28 сентября в Берлине состоялся показ фильма «Поцелуй Путина» с последующей дискуссией на тему участия молодежи в политической жизни России. Показ был организован силами нескольких некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие и поддержку гражданского общества в странах Западной и Восточной Европы. В качестве специального гостя на мероприятие был приглашен один из героев фильма, оппозиционный журналист Олег Кашин.
Активисты немецкой ячейки «Сути Времени» из Берлина посетили показ фильма с целью определить общую риторику мероприятия, выяснить, насколько правдиво подается информация о политической ситуации в России и понять, какими способами в сознании европейцев формируется образ российской власти как нелегитимной и антигуманной.
Инициаторами показа фильма «Поцелуй Путина» в Берлине выступили сразу несколько некоммерческих организаций: «Немецко-Русский Обмен», iDecembrists и депутат Европарламента Вернер Шульц. Темой для обсуждения была заявлена проблема российской молодежи, у которой, по мнению организаторов, в результате сложившейся после выборов в государственную думу политической ситуации, есть только два выхода — смириться или протестовать. Вот некоторые выдержки из текста приглашения:
«Российская молодежь: приспособиться или протестовать? Уехать или остаться?
Каждый пятый россиянин подумывает о переезде за границу, особенно это касается молодежи. Многие потеряли всякую надежду на политическую и экономическую модернизацию страны. Но после думских и президентских выборов страна ожила. Миллионы граждан были буквально вырваны из политической апатии прошедшими по всей стране протестами.
Российская молодежь пережила политическое пробуждение и приобрела обновленное самосознание. С небывалым желанием она включилась в ряды оппозиции, омолодив и преобразив ее ряды. Группа Pussy Riot стала новым символом неповиновения власти во всем мире.
Мировоззрение близких к власти представителей молодого поколения также было подвергнуто тяжелым испытаниям. Ксения Собчак, популярная телеведущая и дочь наставника Путина, также как и главная героиня фильма «Поцелуй Путина» сделавшая карьеру под крылом Кремля, недавно перешла в лагерь оппозиции и стала выступать с резкой критикой правительства».
Чтобы лучше понять суть данного мероприятия, остановимся чуть подробнее на его организаторах.
Ведущий мероприятия — Вернер Шульц, действующий депутат Европейского парламента от союза «зеленых» Германии. Вот всего лишь несколько заголовков к статьям с официального сайта евродепутата: «Президентские выборы в России были нелегитимными», «Россия: оппозиция против царя в Кремле», «Путин во веки веков? Россия на распутье. А что может сделать Европа?», «Депутат Европарламента: такие диктаторы жертвуют жизнями людей, демонстрируя собственную силу», «Депутат Европарламента: необходимо провести новые выборы в Госдуму»... Тут следует отметить, что Вернер Шульц является заместителем председателя делегации в комитете по совместной работе между ЕС и Россией при Европейском Парламенте.
Кстати, именно Вернер Шульц предложил выдвинуть панк-группу «Pussy Riot» в качестве номинанта на ежегодную премию имени Андрея Сахарова. Его предложение поддержали 45 депутатов Европарламента.
Организацию «Немецко-Русский Обмен» представлял ее директор — Штефан Мелле, журналист и специалист по России (так сказано на сайте организации). Летом этого года Мелле принял участие в молодежном форуме «Лаборатория Пилорама» проходившем в Перми. Молодую организацию «Декабристы» (iDecembrists) представлял Александр Формозов. Эта некоммерческая организация была зарегистрированная в 2012 году и уже успела провести ряд акций в Берлине, в числе которых публичные выступления в поддержку панк-группы Pussy Riot и шествие «За свободные выборы!».
«Поцелуй Путина» (оригинальное название Putin’s Kiss) — документальный фильм, премьера которого состоялась в январе 2012 года — рассказывает историю 16 летней Марии Дроковой, получившей известность как «девушка, которая поцеловала Путина» и позднее сделавшей стремительную карьеру в молодежной движении «Наши».
