виртуальный клуб Суть времени

Немного о клубном хамстве

Аватар пользователя Tolich
НАША ГАЗЕТА
МЕЖДУ НАМИ ГОВОРЯ


  Владимир Пшеничников

   ПРОИЗВОДНАЯ ПОШЛОСТИ
   Что нам мешает понимать друг друга,
   или Где ты, Маленький Принц?

Каким же, дорогие товарищи, широковетвистым баобабом сделался наш форум-сайт eot.su за эти полгода! На один денёк оторвись от сообщества – не нагонишь и за месяц. И нет на нас хоз… Маленького Принца с мотыжкой, и нет у нас сов… сдержанности, и нет у нас понимания…

Отстав таким образом на годы, я собрался хоть как-то наверстать пропущенное за отпускные денёчки. Поскольку «в начале было Слово», по «смысловым» ветвям я и решил прогуляться.

Какой роскошный вид открылся мне сразу же! В том смысле, что «единственная роскошь – это роскошь человеческого общения». Тут вам и эссе любомудров, и параллельно-перпендикулярные мысли, и консенсусы-эпистимулы-рефлекториумы, и совсем уж простецкие темы: смысл жизни, национальная идея, основной вопрос философии… С чего же начать? Может быть, тоже с вопросов, вон их сколько: зачем нужна философия? что такое развитие? возможен ли коммунизм? как восстановить идеальное?.. Какое, право слово, мельтешение, какие, ты скажи, дискурсы и ракурсы! Но тут, к счастью, как всегда, вспомнился мне мой тренер по гимнастике с неизменной мантрой «отход-подход-фиксация», затем сразу два подхода: диалектический и дидактический, – второй я и решил применить – от простого к сложному. Ну, и отчасти на чутьё понадеялся. Короче, хлебнул чайку и полез на ветку под названием «Понятие «хамство».

Минут через сорок я ветку покинул, чувствуя себя форменным обезьяном. Или несколько обманутым и на сколько-то обкраденным. Мне б не мантру тренерскую вспоминать, а одну из трёх его шуток – да хоть и эту: если увидишь на заборе надпись… ну, скажем, «дом», не верь глазам своим… Короче, заголовок имел к теме отношение косвенное. Видно, автор влип в какую-то житейскую ситуацию: нелестно охарактеризовал кого-то с претензией на истинность – а в ответ получил «хама» и разбег по мастям, но, вместо того чтобы разрулить инцидент и жить, как жил, принялся умножать сущности.

И ведь как завернул-то: «Столкнувшись с совершенно жесткой убежденностью, что нелестная характеристика – всегда хамство, никак не могу выяснить один принципиальный ценностной вопрос. Я бы хотел обсудить его абстрактно и отвлеченно: правильно ли нелестную характеристику считать хамством независимо от того, истинна она или нет? Когда человек слышит нелестную характеристику в свой адрес, должен ли он реагировать в зависимости от её смысла, то есть от того, зачем она дана – с претензией на истинность, или с желанием оскорбить, или же любая нелестная характеристика должна интерпретироваться как хамство?» – и далее комментарии членов клуба, включая таких же простодушных, как и я, «скрипачей» и «космонавтов».

Товарищ jsk, например, пишет: «Хамство – это всегда агрессия, более или менее скрытая. Никакого отношения к истинности она не имеет. Человек либо что-то «распознает» как хамство, либо нет. Это зависит от множества разных причин: ситуации, самооценки этого человека, да много чего еще». Автор и после этого гнёт своё: «Конечно, нюансов полно. Это теоретически сложный (если вообще разрешимый) вопрос. И, может быть, его теория и не нужна. Из множества возможных нюансов мне хотелось бы обсудить только одну довольно грубую ситуацию: когда один человек указывает на недостатки другого, но при этом не обвиняет, не оскорбляет, а говорит то, что он считает истинным…»

Ещё и ещё комментарии (всего их 122!), и автор начинает выходить из себя: «…все читают только название темы. Обратите внимание, НИ ОДНОГО ОТВЕТА НА ВОПРОС, повторенный в разных формах, да ещё и трижды уточнённый!!!»

