к изменению кредитного рейтинга страны, однако многие инвесторы отмечают повышение риска для российской экономики. Приходит новый, не опытный премьер с командой сомнительных экономистов. Уходит опытный вице-премьер, возглавляющий финансовый блок.
Причины увольнения Кудрина могут быть следующие:
а) Эмоциональная реакция Кудрина на приход Медведева премьером. В ответ эмоциональная реакция Медведева, который осознает публичную слабость своей позиции. По моему мнению, маловероятно. Слишком серьезные вещи стоят на кону, Кудрин контролирует денежные потоки бюджета, превышающие аналогичные потоки Путина и Медведева. Скорее всего, имеет массу обязательств по перераспределению этих средств. Так что не думаю;
б) Будущему премьер-министру Медведеву после всех выборов придется начать – или продолжить – непопулярные, но неизбежные реформы (пенсионная, военная, ЖКХ, налоговая). Есть мнение среди экономистов, что меры будут крайне непопулярные и справиться с ними будет крайне сложно. Поэтому Медведева бросают на эту должность, он проводит необходимые решения, после которых наступает ухудшение ситуации. После чего его снимают и назначают Кудрина, который приводит ситуацию к улучшению положения в экономике. Скорее вероятно.
в) Данный конструкт с выдвижениями первых лиц и снятием Кудрина есть давно продуманная комбинация с целью привести геополитическую ситуацию в России к состоянию хаотичности, так как повышается неустойчивость и многовариантность. Наиболее же верно ситуацию в этом случае понимают те, кто ее создают, однако и для них риски растут. С учетом того, как было проделано выдвижение тоже весьма вероятно.
2. На обострение ситуации на финансовых рынках отреагировало население: граждане начали вносить собственный вклад в ослабление рубля. За последние две недели спрос на наличную валюту вырос на треть. Также серьезно оживился процесс конвертации рублей в валюту на банковских счетах и во вкладах. Пока ситуация еще далека от 2008 года, но в случае негативного развития событий эксперты не исключают повторения сценария трехлетней давности.
Вывод: В среднесрочной перспективе (до конца года) эксперты прогнозируют падение рубля не более чем до 38 рублей за бивалютную корзину. Стоимость рубля будет сильно зависеть от стоимости нефти.
3. Нарастающий кризис в еврозоне, который сейчас наглядно виден в Греции, но имеет скрытое распространение в южно-европейских странах (Испании, Италии, Португалии). Он подогревается несовершенством европейской политической системы. Слишком долгий и замысловатый путь согласования принимаемых решений, который не отвечает кризисным реалиям.
В августе Николя Саркози и Ангела Меркель предложили формирование «экономического правительства» еврозоны, которое должно было бы оказать содействие реализации политики национальных властей. На место его председателя они прочили президента Европейского Союза Хермана Ван Ромпея. Подобный шаг был отрицательно воспринят в Еврокомиссии, у которой возникло чувство, что этот проект оттесняет ее в тень. В этой связи основополагающим моментом является урегулирование огромной суммы долгов, как Греции, чей долг составляет около $500 млрд., так и других стран. Встал вопрос о еврооблигациях. В настоящий момент в Евросоюзе нет единого мнения относительно таких облигаций. Переживающие непростой период государства, такие как Греция, выступают за их создание, Франция не исключает такой возможности в будущем, тогда как Германия, которая может похвастаться лучшими показателями во всей еврозоне и получает самые выгодные условия для займов на рынках, ничего не желает об этом слышать. В частности, Берлин опасается, что они негативно отразятся на предложенных ему процентных ставках.
Вывод: если в скором времени в еврозоне не произойдут резкие структурные политические изменения, позволяющие принимать и осуществлять необходимые решения быстро и согласованно, то, скорее всего, Европу ждут нелегкие времена. Зона евро не устоит, под угрозой окажутся экономики восточноевропейских стран, от них будут отказываться в первую очередь.
4. Вопрос урегулирования газовых контрактов с Украиной, Евросоюзом и Турцией. На этой неделе продлилось противостояние с украинскими властями по поводу газотранспортной системы Украины, Таможенного Союза и цены на газ. Никаких решений принято не было. Было решено продолжить переговоры. Москве выгодно – она вгоняет Украину в очень неудобную финансово-политическую ситуацию. В практически безвыходную.
Однако мы не можем в раскладе отношений Россия–Украина не учитывать еще одного игрока – Евросоюз, который борется за прокладку южных газотранспортных путей в обход России. На острие борьбы против «Газпрома» и России находится комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер. Он делает крайне резкие заявления, а на минувшей неделе под его руководством была начата операция против компании почти во всех странах Евросоюза.
В «Газпроме», российском энергетическом гиганте, и нескольких его основных компаниях-клиентах в Европе прошли рейды, осуществленные европейскими органами по защите конкуренции, в рамках начала расследования Брюсселем предположительных рыночных злоупотреблений. RWE подтвердила, что на ее объектах в Эссене и Праге прошли обыски, а в Eоn сообщили, что рейд был проведен в эссенском офисе подразделения компании по поставкам газа Eon Ruhrgas.
