Владимир Колдин
ВЫСШАЯ СТАДИЯ ИНДИВИДУАЛИЗМА
Рецензия на фильм «Новая земля», реж.: Александр Мельник
производство: кинокомпания «Андреевский флаг», 2008 г.
Описание сюжета на официальном сайте интригует:
«2013 год. Смертную казнь давно отменили. Тюрьмы переполнены бывшими смертниками. Мировое сообщество решается на эксперимент под названием «Новая земля». Тестовую группу заключенных отправляют на необитаемый остров – подальше от цивилизации. Там их оставляют одних, без охраны, на три месяца. За это время заключенные должны научиться жить и, если выживут, останутся здесь на вечное поселение.
Еда на острове кончается слишком быстро. Оставшиеся в живых после первых стычек поселенцы не брезгуют даже человеческим мясом. Колония подчиняется звериному закону: Последний – мертвый. Только один находит в себе силы сопротивляться ситуации. Он берется изменить правила страшной игры. В надежде жить, а не выжить.
В центре сюжета – противостояние главного героя Жилина (Константин Лавроненко) и предводителя нового конвоя, нового порядка Обезьяна (Павел Сборщиков). Они смогут найти решение их конфликта не в физическом противостоянии, а в схватке двух характеров. Их судьба – это еще и судьба 250 человек, которые решают, на чью сторону встать – сохранить ли индивидуальность и уникальность или превратиться в стадо, движущееся на бойню».
Забегая вперед, скажу, что «схватка двух характеров», та, что «в центре сюжета», длится минут 10 игрового времени, а вот про борьбу индивидуализма и коллективизма не соврали. По «терминологии» авторов сразу понятно, за какую сторону нужно переживать: «уникальность» звучит гораздо привлекательнее, чем «стадо», тем более, когда оно идет «на бойню».
Теперь по порядку. Как уже стало ясно, заключенных высаживают на острове. Остров представляет собой сплошную скалу с небольшим песчаным пляжем. Хотя «пляжем» это можно назвать условно: остров находится за полярным кругом, и погода купанию не соответствует. «Мировое сообщество» представляет группа американцев (ну, а кто еще?). Заключенных в пронумерованных наручниках высаживают на берег, там же выгружают продукты, теплую одежду и инструменты. После короткого инструктажа «новоселам» объявляют, что бывшим заключенным нужно продержаться 3 месяца, за ними будут наблюдать по спутнику, и, если выживут, им разрешат жить здесь дальше. А тем, кто не выживет, видимо, не разрешат. Каждый может в любой момент выйти из эксперимента и вернуться в тюрьму, для чего нужно подать сигнал с буя, который находиться в море на весьма ощутимом расстоянии от берега.
Кинув ключи с номерками от наручников, наблюдатели и охрана погрузились на лодки и уплыли, помахивая на прощание стволами автоматов. И началось... Еще по пути к острову на барже заключенные разделились на 2 лагеря: русские и кавказцы. Явно видно навязывание стереотипа – мол, по-другому то и быть не может. Почувствовав свободу, русские повели себя очень странно: кинулись к ключам, стараясь опередить друг друга. Поведение непонятно, так как все ключи индивидуальны и не было никакого смысла драться за них. На фоне этой свары кавказцы выглядят куда как организованнее: построившись клином, они оттеснили беснующуюся толпу от ключей, после чего один из них стал выбирать нужные номера и снимать наручники со своих товарищей. Те, кто освободился, побежали за инструментом и вооружились топорами (так и не понял, зачем привезли топоры: деревьев на острове не было). Таким образом группа с меньшей численностью, но с большей организованностью получила преимущество – топоры оказались убедительным аргументом, чтобы русские отступили. Казалось, что все, исход битвы решен, но загнанные в угол, точнее, в холодную воду люди, отказались выдать на растерзание двух человек (в том числе и Обезьяна) и, вооружившись камнями, по– варварски (сразу приходит на ум пещерный человек) «задавили» кавказцев числом. И опять навязывание стереотипов нашего народа, а главное – какие яркие символы:
в наручниках – подразумевается народ, находящийся в рабстве;
грызется с собратьями из-за всякой ерунды;
не организован;
способен воевать, только когда нечего терять;
победить может только при большом количественном преимуществе;
дикий народ – видели бы вы выражения их лиц, за таких даже переживать не хочется.
Итак, победа одержана, все радуются, осматривают хозяйство, бараки, а группа энтузиастов добралась на лодке до буя с передатчиком и разбила его. Ну, что сказать? – образ нецивилизованности и непоследовательности поступков поселенцев (которые символизируют наш народ) красной (даже кровавой) нитью проходит через весь фильм.