Выяснить, как создавался этот пропагандистский продукт оказалось несложно. В интервью корреспонденту «Голоса Америки», на вопрос имеются ли в фильме инсценировки и постановочные кадры, режиссёр фильма честно отвечает: «Да, это постановочные эпизоды. Но я старалась не давать слишком много советов своим героям, чтобы они не чувствовали себя скованно. Мы просто согласовывали общую тематику разговора, а дальше они начинали беседу под камеру. С самой Машей такие согласования я намеренно избегала делать. Мне было важно, чтобы она раскрылась в кадре самым естественным образом».
То, что фильм создавался под определенную идею, становится еще более очевидным после этого рассказа Олега Кашина: «Что касается фильма "Поцелуй Путина", то там все просто. Датчане три года снимали историю про девочку-монстра из секты фанатов Путина. Снимали, снимали, ходили за Машей повсюду, и, видимо, должна была получиться какая-то история про ад — про Селигер и прочее. Меня в этом фильме не было в принципе. В октябре прошлого года, продолжая снимать все о Маше, датчане снимали ее вместе с ее подругой Лизой, студенткой журфака, снявшейся тогда в "черном", то есть антипутинском календаре. Лиза жаловалась Маше, что она теперь нервничает по поводу своей оппозиционности [...] и когда идет вечером по темной улице, думает — а не убьют ли ее как Политковскую. Маша ей на это говорит — Да ну нафиг, не переживай, вон посмотри на Кашина — пишет про всех всякие гадости, и ему никто за это ничего не делает. Эту сцену сняли 31 октября, через неделю на меня напали, и датчане переписали сценарий соответствующим образом. Я согласился дать им интервью, но они как-то очень увлеклись, и после второго интервью я им сказал, что мне кажется, что меня в этом фильме уже достаточно, так что идите в жопу...». Несмотря на последнее высказывание (кич перед публикой?), Кашин, все-таки, не только дал интервью датским кинематографистам, но и начитал закадровый текст, сопровождающий весь фильм.
Получается, что с самого начала съемок в 2006 году, у создателей фильма «Поцелуй Путина» не было ни сценария, ни четкого плана съемок. Похоже, что в течении четырех лет режиссёр просто собирала видео-материал из жизни спикера проправительственного движения, в надежде на то, что рано или поздно удастся использовать его каким-то выгодным образом. И такая возможность подвернулась — нападение на Олега Кашина, вписанное в сюжет, стало главным драматическим поворотом в фильме. Исходя из слов режисера фильма и самого Олега Кашина, можно заключить, что часть сцен из жизни Марии были специально пересняты, чтобы соответствовать новой сюжетной линии.
Показ фильма проходил в пятницу вечером, в кинозале культурного центра ACUD. Зал, рассчитанный на 80 мест, не смог вместить всех желающих, поэтому некоторым пришлось смотреть фильм, сидя в проходах между рядами. Всего в зале собралось около 100 человек, в большинстве своем молодые люди 25-35 лет. Звучала как русская, так и немецкая речь. Пожилая, интеллигентного вида женщина, сидевшая рядом с нами, культурно попивала пиво из бутылки... Во время просмотра зал положительно реагировал на фильм и дружно смеялся в тех местах, где это было задумано режиссёром.
После окончания фильма состоялась дискуссия на немецком языке, в которой приняли участие сами организаторы мероприятия и его главный герой Олег Кашин. Жестокое избиение Олега, записанное на камеру наблюдения, стало кульминацией фильма «Поцелуй Путина» и вызвало у зала естественную человеческую реакцию — сочувствие к потерпевшему. Во время дискуссии Кашин повторил высказанные им в фильме обвинения в адрес движения «Наши» — он считает, что нападение на него было совершенно участниками этой организации, — и прямо сказал, что хотя и не может этого доказать, он абсолютно уверен в том, что нападение было совершено «по сигналу сверху». Надо сказать, что при отсутствии каких-либо доказательств, просто путем манипуляций с видеорядом и закадровым текстом (причем очень явных и грубых) создатели фильма подвели зрителя к прямому выводу о причастности власти к нападению на Олега Кашина. В результате к началу дискуссии перед публикой предстал не просто журналист из России, критикующий Путина, а человек, испытавший на собственном трагическом опыте, чем может обернуться свобода слова в «путинской России».