Также на неделе Турция выступила с в ультимативным заявлением, в котором потребовала пересмотра цен, которые у нее и так ниже, чем у многих других европейских потребителей. У Турции есть инструменты давления на Россию – от разрешения на прокладку газопровода South Stream до строительства АЭС в Аккую. Позднее 02 октября Турецкая компания Botas уведомила ООО «Газпром экспорт» (экспортная «дочка» ОАО «Газпром») о прекращении контракта на поставку российского газа в Турцию по «западному маршруту».
Вывод: Нельзя говорить определенно, но, возможно, Россия и «Газпром» подвергаются согласованному давлению с трех сторон: Украина, Евросоюз, Турция. Возможно, появление в этом трио Турции – лишь стечение обстоятельств, но это не мешает достигнуть Турции и Украине согласованной позиции в дальнейшем. С появлением Турции, экспортирующей более 10% российского газа, неопределенность в экономической игре между Россией, Украиной и Евросоюзом увеличилась. Положение России однозначно ухудшилось.
5. Втягивание России в ВТО. Европейцы и американцы поняли, что менее чем через год в России будет новый/старый президент, который не находит выгод России от присутствия в этой организации. Поэтому ставка делается на конец 2011 года. В 2012 году россиянам будет уже не до ВТО: начнется перераспределение властных полномочий. Попытки западных политиков довольно подробно, описываются в двух материалах.
Вывод: По-видимому, западу не удастся втянуть Россию в ВТО на данном этапе. Нам это невыгодно экономически: ситуация в мире меняется со свободной торговли на протекционизм собственных экономик. Путин является в тандеме лидером. Он, возможно, не будет прямо запрещать реализацию договоренности по ВТО, однако у него как у премьер-министра достаточно рычагов для торможения процесса подписания договоренности.
6. Появление негативных тенденций в розничной торговле топливом. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил законодателям разделить вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) на добывающее, нефтеперерабатывающее и розничное звено. По мнению ФАС, это позволит защитить независимые розничные сети от поглощения монополистами.
Вывод: Скорее всего, остановить поглощение монополистами розницы не удастся. Что увеличит монополизм на рынке продаж бензина, приведет к росту цен на бензин и, соответственно, увеличит нагрузку на экономику.
7. Развитие кризиса в энергетической и газовой сфере внутри России. Причина складывающейся ситуации – в монополизации рынка газа и электроэнергии. С одной стороны, на рынке господствует «Газпром», а с другой – можно наблюдать явный провал реформы электроэнергетики, где отсутствует конкуренция. Энергетики не просто индексируют свои тарифы в соответствии с инфляцией, а закладывают завышенную инвестиционную составляющую. Уже сейчас, по данным «Института проблем естественных монополий» (ИПЕМ) стоимость 1 кВт-ч по паритету покупательной способности в России выше, чем в США и ЕС. Российские промышленные потребители платят в 1,5–5 раз больше, а население – в 1–2 раза. Конкуренция, которая обычно и заставляет производителей снижать цены за счет повышения эффективности, в этом секторе отсутствует. Практически ничто не мешает отдельным участникам рынка получать сверхприбыли. Еще одна причина завышенных тарифов – неэффективная система управления и регулирование отрасли, считают эксперты ИПЕМа.
Вывод: Сложившаяся ситуация в электрораспределении и внутренних газовых тарифах приводит к росту неэффективности отечественной экономики. По существу, обладая огромным внутренним энергетическим потенциалом, Россия не пользуется данной выгодой, а действует себе во вред, допуская рост цен на энергоносители выше, чем за рубежом. Если ситуация в среднесрочной перспективе не изменится, то можно ждать экономического кризиса, спровоцированного неэффективным ценообразованием в отрасли и неэффективными издержками.
8. Китай начал обосновываться на тех рубежах СНГ, которые Москва до сих пор считала зоной своих исключительных интересов и охраняла от влияния Запада. Инвестиции в Украину и Белоруссию являются частью долгосрочной игры Пекина – в том числе с Россией.
У Банго, возглавляющий Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), и белорусский премьер Михаил Мясникович подписали соглашение «О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Белоруссию в 2011-2013 годах». Этот документ закладывает юридическую базу для участия китайских инвесторов в приватизации белорусских активов. Подобных соглашений с другими государствами Минск раньше не подписывал.
Белоруссия – далеко не единственная страна на западных рубежах СНГ, куда в последнее время устремляются взоры китайских чиновников. В июне на Украину с государственным визитом прибыл председатель КНР Ху Цзиньтао, он стал первым китайским лидером, посетившим Украину за последние десять лет. Была подписана декларация, согласно которой Украина официально стала стратегическим партнером КНР: на постсоветском пространстве этот статус раньше имели только РФ и Казахстан.
В действиях Китая есть долгосрочный геополитический расчет. Решительные действия Китая направлены в первую очередь на расширение своего экономического присутствия в Восточной Европе. Превращение в крупного игрока в Восточной Европе позволит Китаю получить новые козыри на переговорах со странами, для которых этот регион является жизненно важным, – в том числе с Евросоюзом и Россией. Во многом эта тактика напоминает одну из 36 китайских стратагем: «Дружить с дальним, чтобы атаковать ближнего».
Вывод: Россия в последние несколько месяцев упустила стратегическую инициативу в отношениях с Украиной и Белоруссией. Вернуть себе инициативу будет крайне сложно, так как Китай обладает большими ресурсными возможностями и в ответ он не требует полного согласования политического курса от бывших советских республик.