виртуальный клуб Суть времени

Еженедельный обзор экономических новостей

Аватар пользователя Tamerlan
НАША ГАЗЕТА
СРЕДА ОБИТАНИЯ


  Вячеслав Рыбалко

   ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ
   7–12 ноября 2011 г.
   

Прошедшая неделя была знаменательна следующими экономическими, социальными и геополитическими событиями:

1. Новый виток мирового финансового кризиса в Европе.
2. Вступление России в ВТО.
3. Запуск трубопровода «Северный поток».
4. Различные события в российской экономической жизни.

1. Европа на новом витке мирового финансового кризиса.

Еврокомиссия в очередном докладе о перспективах экономического развития Европы резко ухудшила свой прогноз по росту ВВП еврозоны на текущий и следующий годы. Так, в этом году ЕК не ожидает от еврозоны роста более чем на 1,5%. В следующем же году ситуация усугубится: прогноз на 2012 г. был снижен с 1,3% до 0,5%. «Экономический рост в Европе остановился, и существует риск новой рецессии», – отметил комиссар ЕС по экономике и денежно-кредитной политике Олли Рен, комментируя скорректированные данные. Одновременно ЕК прогнозирует рост госдолга Греции по итогам 2012г. до 198,3% от ВВП страны по сравнению с ожидаемым показателем в 162,8% ВВП по итогам текущего года. Еврокомиссия также прогнозирует, что уровень госдолга Италии не изменится и составит 120,5% ВВП по итогам 2012г. Общий уровень государственной задолженности еврозоны в 2012г. повысится до 90,4% от ВВП валютного блока с 88,0% в 2011г., говорится в докладе исполнительного органа ЕС.

На фоне ухудшения перспектив европейского экономического развития кризис еврозоны набирает обороты: долговые проблемы Греции, озадачившие европейских бюрократов два года назад, оказались лишь верхушкой огромного айсберга, грозящего потопить «Титаник» Евросоюза. Вирус «слишком большого госдолга», прокатившись для начала по сравнительно небольшим странам Европы, наконец, сразил крупную дичь – Италию. Третья по величине экономика еврозоны накануне прошла так называемую точку невозврата: доходность ее 10-летних гособлигаций на рынке превысила 7%, что делает практически невозможным обслуживание внешнего долга без внешней поддержки. Теперь Италия стремительно катится по «греческому сценарию». В июле 2011 г., когда все были заняты разработкой планов спасения Греции, итальянская экономика неожиданно для всех оказалась в числе проблемных. Ситуация мгновенно стала угрожающей: госдолг Италии к тому моменту достиг рекордных для страны 1,9 трлн евро (около 120% от ВВП), что превышает долги Греции, Ирландии, Португалии и Испании вместе взятых. Теперь стране, скорее всего, потребуется помощь Международного валютного фонда (МВФ) и других стран ЕС. Проблема заключается только в том, что на спасение столь крупной «рыбы» может банально не хватить денег: Фонд финансовой стабильности ЕС (ESFS), даже если его удастся наполнить до 1 трлн евро, способен закрыть лишь половину итальянских долгов, не считая Греции и прочих стран с подмоченным госдолгом. Крах Италии может спровоцировать мировой кризис почище того, что случился после банкротства приснопамятного Lehman Brothers. Цепная реакция, вызванная проблемами одной из стран G7, коснется всех. Так, эксперты рейтингового агентства Moody's уже предупредили, что экономический спад в Европе самым неприятным образом отразится на финансовой системе США, которые могут в итоге потерять свой наивысший рейтинг.

В сложившейся ситуации у Италии может не быть выбора кроме выхода из зоны евро с возвращением национальной валюты – лиры, – даже если это развалит валютный союз, пишет в своей колонке в Financial Times известный экономист, экономический советник президента США Нуриель Рубини. Зашкаливающая доходность по гособлигациям, угрожающая потерей возможности рыночных заимствований, уже в близкой перспективе может повлечь вынужденную реструктуризацию госдолга страны, экономика которой «слишком велика, чтобы дать ей рухнуть – или спасти». Но это не единственная и не критическая проблема Италии, считает экономист, излагая наиболее вероятный, по его мнению, сценарий краха ее экономики.

