виртуальный клуб Суть времени

О школе, религии и Клубе. Приглашение к дискуссии

Аватар пользователя anta
НАША ГАЗЕТА
ПЛЫВЕМ. КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?


  Андрей Кузнецов

   СТРАУСИНАЯ ПОЛИТИКА НЕ ДЛЯ НАС
   Надо спокойно во всем разобраться, пока не поздно
   

Честно говоря, давно возмущала деятельность А.А. Фурсенко на посту министра образования. Хотя, чего греха таить, чего-то иного и не приходилось ожидать: увы, система не настроена на созидание, а что тогда хотим от ее представителя?

Не будем вспоминать его реформы в русском языке, в системе образования в целом и в школьном – в частности – это все происходило у всех на глазах, в памяти свежо. А вот то, что министр твердо намеревался ввести в средней школе «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)… Остановимся на этом подробнее.

Идея эта была озвучена г-ном Фурсенко в начале 2010 г. Как всегда – с новаторским подходом: он заявил, что курс этот с успехом могли бы вести не только учителя-гуманитарии, но и преподаватели… естественных наук. «Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. Может быть, даже более успешно. Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что начали это дело», – заявил министр.

И ведь все вроде бы логично: неплохо, если наши дети будут иметь знания по основам той или иной религии, тем более что и страна у нас многоконфессиональная.

Вот только, как всегда, за красивыми идеями скрывалось нечто иное.

С министром не согласились Георгий Анцев, гендиректор – гл.конструктор НППО «Радар ММС», председатель Северо-Западного отделения РАМН, и Валентин Сарычев, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики.

Анцев: Я не спорю, что человек обязан нести в своем сердце заповеди божьи, но при чем здесь школа? Для этого есть семья и свободное время. Пусть поймут меня правильно – я не против этих уроков. Но в школах сегодня катастрофически не хватает физики и математики! Как минимум, должно быть три урока физики в неделю, а лучше четыре, плюс астрономия… В школах стали исчезать уроки черчения…

Сарычев: Я все же пытаюсь найти разумное зерно в том, что он говорит. Но, увы, ни одной здравой мысли ухватить не могу. Физики суть естествоиспытатели, и Фурсенко прав – логика у них правильная. Но логика и религия – вещи несовместимые. Бога невозможно познать с точки зрения формальной логики, надо верить. Но тогда несовместимы вера и физика – это совершенно разные вещи. Нас убеждают, что без религии невозможно воспитать нравственного человека. А как же литература и вообще все искусство? Неужели учителя гуманитарных предметов хуже научат нравственности? Или в этом только служители культа безупречны? Опять дикая постановка вопроса: нравственность или физика... Я не представляю, как физики будут вести курс религии? – вместо доказательств теорем – псалмы петь…

В школе должны быть только науки, только предметы, в которых нельзя усомниться. Религии, на мой взгляд, не место в общеобразовательной школе. Пусть вопросами веры занимается воскресная школа, пусть туда пойдут дети, которым это интересно, которых так сориентируют родители. Слово божье там уместно. А вот как религию будут преподавать в светской школе, притом, вполне возможно – нерелигиозные люди, для меня загадка. У нас светское государство, и религия отделена от государственных функций законом. Давайте все-таки Конституцию соблюдать!

Анцев: Это страшная вещь, когда будущий инженер не понимает физику явления. Он создает технику, а как работает тот или иной узел, какие физические процессы при этом происходят и что за чем следует – не знает. Инженер превращается в оператора ЭВМ. Вот я, например, пока не закрою глаза и не представлю, как механизм работает, ничего не смогу сделать. Я бы хотел, чтобы школа уделила внимание физике даже больше, чем математике. Это сегодня важнее.

Правда, интересно? Как-то не вяжется с провозглашенным курсом на модернизацию, нет?

Зато генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков сообщил РИА «Новости», что до 25 марта 2010 г. учебники по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» поступят в 19 регионов, где будет проводиться эксперимент. По его словам, общий тираж учебников составит 300 тысяч экземпляров. Из них больше всего будет выпущено учебников по преподаванию светской этики – 125 тысяч экземпляров. Учебники по православной культуре выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров, по мировым религиозным культурам – 60 тысяч, исламской культуре – 40 тысяч, буддийской культуре – 14 тысяч и иудейской культуре – 12 тысяч.

Кроме того, разработаны специальные пособия для учителей и родителей. Кондаков сообщил, что все учебники прошли три экспертизы: конфессиональную, психолого-педагогическую и научную.

А что, неплохо. Особенно, если знать механизм подготовки учебников – от внедрения и одобрения идеи, до его поступления в школу – размах впечатляет.

Вернемся к мнению В. Сарычева: «Грамотные опытные учителя, которым я доверяю, говорят, что у детей стало что-то не так с памятью, они запоминают плохо. Раньше такого не было. Хотя сейчас и нет таких перегрузок, как раньше: школьную программу упростили донельзя. Но почему-то даже упрощенные курсы не воспринимаются детьми. Что-то с ними случилось… Надо как-то перебарывать отовсюду насаждаемую серость. Надо работать, ориентируясь на аудиторию, уровень которой все время падает. Идет массированная атака на наших детей, и их надо спасать – давать им серьезные знания, чтобы они не поддавались манипуляциям».

«Отовсюду насаждаемая серость». Вот ключевые слова, обозначающие ситуацию. Где выход?

Может, стоит обратиться к советскому опыту? В чем он заключается? Прежде всего, в том, что церковь была отделена от государства. Работали различного рода государственные и общественные механизмы, деятельность которых была направлена на пропаганду научных знаний и применение их в практической жизни. Кто не помнит журналы «Техника-молодежи», «Юный техник», «Наука и жизнь»? А общество «Знание»?

Я уже не говорю про всякие картинг-секции, судо- и авиамодельные кружки. Радио-, химические, географические кружки.

По большому счету – это и была грамотно поставленная и реализуемая антирелигиозная пропаганда. Более того, государство четко следило за деятельностью конфессий, не допуская деструктивной деятельности различного рода сект – находя тем самым понимание со стороны официального духовенства.

С распадом СССР возникла нехорошая тенденция сращивания церкви с государством. Но ладно бы просто государственные деятели посещали различные религиозные мероприятия, демонстративно отмечали религиозные праздники.

Но официальные конфессии сейчас либо безразлично относятся к деятельности различных сект – несмотря на формальное неодобрение, либо поддерживают их. Примеры «Аум сенрике», «Белого братства», «Свидетелей Иеговы» и прочих – ни о чем не говорят? Даже не напоминаю об усилении влияния «Братьев-мусульман».

***

Теперь перейду к тому, с чем пришлось столкнуться в деятельности нашего клуба. На попытку привлечь внимание к вопросам антирелигиозной пропаганды – я получил обвинения в разжигании по вопросам веры. Высказывались мнения, что на данном этапе рассмотрение этого вопроса несущественно, что это может оттолкнуть от нас потенциальных союзников из числа верующих.

Кто-то может сказать, а сколько сторонников из числа атеистов мы потеряем при игнорировании данного вопроса?

А когда в школах начнут вместо физики и химии преподавать Закон Божий – это станет важным?

И понадобятся ли верующим Маркс с Фроммом как идеологическое обоснование нового проекта? У них есть вера - этого достаточно.

Проблема стоит гораздо глубже, чем кажется. И если не обратить на нее внимания – использовать «позицию страуса» – потом может оказаться поздно.