виртуальный клуб Суть времени

Рецензия на сериал «И была война»

НАША ГАЗЕТА
АРТ-КОНТРПРОПАГАНДА


   Андрей Корнеев

   НЕДОДЕЛАННАЯ ПОДДЕЛКА
   Рецензия на мини-сериал «И была война»,
   реж. Алексей Феоктистов, производство «Z-синематик», 2009 г.

Просмотр сериала оставил у меня очень негативные чувства. Это и горький стыд за современный отечественный кинематограф, и ощущение пренебрежения исторической правдой через возрождения некоторых антисоветских мифов.

В творении Алексея Феоктистова сложно найти сильные стороны, даже если очень постараться; разве что участие таких известных отечественных актеров, как Анна Ковальчук, Алексей Панин и Алексей Булдаков. Но вряд ли можно поставить им в заслугу игру в такой откровенно жалкой и убогой картине.

Закончив с сильными сторонами, перейдем к слабым, а их здесь предостаточно. Во-первых, это ужасная игра актеров. Весь фильм меня преследовало чувство жалости к ним: настолько плохо им даются диалоги, настолько наигранно и неестественно выглядят их эмоции и переживания, что невольно задаешься вопросом: за что им такое наказание? Ведь наверняка в обычной жизни они славные ребята, в них есть что-то хорошее, доброе, но их почему-то заставляют сниматься в этом дурном сериале, играть эти непонятные роли. Чем же они так провинились?

Следующей слабой стороной картины является сюжет. Действия фильма происходят в Брянской области. Развитие событий начинается сценой пьянки командующего состава полка возле реки. Это вполне естественно – чем же еще могут заниматься советские командиры в свободное от службы время? Надо сказать, что у действующих лиц особенная любовь к выпивке: пьют бабки в деревне, распевая «Катюшу» и размахивая рюмками, пьют офицеры, обнимая своих жен и рассуждая об отсталости вооружения Красной Армии, молодые ребята в лодке сожалеют о том, что не удалось купить пива на первые заработанные деньги. То есть авторы пытаются показать нам, что русский народ живет пьянством, мечтает о пьянстве и все его помыслы связаны с выпивкой. (Но если попробовать разобраться в этом вопросе, то можно прийти к выводу, что пьянство не является национальной русской чертой, и далеко не все русские – алкоголики. Во-первых, первое советское правительство объявило водку вне закона на время восстановления порядка в стране. Результаты не заставили себя долго ждать: уже в 1923–1924 годах специальная делегация английских тред-юнионов, инспектировавшая Россию, в своём отчете указала на то, что ни в одном из ее районов члены делегации не зарегистрировали того явления, которое было известно во всем мире как «русское повальное пьянство», и могут констатировать, что большевикам удалось создать новую психологию у рабочего класса – презрение и ненависть к пьянству. Во-вторых, даже по современным данным международной организации здравоохранения, Россия находится на 19-м месте по количеству потребляемого спирта на душу населения. Я, конечно, не хочу утверждать, что Россия – страна трезвенников, но такого повального пьянства у нас нет, и не было).

Возвращаюсь к сюжету: перед нами предстает нелепый момент, когда офицеры получают весть о начале войны: из леса раздаются выстрелы, танец прекращается, выражения лиц неестественным образом сменяются, наступает непонятная паника и суматоха. Подполковник Иван Григорьевич (Алексей Булдаков) и майор Василий Коровин (Михаила Дрожкин) покидают своих дам и отправляются в штаб.

Параллельно этому развивается линия с двумя друзьями: Петром Малковым, секретарем комитета комсомола машиностроительного техникума, и Николаем Охватовым, работником цеха. Николаю приходит повестка в армию, а Петр решает добровольно идти на фронт, встречая при этом непонимание и удивление со всех сторон, которое объясняется тем, что он же комсомолец, значит, ума у него нет. То есть, патриотический порыв юного коммуниста здесь пытаются всячески очернить.

Дальнейшее развитие сюжета ведет нас в лагерь подготовки молодых бойцов. Здесь мы можем увидеть все ужасы Красной Армии: нехватка обмундирования (на целую роту находится только одна пара сапог, которая достается самому смекалистому бойцу и который должен за это молиться на великодушного старшину), драконовские методы обучения (для того чтобы заставить бойцов быстрее копать, командир приказывает пустить пулеметную очередь перед окопами), нехватка еды (герою снится кусок сала и он исходит от этого слюной). Со стороны может показаться удивительным тот факт, что на весь взвод есть всего два автомата, а бойцы должны рассчитывать на то, что им удасться перехватить оружие у погибшего товарища. (Если попробовать разобраться, то нехватка автоматического оружия была не такой страшной, как ее пытаются показать. Дело в том, что даже немецкие пехотные отделения вооружались только одним пистолетом-автоматом на десять человек (у оставшихся – 7 винтовок Маузера и 2 пистолета «Вальтер П-38»). В нашем же случае – целых 2 автомата на взвод, притом, что остальные бойцы были вооружены винтовками).

Подготовка молодых бойцов заканчивается переброской полка к приближающейся линии фронта. Во время прибытия поезда к месту назначения командный состав узнает о том, что Брянск уже сдан врагу. Эта новость встречается недоумением, офицеры кажутся оторванными от действительности и не осознающими истинного положения дел. На этом фоне приказ только что прибывшего генерала о немедленном сближении с врагом выглядит кощунственно. Но при сближении оказывается, что «не так страшен черт, как его малюют».