Реструктуризация долга, пишет Рубини, поможет снять со страны долговую нагрузку, но не решит проблемы экономической динамики Италии: большой дефицит счета текущих операций, неконкурентоспособность экономики, замедление роста ВВП и экономической активности. Рубини заостряет внимание на различии понятий «дефицит ликвидности» и «кредитоспособность». В отличие от Греции Италия – при дефиците ликвидности – кредитоспособна. Проблема в том, что когда страна, потерявшая ликвидность, теряет и доверие инвесторов, на его восстановление – даже если новое правительство сразу примет самые решительные меры – уходит не меньше года. За это время инвесторы «загонят» спрэды по облигациям так высоко, что страна все равно потеряет либо доступ к рынку капитала, либо возможность обслуживания долга. Для того чтобы обойти эту ловушку, еврозоне необходима «большая пушка», последний довод – резерв ликвидности, который мог бы не допустить сползания Италии к некредитоспособности. У Европы такого резерва нет, и не предвидится, считает Рубини.

Единственный стратегический выход Италии, Греции и других периферийных стран – отказ от евро с конверсией долга в национальные валюты. Еврозона вряд ли это переживет, констатирует Рубини. Способ сохранить евро есть, считает экономист. ЕЦБ нужно разрешить выдавать неограниченные экстренные займы и опустить ставку до нуля. Евро нужно обесценить до паритета с долларом, а еврозону разделить на две зоны: в «ядре» во главе с Германией применять меры стимулирования экономики, а на периферии – жесткие меры экономии.

Агентство Reuters сообщило: Германия и Франция обсуждают план новой реформы Евросоюза, которая спасет и Союз, и евро. Для этого новый ЕС будет состоять из нескольких стран «Федерации евро» с европейской валютой и единым правительством и оставшейся Европейской конфедерации – без евро и без надежд в близком будущем жить по стандартам Западной Европы. Рынки во всем этом увидели лишь то, что планы спасения евро и ЕС никого на деле не спасают. В Еврокомиссии вчера отказались комментировать готовящиеся реформы. Аналитик Центра европейской реформы Саймон Тилфорд заявил: «То, что подобные идеи обсуждаются как на правительственном, так и на межправительственном уровне, известно давно. Но до сегодняшнего дня не было ни единой утечки». Саму утечку он объясняет необходимостью в очередной раз дать понять «плохим» членам еврозоны, что угроза исключения из нее Греции серьезна.

За формально выглядящим техническим отвязыванием друг от друга ЕС и европейской валюты в рамках «двухскоростной модели» евроинтеграции кроется революция: речь идет о возможном изменении всей философии Европейского союза последних двух десятилетий. Жертвами новой политики ключевых стран ЕС, если она будет реализована, могут стать не только проблемные члены альянса типа Греции, но и государства, еще не успевшие в него вступить. Пожалуй, лишь Хорватия может быть относительно спокойной – о ее принятии в альянс в июле 2013 года уже официально объявлено, назад пути нет. А вот Албания, Черногория, Македония и другие балканские государства (а в отдаленной перспективе – Украина и постсоветские республики) рискуют еще долго томиться в прихожей с надеждой войти только в конфедерацию – и этим, как и Греции, лишь начать неограниченно долгий путь в настоящую Европу, «федерацию евро». При этом в Европейской конфедерации останутся привлекательные стороны: скорее всего, это и отсутствие границ, и общеевропейские стандарты госрегулирования, и власть Еврокомиссии, но исчезнет то, что так привлекало в ней новые страны ЕС – использование ресурсов стран «федерации евро» для доведения уровня жизни в этих странах до европейского.

На фоне европейских трагических и экономических событий появляются зловещие комментарии. Те, кто в 1980-х годах внимательно следил за упадком, а затем и распадом советской империи, не могут не провести некоторые поразительные аналогии с нынешней ситуацией в Европейском Союзе. Эти процессы движения к упадку вполне сравнимы. В обоих случаях мы наблюдаем потерю экономической жизнеспособности и эрозию экономического роста, несмотря на все различия двух этих систем. В первую очередь необходимо отметить трудности, связанные с неотъемлемыми для действующих идеологических и политических проектов противоречиями. В случае ЕС основополагающая идеология «этого больше нельзя допустить», которая была принята после двух мировых войн, наталкивается на все большее неприятие со стороны новых поколений: как вообще можно строить «совместную жизнь» на фундаменте страха не кого-то другого, а самого себя? В политическом плане ЕС до сих пор так и не смог найти свой демос, а его институты в лучшем случае наталкиваются на безразличие, а в худшем – на полное неприятие. Что касается стратегической сферы, Европа лишилась не только противника, но и четких границ: раньше наш проект был очерчен железным занавесом, и как нам сегодня понять, докуда он простирается и почему? Наконец, (в этом и состоит причина нынешнего экзистенционального кризиса ЕС) мы заявили о принятии единой валюты, не создав при этом никаких федеральных инструментов управления и налоговых механизмов, без которых у евро просто не может быть будущего.

