виртуальный клуб Суть времени

Рецензия на фильм «Смертельная схватка»

Аватар пользователя МайклКот
НАША ГАЗЕТА
АРТ-КОНТРПРОПАГАНДА


   Михаил Нестерюк

   СХВАТКА ЗА БАКСЫ
   Рецензия на фильм «Смертельная схватка»,
   реж. Александр Франскевич-Лайе, «Расфокус-фильм», 2010 г.

Телефильм «Смертельная схватка», снятый режиссером Александром Лайе, я посмотрел дважды: сначала сам телефильм, а потом он же, но в виде мини-сериала, порезанный на четыре части. Когда я смотрел его первый раз, у меня было ощущение, что «ребята прикалываются», что передо мной – пародия на плохие фильмы о Великой Отечественной войне. Но, досмотрев до конца, я понял, что это не пародия, это и есть – плохой фильм о Великой Отечественной войне, вернее даже он совсем не о Великой войне.

Но по порядку.

Вторая половина 1944 года, прифронтовая полоса где-то в Западной Белоруссии. Секретная группа военных специалистов во главе с невероятно умным и ценным генерал-майором занята расшифровкой каких-то немецких кодов. Как поясняется по ходу фильма, если не расшифровать эти коды, то победы в Восточной Пруссии ожидать не стоит. В помощь генерал-майору Черчилль прислал самого умного английского полковника, который великолепно говорит по-русски, старательно изображая английский акцент.

В расшифровке участвуют и американцы: они прислали какую-то умную шифровальную машину. Она была, по-видимому, настолько секретная, что зрителям ее так и не показали.

Мудрое решение расположить группу в непосредственной близости от фронта было принято для того, чтобы перехваченные немецкие радиограммы, которые и нужно было расшифровывать, быстрее попадали в руки дешифровщикам. Об этом в самом начале фильма генерал доверительно сообщает английскому полковнику, когда они совершали променад в виллисе по проселочной дороге.

Такое расположение имело, конечно, свои издержки, они и проявились, как только генерал закончил свои объяснения: попали они в немецкую засаду. Немцы быстренько порешили всю генеральскую охрану, погрузили генерала с полковником в их собственный виллис и отправились восвояси. На том бы фильм и закончился, да на беду немцев недалече на опушке отдыхали русские крутые ребята во главе с бравым капитаном. Они как раз возвращались из очередного похода по немецким тылам, где только что с блеском взорвали какой-то эшелон.

Теперь уже русские покрошили в капусту немцев, а капитан бегом легко обогнал виллис, на котором два немца везли куда-то покорно сидящих русского генерала и английского полковника. Хорошо разбежавшись, капитан подпрыгнул и пару минут побегал по воздуху над идущей машиной. Немцы, понятно, не ожидали такого оборота, и сопротивление оказали слабое: защита от нападения сверху в их боевых уставах предусмотрена не была.

Растроганный генерал назначает капитана начальником своей личной охраны – старый-то погиб в той перестрелке. Капитан соглашается и переходит к генералу вместе со всеми своими бравыми ребятами. Чуть позже капитан добивается перевода под генеральское крылышко и своей полковой жены, красавицы-снайперши, воспользовавшись тем обстоятельством, что на опушке леса, рядом с которым и располагалось секретное учреждение, поселился загадочный снайпер: явно не наш и явно пытавшийся подстрелить генерала.

Сами дешифровщики работали в хорошо оборудованном подвале роскошного особняка, но вот все входы и выходы из здания тем неуловимым снайпером простреливались. Зрителям снайпера показали – странный субъект в какой-то форме, каске, явно тетка, почему-то в парандже.

Вот для поимки этого снайпера и вызывает капитан к себе свою красавицу.

Ну и, наконец, появляется последнее из главных действующих лиц предлагаемого зрелища – мрачный, постоянно кашляющий майор-смершевец, его присылает к генералу другой генерал, чином побольше – для поимки «крота», затесавшегося в окружение гениального генерала.

Мрачный майор ведет грубые допросы, он сам и его люди терроризируют и избивают деревенских, капитан закрывает своим телом генерала, гениальный генерал время от времени с умным видом говорит английскому полковнику какую-то чушь, русская красавица-снайперша ходит по двору особняка и ближайшим окрестностям и рассматривает пейзажи через прицел укутанной в тряпки снайперской винтовки, неуловимая немецкая снайперша слегка постреливает, но пока безрезультатно. Немцы для разнообразия время от времени подбрасывают с десяток десантников, прилетающих на самолетах-невидимках, смершевцы их отстреливают, причем делают это удивительно бестолково. Все при деле.

Имя немецкой снайперши грубому майору сообщают, наконец, из Москвы: она, как те женщины из гарема в фильме «Белое солнце пустыни», что закрывают лица, но оголяют нижнюю часть тела, на лицо-то паранджу набросила, но все пули, пущенные из ее винтовки, заботливо помечены.

И оказалось, что русская и немецкая красавицы – лучшие подруги и разделяет их только такой пустяк, как нескрываемая ненависть немки (она, собственно и не немка вовсе, а полька) к коммунистам. И абсолютно предсказуемый финал фильма: сошлись две красавицы в последней дуэли. Очень не хотелось русской стрелять в немку, но как ни кричала она той что-то вроде: «Марта, подруженька, сдайся, я все прощу», но Марта, презрев былую дружбу, стрельнула сначала в некстати подвернувшегося капитана, а потом открыла огонь и по подруге. Понятно, наша красавица оказалась более меткой и наступил хеппи энд.

Фильм откровенно плохой, доверху переполненный всякими нелепостями.

Суперсекретный объект расположен в прифронтовой полосе и практически без охраны, объяснение такого решения генералом выглядит очень натянуто.

Никем не замеченные десанты, выброшенные с парашютами в непосредственной близости от объекта. О наличии в окружающих лесах немецких десантников смершевцы узнают только по парашютам, которые находят, прочесывая лес после очередного выстрела загадочной снайперши.

Пытаясь найти чужих в соседнем селе, смершевцы проводят налет на село, грубо врываясь в дома. Кого они хотели при этом найти? Они полагали, что на лицах разыскиваемых должно быть крупно написано «ЧУЖОЙ» или искали немцев в форме с винтовками наперевес? Ведь у них не было даже списков людей, постоянно проживающих в селе. Со старостой они познакомились только во время второго такого же бестолкового рейда, когда ворвались прямо на деревенскую свадьбу.

В поисках загадочных дотов, оставшихся еще со времен Первой мировой войны, смершевцы послушно пошли за случайной проводницей (это и была та самая Марта), а выйдя на доты, поперлись на них бестолковой толпой.

Ни слова не говорящие по-русски немцы-десантники через полчаса после приземления с легкостью проникают на засекреченный объект и закладывают там мину.

О более мелких недочетах и говорить не стоит, таких, как, например, активное использование «кукурузника» АН-2, появившегося сильно после войны, для транспортировки ценного генеральского тела. Тут уж что поделаешь, бюджет, наверное, слабоват был, потому и «бегал по воздуху» капитан всего один раз.

Во время просмотра фильма, я все пытался понять, а что ж хотели авторы сказать эти фильмом? Прославить Советскую Армию и советский народ, выигравший войну? Пригвоздить к позорному столбу тоталитарный сталинский режим? Из длинного фильма можно понадергать массу эпизодов, которые легко можно положить в основание и первой, и второй версии, причем практически все они нелепы. А потом я понял – да ничего они не хотели сказать. Перед нами – типичный коммерческий продукт.

Это в советское время, когда делали, к примеру, колбасу, то старались сделать ее такой, чтобы она принесла пользу тому, кто ее потребит. ГоСТы того требовали. А сейчас работают по ТУ и главное требование к выпускаемой продукции – она должна заставить покупателя себя купить. А так как технология зомбирования потребителей с целью залезть в их кошелек на Западе развита гораздо лучше, чем у нас, то отечественные «бизнесмены» от киноискусства просто пытаются копировать голливудские рецепты счастья.

