виртуальный клуб Суть времени

Стань самим собой!

НАША ГАЗЕТА
АНАЛИТИКА
Гвоздецкий Василий

Стань самим собой!

Werde der du bist... Wolfgang von Goethe

Своеобразное, странное ощущение испытывает человек, который встречает за границей бывших соотечественников по СССР. "Плывет в тоске необъяснимой..." - так начинается "Рождественский Романс" И. Бродского. Стихотворение по своей тематике не имеет ничего общего с тем, о чем мне захотелось написать этой ночью, но точнее охарактеризовать то состояние, в котором пребывают наши братские народы, я просто не способен. Именно в "необъяснимой тоске" протекает существование разделенных народов.
Особенно больно и резко это чувствуется именно тогда, когда мы имеем дело друг с другом не у себя дома, а за рубежом. Тогда это чувство постыдного разъединения подчеркивается живым противопоставленным миром Запада. Именно на фоне западной среды, ее души и характера отчетливо проявляется тот бред, в котором мы живем изо дня в день.

Я учусь в музыкальном ВУЗЕ в Германии. Это небольшой институт, в нем учатся в общей сложности не более 800-900 человек из самых разных стран, при этом привычно доминируют азиаты и восточные европейцы (хотя в последнее время их количество постоянно падает). Небольшое здание и обозримое число студентов дают повод для более тесных социальных контактов, чем в больших университетах или просто бытовой обстановке. Так русские и украинцы, молдоване и грузины встречаются в коридорах, на лекциях, на собраниях, в столовой и на вечеринках.

Невозможно объяснить эту "необъяснимую тоску", в которой, точно под гипнозом, плывут и смотрят друг на друга эти люди. Одни говорят друг с другом много и быстро (в основном, девушки, склонные к этому от природы), забывая о том, что родились в разных странах, что у них есть президенты, поливающие друг друга грязью, что была война в Осетии, отвратительная газовая разборка между украинскими и российскими олигархами. Они просто ведут себя естественно в среде, не отталкивающей их, среде открытой, но все-таки другой, в глубинно другой среде. Они чувствуют родство между собой, не думая о политике, и проводят время друг с другом. Здесь присутствует не просто практичность общего русского языка, но и сходство культурной матрицы, гораздо более глубокое и тонкое ощущение друг друга. Конечно, с тем же успехом наши за границей дружат и влюбляются и в европейцев, и у меня лично есть верные и очень близкие друзья - англичане, норвежцы, испанцы, американцы. Не бывает плохих народов. Но есть, есть эта разница между нами и ними! Она реальна и так же свойственна природе, как и разница в чертах лица представителей разных частей света. Русские особенно хорошо ассимилируются в западном обществе, лучше, чем азиаты. Но это обман зрения. Они не входят в европейское сообщество, а надевают маску, изменяют своему культурному стержню, держат его в клетке.

Но все-таки, как удивительно! Когда на лекциях возникают проблемы с языком, молдоване на русском просят более продвинутых в немецком украинцев объяснить, о чем речь, помочь составить реферат и так далее. Подумать только, ведь они родились в разных странах, уже более 20 лет как произошло разделение! Это поколение не было единым целым от рождения, но при этом оно инстинктивно себя ощущают именно так!

Есть, однако же, и принципиально другой типаж. Есть, например, украинцы, которые наотрез отказываются переходить на русский, даже если общение на немецком доставляет им и их собеседникам изрядные трудности. Эти люди очень глубоко впитали национальные "протестные" принципы, для них независимость от России - дело чести и достоинства. В некотором смысле их можно понять. Если смотреть на то, с каким унижением Россия стоит на коленях, молодые украинцы, которые видят в своих аналогичных проблемах именно вирус российской плутократии, а не выращенный своими же националистами-уменьшителями коррупционный синдром, естественно, хотят отгородить свое сознание от общего с русскими прошлого.

И даже такие люди, казалось бы, рожденные далеко от нас, нутром, печенками чувствуют какой-то грех в этом непризнании родства. Они не хотят родства, они не хотят даже говорить об этом, но встречаясь глазами в очереди в буфете, русские и украинцы, белорусы, казахи и все остальные... - чувствуют, что где-то далеко, где-то в прошлом у них есть общие святыни, общие могилы защитников их далекого великого отечества, общие слезы Великой Победы, общие песни и детские мультфильмы.

Когда речь заходит о Чайковском или Рахманинове, всем присутствующим в аудитории "бывшим" соотечественникам абсолютно понятно, что речь идет об их общем, именно общем, едином национальном достоянии, гордости и славе. "Малороссийская" симфония Чайковского и блокадная, "Ленинградская" Шостаковича, "Спартак" Хачатуряна или "Хованщина" Мусоргского - под кожей, в сердце, там, где музыка и рождается, воспринимается нами как общее.

Но это не может продолжаться бесконечно. Мы не можем плыть в этой тоске еще сто лет. Как сказано у Арсения Тарковского в стихотворении "Стань самим собой":

Когда тебе придется туго,
Найдешь и сто рублей и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.
Ты вывернешься наизнанку,
Себя обшаришь спозаранку,
В одно смешаешь явь и сны,
Увидишь мир со стороны.
И все и всех найдешь в порядке.
А ты - как ряженый на святки
Играешь в прятки сам с собой,
С твоим искусством и судьбой.
В чужом костюме ходит Гамлет
И кое-что про что-то мямлит, -
Он хочет Моиси играть,
А не врагов отца карать...

Мы не можем так играть в прятки друг с другом вечно! В то время, пока руководители наших народов играют друг с другом в блэкджек и ведут финансовые, а то и настоящие войны друг с другом, наши страны деградируют, а наши недоброжелатели уже окружили нас системой ПРО, которая затягивается у нас петлей на шее. Процесс создания евразийской зоны должен быть учтивым и осторожным, но само время играет против нас!

Отношения с "бывшими соотечественниками" как образ иллюстрируют общую ситуацию наших народов. Мы присматриваемся, заигрываем друг с другом, и это хорошо, но если мы не станем "сами собой" прямо сейчас, будет поздно. Если мы не преодолеем комплексы, раздражение, предрассудки, а главное - малодушие, не позволяющее губам выговорить чудовищную правду и начать действовать - тогда убийство отца останется неотомщенным.

Но есть надежда. Надежда всегда в юности. Надежда всегда в способности юности преодолеть страх и заставить себя сказать правду. Новый порыв к единству должен не просто прекратить унижение, но преобразовать его в противоположную энергию, эйфорию реванша. Давайте делать для этого все возможное!

Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца!