виртуальный клуб Суть времени

Рецензия на мини-сериал «Наркомовский обоз»

НАША ГАЗЕТА
АРТ-КОНТРПРОПАГАНДА


  Антон Михеев

   ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ
   Рецензия на мини-сериал «Наркомовский обоз», реж.: Влад Фурман
   производство: «Фаворит-Фильм», 2011 г.

И даже самый пустой орех требует, чтобы его разгрызли.
Фридрих Ницше

Четырехсерийный художественный фильм «Наркомовский обоз», посвященный «народу, победившему в Великой Отечественной войне» был снят в 2011 году кинокомпанией «Фаворит-Фильм» (режиссер – Влад Фурман, сценарист – Андрей Шишов).

Сюжет достаточно прост. В августе 1941 издан приказ – для поднятия боевого духа осуществлять снабжение войск передовой линии действующей армии водкой в количестве 100 грамм на человека. Для доставки водки на передовую снаряжается обоз в составе старшины Филиппова, четырех девушек-новобранцев (сержант Варвара Кержак, рядовые Тамара Симович, Серафима Брик, Прасковья Марченко) и двух местных (дед Архип и подросток Митя). Вдобавок к ним посадили попутчицу – начсанбата Надежду. Филиппов, явно недовольный таким составом отряда («цирк-шапито»), отправляется в путь.

Во время выполнения этого задания обоз попадает в разные передряги: авианалет, встреча с дезертирами, пленение двоих бойцов немецкими мотоциклистами и их освобождение в результате героических действий старшины Филиппова, ликвидация банды уголовников, встреча с цыганами-беженцами и полноценный бой с двумя отделениями немецкой пехоты.

К отряду прибивается лейтенант госбезопасности Хомяков, сопровождавший ранее конвой с дезертирами и позорно сбежавший в лес при столкновении с отрядом немецких мотоциклистов. Так он и будет бегать почти весь фильм и лишь в последнем бою в первый (и в последний) раз решится выстрелить в немецкого солдата.

По ходу повествования выясняется, что старшина Филиппов раньше был блестящим капитаном разведки с массой орденов и завидным послужным списком: Хасан, КВЖД, Монголия, Финская война, Испания. Его боевой путь прервался в 1939-м – комиссар дивизии застукал его в постели со своей дочерью Тамарой и «постарался с разжалованием». Пути господни неисповедимы, и в 1941-м эта самая Тамара Симович попала в обоз к теперь уже старшине Филиппову.

Численность отряда постепенно уменьшается: сначала гибнет Митя, подстреленный дезертиром, потом дед Архип, зарезанный бандитом, затем, в финальном бою – Сима Брик, Тамара Симович, политрук Хомяков и разведчик Семен, встреченный ими в лесу.

Несмотря на потери в отряде и в количестве ценного перевозимого груза (пара подвод сгорела в бою), обоз пробился в расположение 181-й дивизии, чем, собственно говоря, миссию свою и завершил.

Теперь давайте подробнее рассмотрим качество продукта, предложенного нам компанией «Медиа Фаворит Фильм».

Авторы попытались показать «народную» войну, сделав некий срез советского общества: среди персонажей фильма есть люди разных возрастов, разных социальных групп и разных моральных принципов. Главные герои – люди в большинстве своем далеко не военные, которые встали «под ружье» по разным причинам, но при первой же необходимости. Они далеки от идеологии, от политических разглагольствований и воззваний, они просто на своем месте ведут свое маленькое сражение за Родину. И пусть это место не на передовой, а в обозе, поставленная задача должна быть выполнена.

Наиболее четко эта мысль прослеживается в разговоре, состоявшимся между старшиной Филипповым и встретившимся ему на пути беженцем, цыганом Баро:

– Страшное дело быть солдатом, – говорит Баро.

– Почему?

– Потому, что ты не волен в своих поступках. Потому, что ты должен исполнять чужие приказы, даже если они ведут тебя к гибели.