На фоне этих хаотичных метаний наконец-то начинает проявлять себя главный герой. Это Жилин, бывший летчик, который сидит за убийство диспетчера, из-за ошибки которого погибла семья. Он набирает себе мешок продуктов и уходит из лагеря. Зачем он уходит, догадаться легко – не хочет жить рядом со стадом. Они все – быдло, а он, вон, смотрите, цветочком любуется. Начинается у него жизнь отшельника. Продукты, правда, быстро кончились, точнее, съели местные лемминги, но Жилин (не зря же его такой фамилией наградили) не сдается, ловит чаек и рыб, соорудил себе небольшое жилище и живет потихоньку. Непонятно только, где берет дрова для костров.
Через какое-то время к Жилину прибивается «сосед», маньяк по прозвищу Сила (на вид довольно хлипкий), который у своих жертв кишки вытаскивал. Он не вынес того образа жизни, что сложился в лагере поселенцев. Похоже, авторы таким второстепенным героем решили подчеркнуть положительный образ героя главного, а заодно показать, как невозможно жить вместе со «стадом»: маньяк и тот сбежал. Этот самый маньяк с самого начала фильма постоянно пресмыкается перед Жилиным, да и вообще, все уголовники на острове почему-то очень уважительно к нему относятся, чему я так и не нашел объяснения: все заключенные до погружения на баржу сидели в одиночках. Если Обезьяна уважали (боялись) за его силу, то главный герой ничем «уникальным» кроме как страстью к одиночеству себя не проявил. Наверно, уважали за красивые честно-суровые глаза.
За время, пока наша парочка ищет себе еду, Сила раскрывается нам (ну, и заодно Жилину) во всей «красе». Не такой уж он и злой. Людей убивал, можно сказать, из научных побуждений. В учебнике по биологии он прочитал, что длина кишок у человека может достигать более 4-х метров, вот и решил проверить, а ни у кого не нашел даже 3-х. Так душевно это было рассказано, что хотелось кричать: «Проклятые учебники! Из-за них столько людей погибло!». Кроме бесед за жизнь нам предлагается послушать разговоры «за смерть». Как все на самом деле обстоит на том свете мы узнаем от того же не в меру говорливого «исследователя». Сам знаток потустороннего мира давно готовится попасть в ад, но так, чтобы черти его к себе на работу взяли. Злодей? – а вот и нет: исключительно с благими намерениями собирается он дьяволу служить – пытки грешникам придумывать хочет. Такой вот маньяк положительный, только запутался малость (в кишках). Ах, да, они же между делом еще и разбившийся гидросамолет нашли, типа «кукурузник».
Недолго длилась эта идиллия: однажды настал день, когда этих двух единоличников потянуло к обществу. Ну, как потянуло? Заметили они все-таки, что дров на острове нет, и решили украсть уголь. Попались по-глупому: Жилин заснул на мешке с углем, а подельник не смог его разбудить. Так их и застукали: одного спящим, а другого будящим.
Что же произошло за 2 месяца в лагере поселенцев? Организован концлагерь. А что еще может получиться у народа, «привыкшего к рабству»? Все продукты, кроме консервов, здесь также съели лемминги (и чем они раньше питались среди скал?). Вследствие чего несколько человек во главе с Обезьяном загнали остальной народ за забор и организовали «интересный» уклад жизни. Верхушка питается консервами, а остальным для пропитания придумана игра «Последний – мертвый». Суть игры проста: во время прогулки истошным голосом подается специальная команда «ПОСЛЕДНИЙ – МЕРТВЫЙ!», и последний добежавший до барака становится кормом для остальных.
Обезьян, следуя железной логике: «два месяца смог прожить один – значит, опасный», определил Жилина с напарником за забор, оставшись равнодушным к возражениям своих соратников. Началось долгожданное «противостояние характеров». Оказавшись за забором, Жилин сразу безапелляционно заявляет, что людей есть нельзя. Кто бы спорил, но почему-то до него эта простая мысль не приходила никому в голову. Теперь мы понимаем, какой это великий человек. Как же раньше не могли догадаться люди, что нужно просто не играть в эту плохую игру? Да, глупые они все, кроме Жилина, тупые животные. Итак, элита острова на следующий день получает сюрприз в виде акции неповиновения – никто не бежит наперегонки к бараку. Приходится Обезьяну договариваться с предводителем восстания.
Чтобы «восставшую» толпу выпустили на свободу, Жилин предложил гениальный план. Сначала нужно отремонтировать передатчик на буе и попросить еще еды (заграница нам поможет), а потом отремонтировать самолет и покинуть остров. Вы скажете, не может маленький самолет вывезти такую толпу с острова? Сможет! Надо только привязать его к барже! Что? вы бы не смогли до такого догадаться? – а главный герой смог! Только один изъян я нашел в его предложении: не было на острове баржи. Привязать к самолету остров было бы правдоподобнее, а так Обезьян заподозрил подвох. Вообще, Обезьян слишком уж мнительный, везде видит заговор, а надо было посмотреть в честные глаза Жилину и сразу ему поверить – может, было бы все по-другому… хотя нет, не было бы.