Короче, сдулась тема, повисла ветка – одна из многих… Но вспомнил я и наказ тренерский: размахнулся – добивай! В диалектическом смысле – доводи тему до логического конца, каким бы абсурдным он ни оказался.

Так вот. Писатель В. Набоков, читая лекции в Корнельском университете, тоже пытался объяснить американцам суть непереводимых русских слов-понятий «мещанство», «пошлость», «интеллигенция» и «хамство». С «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» у него получилось, а на «хамстве» он, переведший на английский «Онегина», спёкся. Позже за дело взялся другой писатель-эмигрант, которому, наконец, и удалось вывести эмпирическую формулу:

Хамство = (наглость + нахальство + грубость + …) * безнаказанность.

И нулю результат (хамство то есть) будет равен только тогда, когда один из сомножителей и есть ноль.

Конечно, я мог бы просто взять и процитировать С. Довлатова, которого моя жена раскрывает иногда, чтобы похохотать, но я написал формулу. Более того, я думаю, что это даже не произведение суммы на число, а функция. И не просто функция, а производная, может быть, энного порядка от какой-то другой. Какой же?

В самом начале текста я привёл слова о роскоши аристократа-католика Сент-Экзюпери, но для подавляющего большинства, скажем, его современников роскошь имела вполне материальное воплощение. Абсолютная бытовая роскошь верхов и повседневная роскошь средних классов в виде обставленной квартирки с пейзажиками на стенах и цветочными горшочками, протокольная чопорность и внешние благовоспитанность и благовидность; духами пахнет, одеколоном, свежеиспечёнными круассанами… и на каждом углу в чистом квартале – полицейский. А тут ещё мода покрикивает, к новой вполне доступной роскоши зовёт – идёт жизнь!

Но повседневность, ставшая для самой себя единственной роскошью и смыслом, ни по-французски, ни по-каковски не называется – и вот она и есть натуральная пошлость: всё пожирающая, кроме власти-господина-начальства, всё ненавидящая – и даже власть. Перед властью она – ап! – и на задние лапки присела, ещё раз – ап! – и с ботинка соринку сняла. Но ведь не каждый же день так-то вот. Каждый день – повседневность, бытовуха грёбаная (опять непереводимые слова), хоть бы и вблизи позолоченных унитазов.

И в какой-то момент, вдали от властного ока, пробует пошляк роль господина-на-час: множит всю свою ненависть ко всему и грубость, и, может быть, наглость, и, скорее всего, ещё что-то из нашей формулы на безнаказанность и – срезает наповал первую попавшуюся жертву, которой и противопоставить-то нечего, кроме собственного унижения! И становится пошляк хамом, а у пошлости появляется её культурная производная – хамство.

Такая вот получается диалектика. Тут меня прямо тянет вторую тренерскую шутку ввернуть, но понимание того, что на сей раз и сам я предстану изрядным пошляком, отрывает мои два пальца от клавиатуры.

А с покинутой мною подсохшей веточки слетают последние авторские листочки: «Поистине мышление у советского народа отторгнуто за ненадобностью. Зачем думать, если есть штампы и общепринятые клише... Вы же дали серию умничаний НА ТЕМУ с косвенными смыслами, которые, конечно, понятны. Но как автор темы, прошу – отвечайте в ней на в ней поставленные вопросы… Ещё раз, космонавт, в вашем мнении я не нуждаюсь. И уважайничать при том, что не уважаю, не хочу».

И где же ты хо… Маленький Принц со своей мотыжкой?

Словарик:

discursus (лат.) ­– бегание взад-вперед;

понимание – постижение и реконструкция смысла происходящего для возможного осмысленного поведения, для ориентации в истории, культуре, социальной жизни;

сознание – в философии, психологии и социологии обозначает высший уровень духовной активности человека как существа социального.

Ключевые слова: буржуазность, повседневность, пошлость, роскошь, смысл, хамство