Все участники дискуссии как один выразили свою крайнюю озабоченность ситуацией с правами человека, а также в связи с критическим, по их мнению, состоянием демократии в России. Заодно мы услышали рассказ о том, как представляемые ими организации помогают демократическим процессам в России. В частности, Александр Формозов — директор недавно зарегистрированной в Германии некоммерческой организации iDecabrists (участники организации называют себя «декабристами») — рассказал об акциях протеста, которые его организация провела в Берлине (акция в поддержку панк-группы Pussy Riot и шествие «За свободные выборы!»).
Риторика, прозвучавшая в высказываниях организаторов показа фильма «Поцелуй Путина», проста и однобока: Путин — деспотичный лидер, а движение «Наши» готовит националистически настроенную молодежь, готовую в любой момент пожертвовать собой в защиту Путина. Оппозиция в России загнана в угол и независимые журналисты преследуются властью. Повсеместно нарушаются права человека. При этом ни одно из высказываний не было подтверждено фактами. Время от времени Олег Кашин сдабривал эти высказывания своими комментариями, призванными подтвердить правоту выступавших.
О чем еще говорили участники дискуссии: молодежная организация «Наши» — это секта, в которой, по словам Олега Кашина, молодым людям промывают мозги и откуда, цитируем, «они выходят моральными уродами». Говорили о неприемлемости и об опасности таких националистически настроенных молодежных движений. Ведущий мероприятия, депутат Европарламента Вернер Шульц, помимо прочего, заявил: «Выборы в Государственную Думу были сфальсифицированы». К нему присоединился Штефан Мелле, директор некоммерческой организации «Немецко-Русский Обмен», рассказав сидящим в зале о том, что для организации митингов в поддержку действующей власти, со всех регионов России в Москву свозятся автобусами сотни тысяч людей. Нам очень хотелось уточнить у господина Мелле, как он это себе представляет технически, но, по-видимому, вопросы из зала во время «дискуссии» были не предусмотрены и нас оставили без внимания.
Была затронута и тема несправедливости приговора участницам панк-группы Pussy Riot. При этом не обсуждались ни сам поступок, за который участницы группы понесли наказание, ни резонанс, который он вызвал в российском обществе. Не было сказано и об оскорблении чувств верующих. Говорили лишь о несправедливости наказания, предвзятости суда и «руке Кремля». Тут Олег Кашин не поскупился на прилагательные, красочно описав всем сидящим в зале момент чтения приговора, на котором он лично присутствовал: «...и вот эта ужасная судья зачитала этот ужасный приговор. Видимо она торопилась зачесть приговор, чтобы поскорее отправиться на отдых в Испанию». После Кашин решил поразить присутствующих, «открыв тайну» о том, что у российской элиты деньги и недвижимость находятся за границей, куда они все мечтают «свалить». Вообще, Кашин не отличался особой убедительностью, много пожимал плечами и отшучивался.
Дискуссии, заявленной в программе мероприятия, по большому счету не получилось. Участники ограничились общими высказываниями, и вопросов из зала было не больше пяти-шести. Вопросы задавались на немецком и на русском языках. Переводчик переводила как вопросы, так и ответы. Вопросы, которые были заданы, в основном касались деталей фильма, личной жизни Олега Кашина и главной героини фильма Марии Дроковой.
