Михаил Нестерюк
КРЫЛЬЯ С СЮРПРИЗОМ
Рецензия на мини-сериал «Чужие крылья», реж.: А.Чистиков,
А.Фиронов, производство: Star Media по заказу НТВ, 2011 г.
«Чужие крылья» – так называется аж шестисерийный фильм, поставленный режиссером, вернее, даже двумя режиссерами: Алексеем Чистиковым и Александром Фироновым – на киностудии вроде бы российской, но почему-то называющейся по-английски (или по-американски) Star Media.
Сюжет фильма совершенно фантастический, фильм тянется долго, но если пытаться его подробно пересказать, то сделать это просто невозможно, вот только если использовать выражения типа тех, при помощи которых делятся впечатлениями о просмотренном боевике дети лет так до шести–семи: «А он ему как даст, а тот как ему вмажет!».
Ну вот, если вкратце.
Летчик-истребитель капитан Рудаков отправляется на опасное задание в тыл врага. Самолет Рудакова сбивают, но ему удается выжить и угнать с аэродрома вражеский «Мессершмитт». Под «чужими» крыльями Рудаков присоединяется к войне с фашистами в составе партизанского отряда. О том, что на «мессере» летает советский летчик, становится известно некоему оберштурмбанфюреру SS Катульскому (причем только ему из всей германской армии), который и начинает на него охоту.
Отряд, который получил такое мощное подкрепление, как Рудаков на первом в мире самолете-невидимке, базирующемся на совершенно необнаружимом аэродроме, получает в свою очередь задание – захватить Катульского и доставить живым на советскую сторону.
В той же деревне, где обосновался Катульский, оказалась почему-то и жена Рудакова с его сыном.
После серии (вернее, целых шести серий) совершенно невероятных приключений, настолько невероятных, что их и пересказывать неинтересно, Катульский был захвачен и благополучно доставлен на аэродром базирования родной эскадрильи Рудакова. Во втором самолете, присланном на партизанский аэродром, была вывезена жена Рудакова.
Все довольны, все счастливы, добро победило зло и говорить-то собственно не о чем, если бы не одно «но».
Фильм, повторяю, снят в такой манере, что сразу становится понятно, что ни о какой кинонаграде, даже учрежденной в отдельно взятом дворе, авторы и не мечтали. Рассчитан он на совершенно неискушенного зрителя, прежде всего – на детей. И выглядит, как красивая игрушка: много пальбы, взрывов, наши «делают» немцев одной левой.
Но в этой игрушке кроется начинка, взрывоопасная начинка, игрушка-то на самом деле – снаряд, наподобие тех игрушек, начиненных взрывчаткой, что американцы разбрасывали во Вьетнаме.
Дело в том, что зло представлено в фильме не только в образе оберштурмбанфюрера Катульского, есть еще один злодей – второй секретарь какого-то обкома Кежаев, и он – покруче Катульского.
Авторы фильма наделяют таким титулом какую-то загадочную персону, которая разъезжает по-хозяйски по расположению советских воинских частей, почти на равных общается с генералом, по-свойски звонит по телефону самому Берии, распоряжается засланными в тыл немцев отрядами диверсантов.
Рудаков пересекается с Кежаевым при очень пикантных обстоятельствах. Его, лучшего летчика эскадрильи, не дав отдохнуть после боевого вылета, посылают сопровождать грузовой самолет с каким-то особо ценным грузом. Отправитель и получатель груза – тот самый второй секретарь, и именно он настоял на том, что сопровождать груз должен непременно самый лучший летчик. Могущество загадочного второго секретаря оказалось настолько велико, что командир боевой эскадрильи, хоть и нехотя, но безропотно прервал отдых Рудакова и отправил его вместе с его другом на выполнение задания. Замечу, что в реальной жизни он, вернее всего, в очень энергичных выражениях послал бы второго секретаря по всем известному нецензурному адресу.
Если бы этот фильм был показан в советское время, то уже на этом эпизоде ползала умерло бы со смеху, представив себе, что какой-то штатский может не то чтобы заставить, но даже упросить командира воинской части принять какое бы то ни было решение, пусть он будет хоть трижды первый или второй секретарь самого крутого обкома. Вся дальнейшая фантастика фильма меркнет после такого.
Но фильм уже уровнем своим рассчитан на зрителей, совершенно не имеющих представления о том, кто такой был первый, второй, третий секретарь, почему они пронумерованы, сколько всего их было, что такое обком, насколько такие ребята, как секретари загадочных обкомов, могли командовать военными, особенно во время войны.