Возможность распада ЕС подкрепляет следующий парадокс. С одной стороны, Евросоюз окажется под угрозой в случае исчезновения евро: это утверждение, которое высказали осенью 2010 года Ван Ромпей и Меркель, а недавно вновь повторил Саркози, совершенно оправданно. При отсутствии евро и наличии целого ряда девальвационных процессов, единый рынок долго не продержится, как, впрочем, и свобода передвижения и выбора места жительства. Народы, наученные горьким опытом трагедий ХХ века, не станут повторять прошлые ошибки. Их уделом скорее станет упадок и зависимость. Безопасность и процветание наших стран будут подчинены требованиям старых и новых великих держав. Остается понять, сможем ли мы добиться большего, чем Россия, которой, по крайней мере, удалось возродить останки советской империи, но в таких экономических и политических условиях, которых было бы лучше избежать.

Вывод: Анализируя происходящие в Европе события, можно определенно сделать вывод о тупиковой ситуации с итальянским государственным долгом. С ростом доходности итальянских государственных ценных бумаг рассыпалась европейская надежда на благополучный выход их тупика греческого долга. Теперь острых проблем в Евросоюзе две – это Греция и Италия. Их совокупный долг составляет больше 2,5 трлн. евро, которых у ЕС в наличии нет, и их нахождение не предвидится. Сравнимые по размеру резервы есть у Китая, но сомнительно, что китайцы будут поддерживать расползающуюся по швам европейскую экономику. Потому, что, судя по всему, Италия и Греция – это не последние жертвы экономического кризиса в Европе. Евросоюзу грозит эффект домино. Увеличение темпов кризиса говорит о большой вероятности этого разрушительного события. Выход у Европы, по мнению еврочиновников, есть. Это деление Евросоюза на ядро и периферию. В ядро, по-видимому, войдут Франция, Германия, Голландия, Бельгия, Австрия, Дания, Швеция, Норвегия, возможно, еще несколько стран Центральной Европы. В ядре будет сохранено хождение евро. Несколько стран балансируют на гране попадания или вылета из него, это Испания и Финляндия. Остальные страны попадут в периферийный блок и будут вынуждены отказаться от хождения европейской валюты. И это оптимистичный сценарий. Нельзя не заметить, что изменение экономической модели ЕС повлечет за собой массу согласований на уровне стран-участниц, что может вызвать смертельное промедление или вообще срыв договорного процесса. Более того, на фоне экономического кризиса четче проявилась политическая, социальная и мировоззренческая несостоятельность европейской модели. Европейские ценности не позволяют ответить на вопрос европейцев: «Зачем платить долги Греции или других стран аутсайдеров?». На фоне кризисных явлений все заявления о европейской солидарности оказались пшиком. Субъекты рыночных отношений в капиталистическом мире не способны сотрудничать и поддерживать друг друга бескорыстно. Поэтому, исходя из наиболее реалистичного сценария, в течение нескольких лет мы будем наблюдать агонию и распад ЕС. Наиболее устойчивыми к кризису окажутся Германия, Голландия, Швеция и Норвегия. Но в связи с недостаточным размером рынка они будут искать партнеров для успешного выживания в дальнейшем. Наиболее остро кризис ударит по странам Южной и Восточной Европы. Там весьма вероятна череда политических кризисов, экономического краха, резкое обнищание населения.

2. Вступление России в ВТО.