Стоит отметить комментарий пожилого немца, в котором он поделился своим ощущением, что в России назревает серьёзная катастрофа, что на его взгляд оппозиция огульно обвиняет действующую власть во всех смертных грехах, не предлагая никаких конструктивных решений. Также, по его мнению, оппозиция показала себя в этом фильме далеко не с лучшей стороны. Через некоторое время одна пожилая женщина начала требовать у немца, чтобы он наконец-то задал свой вопрос. Тут инициативу в свои руки взял Вернер Шульц, сказав, что, так как вопроса как такового не прозвучало, то не совсем понятно, как на этот монолог надо реагировать. Кашин все же нашелся: “Вот Вы говорите, что у оппозиции нет плана, нет лидера. Приведу Вам такой пример. В ГДР в 80ые годы тоже не было оппозиционной программы и не было лидера, а люди просто сидели на кухнях и ругали Хонекера. Но прошло несколько лет и Хонекера уже не стало”.
Вскоре и мы решили задать свой вопрос Олегу Кашину. Вопрос звучал так:
«Олег, Вы, как представитель оппозиции, боретесь с действующей властью ради какого-то иного, возможно даже нового государства (хотя из всего сказанного вами нам так и не удалось понять, какого именно). При этом Вы публично высказываете взгляды, непопулярные у подавляющего большинства населения страны. В частности, в своем блоге Вы называете генерала Власова новым героем России, когда каждый русский человек считает Власова предателем (для собравшихся напомним, что во время Великой Отечественной Войны генерал Власов перешел на сторону нацистов и стал воевать против своего народа). Далее, Вы выступаете за регионализацию в России, высказываясь о том, что Сибирь вскоре станет отдельным государством с безвизовым въездным режимом (из Европы, полагаем?). В конце фильма, который мы сегодня посмотрели, вы прямо заявляете: «У России нет будущего». Скажите, как с такими высказываниями, которые противоречат сознанию русского человека, Вы собираетесь привлечь большинство на сторону оппозиции?».
На наш длинный вопрос Олег Кашин ответил, что нас неверно информировали, что он никогда не называл Власова героем, и что он не желал отделения Сибири, а лишь заметил, что если до этого дойдет, то было бы всё-таки здорово, если бы не надо было оформлять визы. На нашу попытку указать на источник зал отреагировал негодованием — действительно, надо было дать время переводчику перевести ответ Кашина. Но после того, как ответ был переведен, сказать нам уже не дали. Зато в зале нашлись люди, которые нас поддержали. Девушка, сидевшая на соседнем ряду, выразила своё несогласие ни с фильмом, ни с позицией создателей фильма, ни с позицией участников дискуссии, отметив также, что в российском обществе существует другой взгляд на происходящее, о котором организаторы умалчивают. Она указала и на то, что Кашин так и не ответил на предыдущий вопрос (заданный нами). Здесь её перебили, выкрикнув из зала, что «Наши» это Гитлерюгенд. Кашин отшутился, вызвав смех в зале, но на вопрос так и не ответил. На что мы, уже хором, снова указали ему на это. Зал зашумел. Пожилая немка, сидевшая неподалеку, выразила негодование нашей активностью, так как переводчик с трудом успевала переводить. Следующий вопрос был о том, какую альтернативу для саморазвития оппозиционная партия может предложить русской молодежи. Кашин опять отделался шуткой, порекомендовав молодежи следить за его твиттером, в котором он недавно выложил фотографии бегемотиков из Берлинского зоопарка: “Это тоже развивает”. Зал вновь разразился одобрительным хохотом. Затем последовала ремарка о Путине, и мы бы пропустили ответ Кашина в этом отчете, если бы он так ярко не иллюстрировал то, о чем неоднократно говорил Сергей Ервандович Кургинян, — а именно о типе людей, которые пришли на Болотную площадь. Олег Кашин в ответ на реплику о Путине: «Вообще, люди, пришедшие на Болотную, не могут понять: год назад у них была последняя модель iPhone — iPhone 4, полгода назад они купили новую модель — iPhone 4S, теперь вышел iPhone 5. Сменилось три модели телефона, а Путин все еще в Кремле!»