Чтобы завершить портрет негодяя, авторы фильма грузят в спецсамолет, который сопровождали Рудаков со своим другом, в качестве особо ценного груза не что-нибудь, а кучу бутылок с коньяком.
А для того, чтобы показать груз зрителям, был придуман такой ход:
Спецсамолет Ли-2 в сопровождении двух истребителей внезапно атакован «мессерами». Друг Рудакова погибает, Ли-2 получает повреждения, Рудаков в пылу боя теряет эскортируюмую машину из вида, Ли-2 в одиночку благополучно дотягивает до аэродрома. На аэродроме Рудаков и еще несколько человек вламываются в салон Ли-2, чтобы убедиться в сохранности груза. И перед всеми предстают те самые злополучные бутылки, правда, частично побитые.
Вот тут-то некстати подвернувшийся второй секретарь, попытавшийся к тому же обвинить Рудакова в невыполнении боевого задания, и получает вполне справедливый прямой в челюсть. Рудаков попадает под трибунал, заседание трибунала, естественно, происходит в каком-то мрачном подвале и заканчивается приговором: Рудакова расстрелять.
Лучше бы авторам фильма как-нибудь иначе показать зрителям те бутылки, втихую, не привлекая внимания ни Рудакова, ни остальных свидетелей, коих было пол-эскадрильи.
Иначе получается явная нелепица – ну, представьте себе: штатский (а такого воинского звания, как второй или даже первый секретарь отродясь не было ни на Руси, ни в Советском Союзе) под видом перевозки ценного груза гоняет целый самолет в сопровождении двух истребителей, везет на нем пару ящиков коньяка, при этом погибает хороший летчик, а когда заслуженный капитан, возмущаясь всем этим безобразием, совершает рукоприкладство, то капитана приговаривают к расстрелу. И трибунал, рассматривая дело, почему-то усиленно делает вид, что он абсолютно не в курсе того, что кроме рукоприкладства имело место гораздо более тяжкое преступление – использование служебного положения в личных целях. Все знают, вся эскадрилья знает (половина видела, другим рассказали), режиссер знает, зрители знают, а трибунал не знает.
Да за такое преступление и в мирное время не очень-то миловали, а уж в военное…
Рудакова от расстрела спасают, послав его на суперопасное задание, попадает он в тот самый отряд и обретает второго врага – Катульского.
И дальше враги действуют на пару, причем очень синхронно:
Катульский пускает по следу Рудакова какую-то зондеркоманду, а Кежаев подсылает к нему убийцу.
Катульский натравливает на Рудакова лучшего летчика Люфтваффе, а Кежаев организовывает обстрел самолета, на котором Рудаков с Катульским перелетают линию фронта. Режиссеры не уточняют, но, похоже, Кежаев хотел угробить не только Рудакова, но и Катульского: а вдруг тот проболтается, и все узнают, каким это образом координировались эти совместные акции.
Таким вот незатейливым образом авторы фильма внушают зрителям мысль, что, мол, немецкие фашисты и советские коммунисты – одним миром мазаны.
Вот это и есть главный посыл фильма, ловко замаскированный в невероятные приключения неуловимого «мессера» с советским асом за штурвалом. И тогда сказочность сюжета становится вполне понятной – в ней таится явный расчет на то, что детям фильм понравится, а взрослые смотреть его не станут и не смогут предупредить детей, что в красивой оболочке кроется гнусная отрава.
Мальчишки и девчонки, а также их родители, не смотрите этот фильм, не клюйте на красивую приманку, а уж если посмотрели, то запомните: все это наглая ложь, не было в Красной Армии никаких вторых секретарей, не возили они коньяк самолетами, а если какая-то мразь и возила, то только тайком и, будучи поймана, тотчас оказывалась у той самой стенки, к которой авторы фильма поставили Рудакова.
И никакие звания и титулы не спасали.
Плохие люди попадались, конечно, и среди коммунистов и даже среди секретарей всяческих обкомов.
Но правда заключается в том, что убийцы типа Катульского были нормой фашистской системы, поощрялись и награждались как раз за то, что все нормальные люди называют не иначе как преступлением.
А мерзавцы типа Кежаева творили и жили только до тех пор, пока их не разоблачали, и никакой Берия спасти их тогда не мог.
Кстати, и с художественной точки зрения, фильм – изрядное дрянцо, не стоит просмотром его портить свой вкус.