Соглашение РФ и Грузии по условиям присоединения к ВТО подписано 9 ноября в Женеве. На практике это означает, что 10 ноября будут зафиксированы последние уступки ВТО, которые правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила 14 октября 2011 года, и присоединение России к Всемирной торговой организации будет внесено в повестку дня министерской конференции ВТО 15–17 декабря. Главные компромиссы, на которые в последний момент пришлось пойти России, – ограничения по экспортным пошлинам на энергоносители, согласие корректировать режим инвестсоглашений в автопроме, отказ от них в авиапроме, прозрачный режим распределения квот на импорт мяса с ограничением возможности ими манипулировать. Парадоксально, но, несмотря на решение всех вопросов, ни правительство, ни Кремль до сих пор не объявили о том, что Россия завершила 18-летний процесс вступления в клуб международной торговли – вероятно, из-за нежелания поднимать тему ВТО, активно использовавшуюся в последние десять лет левой оппозицией, в предвыборный период. Президент Дмитрий Медведев вчера ограничился ни к чему, по существу, не обязывающим комментарием о том, что «присоединение России к ВТО неизбежно» – что технически, видимо, уже полностью соответствует действительности. По сути, главное, в чем уступала и уступила на переговорах Россия, – возможность работы правительства в режиме частной компании и исходя из «меркантилистской» идеологии «главное – наша прибыль». Под последней же понимаются прибыли всех дружественных власти российских компаний.

После вступления России во Всемирную торговую организацию ее импортные тарифы в среднем снизятся на 2,2 п. п. – до 7,8% с нынешних 10%, следует из сообщения организации. При этом средний тариф на на сельскохозяйственную продукцию снизится до 10,8% с нынешних 13,2%, на промышленные товары – до 7,3% с 9,5%. «Окончательные ставки таможенных пошлин более чем на треть тарифов вступят в силу в день вступления [России в ВТО], еще четверть [тарифов] снизится спустя три года. Самый долгий период вступления в силу – восемь лет для птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов», – говорится в сообщении, описывающем условия, на которых Россия согласилась вступить в ВТО. С момента присоединения к ВТО Россия снизит только так называемые антикризисные пошлины, заявил в четверг журналистам в Женеве глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков.

Членство в ВТО предоставит России несколько инструментов для того, чтобы перебалансировать собственную экономику, которая по большей части базируется на продаже нефти. В то время как членство обещает расширение рыночных возможностей для российского экспорта, Москве также придется открыться для иностранного импорта. Должны быть подписаны соглашения, которые станут способом привлечения инвестиций, стимулирования торговли и усиления конкуренции. Однако предыдущие действия российских властей дают достаточно поводов для беспокойства. Россия не получит немедленных благ от вступления. Исследования Всемирного банка показывают, что в долгосрочной перспективе все выиграют, но многим придется столкнуться с изначальными трудностями переезда или переквалификации. Правительству будет сложно доказать свою легитимность, если оно не сможет предоставить достаточных средств для того, чтобы с этим справиться. Более 50% иностранной торговли России – крупного экспортера нефти – уже не подлежит пошлинам. Однако металлургия и химическая промышленность могут выиграть от расширения доступа на рынок и защиты от антидемпинговых мер. Со временем и другие отрасли извлекут пользу от реструктуризации и увеличившегося производства, стимулируемого возросшей конкуренцией. России необходим иностранный капитал для того, чтобы проводить модернизацию, и она осведомлена о необходимости создания более позитивного инвестиционного имиджа. Аналитика Всемирного банка свидетельствует о том, что большая выгода для России от вступления в ВТО проявится в увеличившихся инвестициях в российский рынок услуг.

Вывод: Вступление России во Всемирную торговую организацию повлечет за собой приток дешевых импортных товаров, которые начнут вытеснять российские товары с нашего внутреннего рынка. В течение года или двух по российской промышленности и сельскому хозяйству будет нанесен удар, своей силой сравнимый с либерализацией цен в начале 90-х годов. Одновременно в страну хлынет крупный международный капитал, который сможет скупить материальные ресурсы разоряющихся вследствие дешевого импорта российских предприятий. В короткий срок большая часть экономики России окажется под контролем иностранного капитала. Мы перестанем быть хозяевами собственной страны.

3. Европа и российский газ.