Немецкая сторона в данном сериале заслуживает особого рассмотрения. В некоторых российских фильмах («Предстоянии» и «Цитадели» Михалкова, «Последнем бронепоезде» Ройзмана) все немцы показаны высокоинтеллектуальными и интеллигентными людьми, но Алексей Феоктистов решил не следовать этой традиции. На первый взгляд может показаться, что здесь хоть в какой-то степени он решил не идти против исторической правды, но развитие сюжета отметает это предположение. Сначала мы видим, как немецкий солдат совершает насильственные действия полового характера над женщиной с характерной для жителей средней полосы России внешностью, при этом он не снимает штанов, а по окончанию акта убивает свою жертву, получая одобрительные похлопывания по плечу и возгласы «Gut!» от командира. Немцы вели войну на уничтожение, так что за вычетом ужасной актерской игры с этим эпизодом можно смириться. Но затем нам показывают веселых немецких мотоциклистов, которые разъезжают по лесу и расклеивают агитационные листовки, причем при встрече с двумя часовыми они только смеются и машут им руками, а уже в следующей сцене те же самые мотоциклисты нападают на повозку с ранеными и тут им уже не до шуток. Где логика – непонятно...

Возвратимся к основным событиям фильма. Мы видим сцену атаки наших солдат, которая завершается освобождением «захваченной» деревни. Крайне убого выглядит сцена этого боя, если его можно назвать таковым. Кучка красноармейцев набегает на небольшую группу немецких мотоциклистов, которые захватили деревню. Через несколько секунд вялотекущего сражения нам показывают ту же группу немцев уже поверженной.

Параллельно с этим происходит и неравный бой в другом конце деревни, который фактически ведет один раненый боец против еще одного взвода мотоциклистов, которые разделились на пары и по очереди подбегают к сараю, за которым он спрятался, причем ранен солдат в правую руку, но это не мешает ему левой метать бесконечные смертоносные гранаты. И неважно, что он не срывает чеки – гранаты все равно взрываются, неважно, что их взрыв сопоставим со взрывом детской петарды – этого вполне хватает для того, чтобы пораженные немцы замертво падали, попутно разводя руки в стороны и изображая страдания.

Нельзя сказать, чтобы сюжет радовал своей динамичностью и непредсказуемостью. Какая-то видимость влюбленности заведующей медсанчасти Ольги Николаевны в рядового Малкова не успевает перерасти во что-то большее, так как сериал ограничен всего тремя сериями. Постепенно нас приводят к кульминационному моменту сериала – атаке немцев. Хотя нет, атакой это назвать нельзя, скорее – разрозненными перемещениями наступательного характера, потому что сложно найти более агрессивную характеристику для этого действия. Немцы идут не спеша, в полный рост, при этом умудряясь своим прогулочным шагом обгонять два ржавых скрипящих танка, которые якобы поддерживают их наступление. Несмотря на малую численность врага (визуально я насчитал не более двадцати человек), их действия вызывают панику не только у солдат, но и у офицеров, которые до самого последнего не верят в реальность происходящего и отдают нелепые приказания, распоряжаясь своими подчиненными, как пушечным мясом. В общем, динамика у боя никакая, нападение немцев вроде как заканчивается отступлением нашей армии, несмотря на то, что нашим удалось подорвать один из танков; большинство солдат погибает, в их числе оказывается и юный комсомолец Петр Малков.

Перед смертью он просит передать начальнице медсанчасти, что любит ее. После этого он закрывает глаза, но тут же вспоминает, что прочитал свои слова не до конца, и добавляет: «И еще, бог и богородица – есть». Какие выводы из этого напрашиваются? Истинный коммунист по своим убеждениям отрицающий все религиозное как пережитки прошлого, человек, который потратил немалые силы ради борьбы с затуманиванием рассудка, в одночасье отказывается от своих принципов. Это говорит о том, что все его идеи ничего не стоят, что коммунистическая идеология есть лицемерие, от которого некоторым удается отказаться лишь перед самой смертью.

Если честно, то меня очень удивили финальные кадры последней серии, показывающие мемориальный столб с надписью: «Погибли смертью храбрых с фашистскими оккупантами 73 воина Р.К.К.А 21 VIII 1941». Во-первых, Брянск был оккупирован немецкими войсками 6 октября 1941 года, а если уж враг подобрался к городу уже 21 августа, то продержаться 2 с половиной месяца город никак не мог. Значит, это неправда, и бои, показанные в фильме, вымышлены. Во-вторых, меня шокировали данные о потерях – целых 73 человека! На самом же деле, в кадре никогда не было более 15–20 человек со стороны Красной Армии, так что мне непонятно, каким образом фашисты сумели из 15–20 врагов убить 73, притом, что еще около 10 из них остались в живых.

Подводя итоги всему вышесказанному, я прихожу к выводу о том, что сериал Алексея Феоктистова «И была война» слишком слаб, даже по меркам нашего кинематографа. От каждой серии веет сыростью и незаконченностью, актерская игра бездарна и убога, сюжет примитивен и скучен. Даже попытки антисоветской и антикоммунистической пропаганды выглядят крайне несуразно и неуверенно и с легкостью разбиваются историческими фактами, которые можно почерпнуть в книге Алексея Исаева «10 мифов Второй мировой». И была война – война была, но совсем не такой, какой вы хотите ее нам показать.