– Эти приказы, дружище, отдаются потому, что страну нужно защищать…

Пытаясь сделать качественную картину, авторы скрупулезно воссоздали форму и вооружение Красной Армии тех лет – видимо, положительно сказалось сотрудничество с «Беларусьфильмом» и белорусским Министерством обороны. Не обошлось, правда, без нескольких мелких казусов, но, по сравнению с другими «историческими» фильмами, антураж максимально приближен к реальности. За это хочется сказать большое спасибо – не так уж часто наши деятели киноискусства уделяют внимание подобным деталям. Обычно и количество ошибок гораздо больше, и их нелепость гораздо очевиднее.

К натуральности поведения героев претензий больше. Так уж повелось, что наибольшее количество претензий возникает к эпизодам боевых действий – далеко нам до советского кино в этом плане. Многие ляпы допускаются в погоне именно за голливудской эффектностью. Вот лишь некоторые моменты.

Находясь под явным воздействием фильма «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова, авторы научили старшину Филиппова изменять траекторию движения пули после выстрела. Я не знаю, чем иначе можно объяснить тот факт, что Филиппов попал в дезертира, скрывающегося в глубоком овраге, с противоположной обочины довольно широкой дороги (т.е. за пределами прямой видимости). Чудеса, да и только.

Тот же Филиппов под носом у предельно настороженных и высматривающих его немцев телепортировался им за спину, бросил в них камушек, и только затем расстрелял. К чему был этот финт с камнем – загадка, так как никаких благодарных зрителей, наблюдающих за это сценой, не было. Да, о том, что он затем шагом догнал подводу, гнавшую полным ходом, можно уже даже и не упоминать.

Красноармейцы постоянно (!) отстреливаются от немцев стоя, даже если те залегли. Видимо, чувство самосохранения у бойцов Красной Армии атрофируется со временем: укрытия в бою ищут лишь девушки-новобранцы да политрук, хронически утекающий с поля боя. Даже кадровый разведчик и ветеран многих конфликтов от Хасана до Испании старшина Филиппов стреляет из трофейного немецкого пулемета практически с колена – не целясь и не пригибаясь.

Касательно образа старшины: при просмотре постоянно не покидает ощущение его недостаточной проработанности – ну как может бывший капитан разведки, устраивая ночлег в прифронтовой зоне, не выставить хотя бы одного часового? Как может не услышать в утреннем лесу шум мотоциклов, наткнувшихся на подводу, отставшую максимум на 300 метров?

Странно ведет себя и природа: в одном из эпизодов обозники трапезничают до глубокой ночи на фоне вполне такой осенней погоды (пожухлая трава, практически нет листьев на деревьях), хотя, напомню, дело происходит в конце августа – начале сентября 1941 года. А наутро вообще случается казус – везде лежит десятисантиметровый слой снега и на реке уже стоит лед (!), причем весьма солидной толщины.

Будни войны с их вытершимися эмоциями, выцветшими красками и набившей оскомину обыденностью – вот о чем идет неторопливое повествование. Обычные люди, несмотря на необычные условия, остаются обычными людьми со своими радостями-горестями.

В погоне за этой «обычностью» авторы лишили фильм сколько-нибудь выраженной идеологической составляющей: с одной стороны, удалось избежать клише, устоявшихся в либеральных творческих слоях (кровавые особисты, плохое вооружение бойцов, кретинизм руководящего состава РККА, и пр.), с другой стороны, любые намеки на пафосные речи и какой-нибудь патриотизм также отсутствуют. Да, наиболее отрицательные персонажи – политрук и заместитель председателя горисполкома, но их «отрицательность» мелкая, способная вызвать у зрителя лишь бытовое отвращение. Даже такая «благодарная тема», как водка, особо не муссировалась: обозники воспринимают ее просто как груз, который нужно доставить на передовую, не более того.

Наверное, в этом избегании даже намеков на крайности и есть основная проблема фильма – в нем практически нет жизни. Он получился ни плохой, ни хороший, ни вредный, ни полезный – просто никакой. Как добротный, крепкий с виду, но пустой внутри орех. Натюрморт.