На мероприятии по запуску гигантского газопровода «Северный поток» канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Франции Франсуа Фийон и президент России Дмитрий Медведев подчеркнули растущую важность России для европейской энергетической безопасности и сделали ряд радостных комментариев относительно своей углубляющейся энергетической взаимозависимости. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, который также присутствовал на церемонии открытия «Северного потока», заявил, что блок заинтересован в «прозрачном» партнерстве с Россией в рамках своего единого европейского энергетического рынка. Однако среди директив, направленных на содействие созданию единого энергетического рынка Европейского Союза, имеются и такие правила и предписания, которые направлены на то, чтобы не допустить доминирования на рынке крупных вертикально интегрированных энергетических компаний – таких, как «Газпром», – которые контролируют все звенья в цепочке от производства энергии до распределения ее между конечными потребителями. «Газпром» активно боролся с попытками Брюсселя ввести эти ограничения.

Подчеркивая российскую обеспокоенность по поводу политики ЕС в области энергетического рынка, президент России заявил, что надеется на то, что «не будет никаких искусственных барьеров» для сотрудничества. Несмотря на постоянную напряженность, господин Эттингер заявил, что Европа продолжит полагаться на российские газовые поставки по мере того, как ее собственные природные запасы продолжают уменьшаться.

Похоже, что новое газовое соглашение между Украиной и Россией неизбежно, хотя пока неясно, на какие именно уступки Москве готов пойти Киев в обмен на снижение цены природного газа. Независимо от масштаба украинских уступок, любая сделка, которая приведет к снижению цены, которую Украина платит за российский газ, будет иметь последствия для отношений Киева с Европейским Союзом и Международным валютным фондом, не говоря уже об отношениях Украины с Россией. Все готово к, по-видимому, неизбежной газовой сделке между Москвой и Киевом, но Украина, по-прежнему, должна пойти на уступки России, чтобы добиться договоренности.

Таким образом вопрос в том, что предложит Украина. Слияние «Газпрома» и «Нафтогаза» и присоединение к Таможенному союзу на данный момент слишком дорогостоящие для Януковича сделки, так как любая из них вызовет значительное политическое недовольство в стране. Россия прекрасно осознает это и поэтому, вероятно, будет готова принять другие уступки, например, снижение транзитных тарифов или, возможно, какой-то доступ к украинским энергетическим активам, не доходящий до полного слияния. Москва готова принять сделку, не дотягивающую до ее изначальных требований, потому что Россия знает, что Украина постепенно теряет свои рычаги влияния, и в будущем ее можно будет заставить пойти на большие уступки. Независимо от того, на какие уступки пойдет Украина, очевидно, что грядущее газовое соглашение с Россией будет иметь для Киева политические и экономические последствия на разных уровнях.

Проект «Северный поток» столкнулся с сопротивлением на фоне опасений, что его реализация увеличит степень зависимости Европы от российского газа, хотя Москва с тех пор и отказалась от своей политики, направленной на то, чтобы стать энергетической сверхдержавой, а попытка создать «газовую ОПЕК» провалилась, как и предсказывали большинство экспертов. В последние годы Москва тем не менее лелеяла большие надежды на экспорт большего количества газа в Европу. Решение Германии отказаться от атомной энергии после проблем на японской АЭС «Фукусима», связанных с мартовским цунами 2011 года, укрепило эти надежды, особенно сейчас, когда трубопровод «Северный поток» впервые даст возможность прямого экспорта газа в Германию и в Западную Европу. Позитивной нотой Медведева в Германии стал приветствуемые изменения в виде отхода Москвы от риторики времен газовых войн, которая в значительной степени подорвала доверие к России. Новый трубопровод представляет собой великолепную возможность для Москвы доказать Европе, да и всему миру в целом, что она становится достаточно зрелой для того, чтобы ставить бизнес выше политики, и для поведения, достойного великой державы, и что она готова и способна извлекать преимущества из огромного нереализованного потенциала для торговли и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.

Вывод: Связав несколько событий:

– возможный пересмотр, по обоюдному согласию, газовых договоров между Россией и Украиной;

– возможный дрейф Украины в сторону Евразийского Союза и вступление в Единое экономическое пространство;

– изменение позиции Еврокомиссара Эттингера, по вопросу доли российских газовых поставок на европейском рынке (позиция была изменена кардинально, т.к. ранее Эттингер выступал за постепенное сокращение доли российских газовых поставок на европейский рынок);

– возможное снижение российских цен на газ для европейских посредников;

можно сделать вывод, что российское руководство совершило глобальную сделку с Европейским Союзом по вопросам дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере и судьбы Украины. Со счетов не стоит сбрасывать и США, т.к. они, скорее всего, были третьей стороной глобального договора. Возможные российские уступки в данном вопросе это членство России в ВТО и непринятие чрезвычайных внешнеполитических шагов в случае нанесения США и НАТО ударов по Сирии и Ирану.