Великая Отечественная война – это тоже «бренд», который, по мнению кинотворцов, способен привлечь дополнительных зрителей. Как на современной колбасе могут написать «докторская», но сильно ошибется тот, кто, купив ее, попытается найти в ней ту советскую докторскую. В современной колбасе все, как в настоящей: и цвет, и, может быть, даже запах. Она даже лучше, чем советская – упаковка ярче. Вот только мяса в ней нет.

Нет в этом фильме войны, есть антураж под нее.

Весь фильм – сплошные слегка адаптированные цитаты из Голливуда. Капитан, порхающий над виллисом. Боевая подруга, закатывающая скандал с пощечиной капитану, который меняется шинелями с генералом, подставляя себя под пули снайпера. Так и видится недовольная жена не в меру ретивого полицейского, эгоистически подставляющего себя под пули и не думающего при этом о семье.

Охрана, плотно обступившая генерала, чтобы не дать снайперше произвести прицельный выстрел. И невдомек авторам, что это хорошо глядится в голливудском боевике, действие которого происходит в городских условиях и в мирное время. А на войне кто ж мешает хоть лес весь вырубить ко всем чертям, коли так уж трудно найти в нем одного человека, хоть все село выселить. И если немцы умудряются незаметно высадить не один десяток парашютистов на территорию, плотно занятую советскими войсками, то что бы им не сбросить и миномет, к примеру, или даже пушку и накрыть разом и генерала, и всю его охрану.

Майор-смершевец – цитата в квадрате. Во-первых, это – брутальный голливудский офицер полиции, действующий нагло и нахраписто: при случае может и в морду дать, в кабинет генерала заходит, как к себе домой. Он быстро, загадочным способом, лишь при помощи одной своей грубости и профессионального нюха, вычисляет «крота».

Но посмотришь на него с другой стороны, и перед нами – типичное голливудское представление о советском офицере-смершевце, этакий карикатурный злодей. Как и полагается голливудскому советскому контрразведчику, любимым способом разговоров майора с местным населением являются угрозы, обещания раскулачить всех подряд, завершает беседу чаще всего мордобой. Местное население настроено враждебно и авторы вслед за Голливудом вполне понимают и население, и Марту, у которой личные счеты с коммунистами.

Благородный староста смело высказал майору все, что он думает о нем, о Советах, о коммунистах, за что и получил пулю в лоб. И если чего в майоре не хватает, то это традиционной голливудской меховой шапки со звездой, которую он должен носить и днем, и ночью, и зимой, и летом. Авторы фильма заменили ее шарфом, в который постоянно кутается майор.

Майор-олицейский офицер, хоть и груб, но все же умудрился вычислить «крота», но майор-голливудский смершевец просто туп и сентиментален. Вначале он глупо кладет перед немецким дотом половину своих солдат, а потом закатывает капитану истерику по поводу их гибели и заливает водкой выступившие слезы.

Ну и, конечно, любовь, любовь по-голливудски, как ее понимают авторы. Постельную сцену они все же не осмелились вставить, должно быть, бюджет не позволил, но в объятия наши герои друг к другу кидались и по поводу, и без повода. Пойдут в лес снайпершу искать и тотчас забудут о цели своего похода. Причем здесь война, когда страсти кипят.

Совершенно непонятно, чем же все-таки закончилось кино. Кто ж победил в итоге?

Может быть, генерал был личным врагом Гитлера и убийство его и было главной интригой фильма, а все эти коды – лишь тумана ради? Тогда наши победили, генерал – жив.

А иначе… Немцы потеряли десятка два десантников, крота да Марту. Наши потери – одних смершевцев никак не меньше тридцати, ну, да кто их считал, этих смершевцев. Но кроме этого: дешифровальный центр взорван, половина дешифровщиков убита, английский полковник застрелен, дефицитная американская техника погибла.

И хотя генерал радостно доложил генералу чином постарше, что работа успешно выполнена, но верится в это с трудом. Если только вся эта затея с генералом, полковником от Черчилля, секретной американской машинкой и дешифровальным отделом не затевалась только для того, чтобы вывести на чистую воду ту самую Марту.

Война в этом фильме действительно ни при чем. Постановщики просто решили «срубить бабла», постарались соблюсти все голливудские рецепты, вот только получилось обыкновенное плохое кино.

Плохо приживаются голливудские рецепты на русской почве.