Тут же сформировалась группа энтузиастов, возглавляемая Жилиным, которая отправилась на лодке подавать сигнал спутнику. Однако не все пошло по плану: стадо, оставшееся без вожака, снова легко загнали за забор, а сложный прибор почему-то не удалось починить с помощью топора и отвертки, жаль: фильм относится к жанру фантастики, надо было кувалду взять. Вернувшись на берег, герой говорит, что все получилось и скоро будет помощь, то есть спасает свою жизнь, подавая ложную надежду, которая может привести к смерти всей колонии. Но бдительный слишком подозрительный Обезьян не верит, за что приходиться его убить. Думаете, в честном поединке победил Жилин? Нет, кладовщик сзади горло перерезал, стоял-стоял рядом, а потом раз – и все. Противостояние характеров закончилось. Цветная революция победила.
Элита перешла на сторону Жилина, всех выпустили, самолет принесли в какой-то ангар (не надо придираться, значит, был где-то ангар), починить его теперь, когда кувалда под рукой, не составило труда. Самое хорошее, что продуктов хватило на всех до прибытия наблюдателей на военном корабле (почему-то хочется назвать их «правозащитниками»).
Общаясь с руководителем проекта, Мартой, Жилин «развел» ее на керосин, сказав, что это для генераторов тока, дизтопливо на морозе густеет – благо, женщина не разбирается в таких вопросах. Керосин на крейсере нашелся, продуктов привезли кучу, вроде жизнь налаживается, но обитателям острова приготовили еще сюрприз: новую партию заключенных в оранжевых робах. Сразу узнаем в них американских заключенных. Освободившись от наручников (не в пример русским очень организовано), «новенькие» отказались от предложения дружбы и кинулись убивать местных «аборигенов». Пляж снова превращается в поле битвы, правозащитники на корабле, особенно Марта, в шоке. Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, наблюдатели приняли оригинальное решение: постреляли всех из пулемета…
Неожиданно, да? Так фильм же готовился к показу на международных фестивалях: допустить победы русских нельзя – обидится НАТО, победят американцы – смысл фильма будет утерян. Кто сказал, что тут нет смысла? Не спешите, еще не конец. Пуля, как говорится, дура и не во всякого она попадает, особенно в кино. Несколько человек пережили эту бойню. В том числе Жилин и его друг-подельник – милый нашему сердцу маньяк. Быстренько заправив керосином гидросамолет, оставшиеся в живых вытащили его на воду, чтобы полететь. Сила, правда, решил остаться: он нашел свой способ улететь. Дело в том, что испортил его репутацию один правильный поступок – спасение жизни товарищу. Такого черти в помощники точно не возьмут, поэтому он решил сброситься со скалы. Раньше Сила боялся самоубийства – а вдруг не заметят его злобности в аду и кинут в общий котел? – зато теперь перестал бояться. Вы пытаетесь найти логику? Живым должен остаться только один человек – тот, кто поступал исключительно правильно, а в фильме это только Жилин. Пулемет оставляет его единственным выжившим в самолете, когда беглецы решили пролететь над крейсером. Индивидуализм в лице освободившегося Жилина, летящего к солнцу, победил.
А теперь предлагаю посмотреть на реальные достижения «уникальной индивидуальности». На что был способен Жилин в одиночку? Ни на что. Всего он добивался только благодаря коллективу или «стаду». А стадом-то люди были до тех пор, пока жили по принципу «каждый сам за себя», только аморфную массу могли загнать за забор несколько человек. Начав думать друг о друге, поселенцы стали представлять реальную силу, способную дать отпор. Только все вместе они смогли перенести гидросамолет в ангар и починить его. Жилин смог лишь обеспечивать сам себя, да и то пришлось воровать уголь. Самолет он нашел? Да, но пока его не поймали на краже, не было и речи о том, чтобы улететь. Главный герой никому не говорил про свою находку, пока не пришлось врать. Кстати, именно врать у Жилина получалось лучше всего! Вот его самое главное достижение – враньем призвать на свою сторону «стадо».
Нас столько времени приучали, что в первую очередь нужно заботиться о себе, что обратное утверждение зачастую кажется абсурдным. А ведь именно служение интересам общества делает каждого индивидуума сильнее. В качестве примера приведу случай Норвегии, когда один террорист смог убить почти сотню человек. Такое могло произойти только в обществе индивидуалистов, когда каждый спасает свою жизнь. Если бы они, спасая друг друга, бросились на убийцу, то вряд ли количество жертв превысило 10 человек. Спасая товарища, становишься сильнее сам. Сейчас в нашей стране появляются такие вот Жилины. Они обещают отвезти нас к свободе, в светлое будущее. Отвезти самолетом, на барже. Но на самом деле они пришли воровать уголь. Нельзя верить их честным глазам, нужно прислушаться к красивым речам и понять, что они предлагают нам нереализуемые проекты. Эти люди не просто индивидуалисты, они – циничные паразиты, которые достигли высшей стадии индивидуализма.