4. События в российской экономической жизни за неделю.

Российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что его страна, в настоящий момент считающаяся ведущим производителем нефти в мире по объему добычи, планирует тесно сотрудничать с Организацией стран-экспортеров нефти. Путин ничего не говорил о том, как именно его страна будет сотрудничать с организацией, и даже о том, будет ли она участвовать в следующем саммите ОПЕК. Россия давно говорила о координации работы с ОПЕК и зачастую посылала делегации высокого уровня на ее мероприятия в качестве наблюдателей. Заявления Путина совпали по времени с докладом Международного энергетического агентства о том, что к 2015 году Саудовская Аравия обгонит Россию по добыче нефти. В своем докладе «Мировой энергетический прогноз» МЭА заявила, что Саудовская Аравия вырвется вперед, так как новые российские месторождения не компенсируют спад добычи на старых месторождениях. Россия обошла Саудовскую Аравию по добыче нефти, когда в 2009 году, во время экономического кризиса, ОПЕК сократила добычу. По мнению МЭА, в 2015 году добыча в России упадет до 10,5 миллиона баррелей в сутки, и Саудовская Аравия будет компенсировать образовавшуюся на рынке нехватку. К 2035 году, как утверждает МЭА, Саудовская Аравия будет добывать14 миллионов баррелей в сутки. «Российская налогово-бюджетная политика – ключевой фактор, определяющий то, когда начнется спад добычи в России, и как быстро он будет идти. Существующие в настоящее время условия таковы, что инвестировать выгодно только в то время, когда цены растут. Наши прогнозы предполагают, что налогообложение эволюционирует в благоприятном направлении», – полагает МЭА.

Нефтегазовые компании, работающие на российском арктическом шельфе, получат особый льготный налоговый режим уже до конца текущего года. Перечень преференций, предусмотренных проектом плана госстимулирования освоения месторождений на шельфе, с которым удалось ознакомиться РБК daily, не ограничивается введением нулевой ставки вывозной пошлины на нефть или ввозной – на оборудование, которое не производится в России. Предложения по налоговым послаблениям куда масштабнее. В ближайшее время правительство должно утвердить план комплексного стимулирования освоения ресурсов углеводородного сырья на континентальном шельфе России. Согласно документу до конца года профильные министерства, а также компании «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл» должны подготовить проекты нормативных актов, вводящие налоговые и таможенные преференции для добычи на континентальном шельфе и на шельфе Каспийского моря. Речь идет о нулевой ставке вывозной пошлины на нефть, газовый конденсат и сжиженный природный газ, а также изменении формулы расчета НДПИ на углеводороды. В частности, предлагается перейти к мировой практике расчета роялти в процентах от чистой выручки от продажи сырья. Помимо этого предлагается не применять налог на имущество, освободить компании от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС на оборудование и комплектующие, которые не производятся в России, а также установить нулевую ставку НДС не только в отношении операций по реализации на экспорт добытых углеводородов, но и товаров (работ, услуг), совершаемых в рамках осуществления геологоразведки. Также рассматривается возможность введения 12-летнего периода переноса убытков на будущие периоды в целях исчисления налогов, взимаемых с прибыли недроразработчиков. Под льготное налогообложение попадут и расходы на геологоразведку.

Индекс человеческого развития (ИЧР) – основной показатель исследования, фактически измеряющий качество жизни человека, для России в 2011 году составил 0,755 пункта и по сравнению с 2010 годом не изменился. Россия продолжает занимать 66-е место в рейтинге из 187 стран и относится к странам с «высоким уровнем человеческого развития». ИЧР – композитный показатель из трех составляющих, оценивающих: здоровье и долголетие, измеряемые ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием; достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВВП на душу населения в долларах по паритету покупательной способности. ИЧР, скорректированный с учетом неравенства в распределении дохода, в РФ теряет сразу 11,3%, а в США, находящихся на четвертом месте в рейтинге с ИЧР 0,910 пункта,– 15,3.