Под самый конец, слово попросила девушка, также сидевшая неподалеку от нас. Она выступила с защитой движения «Наши», объяснив присутствующим, что живет в Берлине 12 лет и не является участником движения, но уже второе лето подряд ездит на «Селигер» и знает, что движение занимается не только политической, но также и полезной общественной деятельностью, которую создатели фильма предпочли не упоминать. Девушка привела в пример несколько проектов, в которых занята молодёжь движения «Наши», но рассказать о них подробно ей помешали выкрики из зала о том, что все собравшиеся в этой части зала — «нашисты», приехавшие за Кашиным из Москвы.
Сам Кашин выдал последнюю сентенцию вечера: «По мне, так молодежь в этом возрасте не должна дружно маршировать строем, а должна ходить в университет, заниматься сексом, курить травку и слушать музыку!». После перевода на немецкий, ведущий Вернер Шульц, который и так последние 15 минут усердно пытался сгладить угрозу острой полемики, поспешил объявить, что мероприятие подошло к концу, а желающие продолжить дискуссию могут сделать это в баре. На этом показ фильма «Поцелуй Путина» завершился.
На выходе из кинотеатра к нам подошли две девушки, единственные, кто кроме нас выразил вслух позицию, расходящуюся с позицией участников дискуссии и поблагодарили за заданный нами вопрос. Мы стали живо обмениваться впечатлениями о фильме и о дискуссии, и незаметно вокруг нас скопилось горстка людей, с любопытством слушавших, о чем мы, русская молодежь, говорим. Кто-то даже пассивно участвовал в беседе, вставляя отдельные реплики. В целом атмосфера была дружественной, пока к нам не подошла небольшая группа людей, которые тут же бесцеремонно, с наскока влезли в наш разговор, превратив его в спор, лишенный какого-либо конструктивного содержания. Закрутилась обычная карусель о честности-нечестности выборов, отсутствия свободных СМИ и так далее. Когда после безуспешных попыток вернуть разговор в нормальное русло, мы предложили нашим оппонентам закончить разговор из-за принципиальных расхождений наших позиций, наши оппоненты, в лучших традициях либералов Московской закваски, стали нас оскорблять, перейдя на личности и даже на национальности. Кто-то из этой группы подскочил к нам с фотокамерой и попытался сделать снимок.
После того, как провокаторы ушли, пожилой немец, тот, что высказался ранее в кинозале, качая головой, сказал, ссылаясь на наших оппонентов, что если таким людям только дать возможность, они же первые истребят всех тех, кто с ними не согласен. Неожиданным было услышать и его комментарии о том, что фильм совершенно пропагандистский и что в Германии все далеко не так прекрасно и с демократией, и со свободой слова.
В тот же вечер, после показа фильма «Поцелуй Путина», в твиттере Олега Кашина появились сообщения о том, что на его выступление в Берлине присутствовали «нашисты», специально приехавшие из Москвы.
Позже появилась и другая запись в твиттере, где некто, сфотографировавший нас и людей, собравшихся после просмотра фильма на выходе из кинотеатра, намеренно искажает информацию:
Участниками дискуссии, ровно как и создателями фильма, была представлена искаженная и крайне необъективная картина политических процессов, происходящих сегодня в России и состояния общества в целом. Подобное искажение действительности вряд ли может являться следствием невежественности организаторов и участников мероприятий, подобных описанному. Скорее всего, это спланированный и расчетливый шаг, цель которого сформировать в общественном сознании европейцев образ России как недемократического, отсталого государства, а образ действующей власти — как нелегитимной и антигуманной. Наличие такого образа в сознании европейского обывателя может явиться достаточным оправданием для любых агрессивных действий, направленных против независимого государства. История последних десятилетий лет полна такими трагичными примерами. Именно поэтому мы считаем важным противостоять подобным информационным диверсиям, обнажая их истинную личину и корыстные замыслы тех, кто за ними стоит.
Руслан Комяков, Татьяна Z.