«Усиление неравенства – цена экономического роста»,– убеждена профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Эксперты, принимавшие участие в обсуждении, признали политику правительства, нацеленную на сглаживание неравенства между регионами перераспределением сверхдоходов от нефти, «неустойчивой», заключив, что вместе с возобновлением экономического роста неравенство регионов будет расти. При этом сама политика перераспределения не отрицалась, но традиционно указывалось на необходимость увеличения ее адресности. Основная проблема – в воплощении политики, которое не предполагает создания стимулов для проведения институциональных реформ, роста человеческого капитала и мобильности населения в регионах.

Поток капитала движется в сторону России, и уровень воды уже прибывает. Возможно, это покажется смешным – предсказывать бум заимствований, учитывая, что Запад (в очередной раз) балансирует на краю пропасти. Определенно еще остается много хлама, с которым нужно будет справиться в краткосрочной перспективе, а крупный обвал финансового рынка в Евросоюзе ударит по всем, но в то же самое время Восток выглядит хорошо подготовленным, чтобы воспользоваться появившейся возможностью: долги у него невелики, резервы восстановились до уровня в 525 миллиардов долларов по состоянию на 1 ноября, и в России потребительские расходы, которые являются движущей силой роста, восстанавливаются быстрее, чем кто-либо ожидал, и это самая стабильная форма роста, которая у нее есть. Управляющие фондами говорят, что кризис убедит инвесторов на Западе, что у них больше нет выбора: выделение средств развивающимся рынкам в целом, и России в частности, придется увеличить. Новая глава МВФ Кристин Лагард была на этой неделе в Москве, чтобы заручиться поддержкой пакета спасительных мер, а весь остальной мир надеется на чудо, что Россия и особенно Китай вступят в игру и финансово спасут их. Это означает, что Соединенные Штаты и Европа, с доходами в пересчете на душу населения в 30 000 евро в год, возлагают надежды на те страны, годовой доход на душу населения в которых составляет от 3 000 до 14 000 евро, рассчитывая на то, что те их спасут.

Российская пенсионная система более устойчива, чем многие европейские, считают аналитики группы Allianz. Одним из важнейших преимуществ российской системы является наличие накопительного компонента. Впрочем, уже в следующем году Россия может его лишиться. Одна из крупнейших международных компаний по управлению активами – Allianz Global Investors AG – подготовила обзор «Индексы устойчивости пенсионных систем разных стран», составив на основе комплекса факторов рейтинг государств, пенсионная система которых наиболее нуждается в реформировании. Россия в этом рейтинге присутствует впервые и сразу же заняла 18-е место – сразу за США. Всего в рейтинг включены 44 страны. Таким образом, эксперты признали российскую пенсионную систему более совершенной, чем во многих развитых странах, включая Германию, Италию, Францию и Японию Для определения индексов устойчивости пенсионных систем авторы исследования использовали широкий набор факторов, при этом учитывались как их текущее состояние, так и динамика (например, текущая и будущая демографическая ситуация, состояние госбюджета, ключевые характеристики пенсионной системы и ее прогнозируемое будущее состояние с учетом проводимых реформ).

Вывод: Российское руководство стремится нарастить добычу нефти и газа в ближайшее десятилетие. Для этого вводится особый режим налогообложения российских сырьевых энергетических гигантов. Это означает, что с учетом отказа от пошлины на нефть, в связи с вступлением в ВТО, крупнейшие российские энергетические компании смогут увеличить доходы и снизить расходы. Соответственно бюджет недополучит доходы. С учетом вступления в ВТО, которое повлечет удар по отечественному производству и сельскому хозяйству, федеральный бюджет может оказаться дефицитным. И этот дефицит будет не маленьким. Т.к. нужно учитывать резкое увеличение выплат военным, полиции, огромные суммы гособоронзаказа. Предпринимаемые правительством шаги выглядят, по меньшей мере, неудачными. Налицо утрата способности к стратегическому планированию. Надежда на приток капитала и резкое наращивание сферы высоких технологий и услуг ничем не подкреплена. С другой стороны, наблюдается разбалансировка перераспределения дополнительных нефтегазовых доходов. Более того, экономический рост в энергетической сфере привел к усилению социального неравенства. В условиях падения доверия к правящей псевдоэлите, утраты легитимности и усиления социального неравенства ситуация становится взрывоопасной. В ближайшие год–два возможна частичная или полная утрата государственного контроля в сфере управления РФ.