Когда мы говорим о 20 годах без Социализма, мы чаще всего говорим о развалинах на месте бывших промышленных предприятий, то есть о экономике, добавляем о спаде жизненного уровня… Но в то же время мы потеряли гораздо большее, и почти не говорим об этом. Я имею в виду Культуру. Нет, конечно же, вспоминаем наш глянец, нашу эстраду, звёзд, набивших оскомину, мягко поругиваем их и всё. Да, конечно, нам проще делать сравнения советской эстрады с тем, что включаем в машине, дома с дивана... Но есть и другая часть культуры, которая в картинах, в скульптуре, в театрах…., книгах. То есть это конечно же искусство, но и культура права, культура военного искусства, культура образования, сельского хозяйства, организация медицины… Словом, та культура, которая формирует нашу жизнь.
Вспомним Льва Николаевича Толстого – его В.И. Ленин назвал «Зеркалом русской революции». Таково вот значение высшего проявления культуры – искусства – в развитии народа. То есть культура была тем столпом общества, вокруг которого потом и завертелись все величайшие события в России. Нет, и в наше время были попытки масштабного обозрения Истории наших дней – «Россия, которую мы потеряли», попытка Евгения Матвеева «Любить по-русски», ну, пожалуй, и всё. С натяжкой можно, а может и не стоит включать в этот список фильмы «Бумер» или «Брат». Всё остальное – «Любовь-морковь».
Культура. А что она? Что в ней такого ценного, чтобы о ней грустить? Да вроде бы ерунда. Можем же мы прожить без шекспиров и пушкиных, а вот без зарплаты как? Как жить без квартиры и того, что в холодильнике? И даже пословица «не хлебом единым…» всё равно начинается с хлеба и утверждает первостепенность хлеба, ибо «хлеб – всему голова!» Да, против такого аргумента, как говорится, не попрёшь! И, выходит, что материальное превыше всего? Материя – первична, а всё остальное – вторично? И революции, дескать, всегда были за хлеб… И молитвы «Хлеб наш насущный, даждь нам днесь…» – то есть всё же хлеб – обязательно в начале, а уж долги наши, искушения – есть просьбы следующего порядка.
Но так ли это? Так ли важно и так ли первично наше то, что к рукам прилипло? И битва за Родину, за отчий дом – это битва за двухкомнатную квартиру в центре города…, да хоть даже и с краю деревни? Нет, я сейчас не о тех, кто выменивал в блокаду хлеб на золото или бриллианты. Эта порода – не есть народ, эта порода – плесень, которая есть в каждом разливе. Я про тех, кто лёг на амбразуру, кто стоял под Москвой и понимал, что позади даже не Москва-столица, и даже не столько Россия и СССР, сколько весь Мир. На смертный бой вставали «с фашистской силой тёмною…». Стояли против того, что несовместимо с понятиями «жизнь», «свет»… И встали ведь не просто так, в рамках фронтовой операции, стояли чтобы умереть, но не пустить. Но тогда какая материя, какой хлеб, спрошу я вас? Где «хлеб наш насущный», если даже молитва начинает со слова «Отче»!
Да, для верующего есть высший смысл в словах молитвы «Отче наш…», но и светский человек носил свои нерелигиозные святыни, которые для него выше понятий хлеба, сытного брюха и бытового комфорта. В советский период, в СССР, понимали, что культура человека – это не столько банальная вежливость, его манеры и поведение, сколько внутренние понятия, всё же те его ценности, на которые он опирается в жизни. Всё то, что он считает правильным и честным, как он относится к товарищам, какие песни он поёт. И об этом была всё советское искусство и Культура. Она постоянно вела беседу о таких смыслах, которые для общества были наиболее важны: «если друг оказался вдруг», «от чистого истока в прекрасное далёко», «команда молодости нашей, команда без которой мне не жить».
А сейчас этого нет. Сейчас «Ксюша-Ксюша-Ксюша, юбочка из плюша». «Невидимая рука рынка» навела тут такой порядок, от которого хоть всех святых выноси. Если раньше государство поддерживало те направления, которые были важны для всех нас, и стимулировало развитие такого искусства, которое отвечало бы высшим нравственным ценностям, то теперь все переведено на коммерческие основы. Скажем честно: нажива правит балом. В СССР была выстроена система, которая поддерживала нравственно-этические ценности. Делалось это, давайте признаемся честно, порой, криво и не очень толково, но делалось. Иначе у нас не было бы Василия Шукшина, Сергея Бондарчука, Арсения Тарковского, Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева и многих других величайших художников.
И, как результат, – в метро вам уже не уступят место, на трассе порой проезжают мимо аварий, где нужна помощь, не задерживаясь. А что творится на городских дорогах? Я уже молчу про движение «синих ведёрочек», по сути – о протесте населения против безнравственного поведения властей. Сюда же, к нравственным проблемам, можно отнести захламление лесов и рек, широкомасштабную торговлю в супермаркетах просроченным товаром, ситуацию с ЖКХ, а если копать глубже, то и проблемы в медицине, образовании – всё это проблемы Культуры нашего общества, которой, порой кажется, уже не стало. Итак, потери в культуры – это страшный удар по обществу, сокрушающий основы всей нашей жизни, они уже не столько в поведении в метро, о какой вежливости можно говорить, если мы начинаем терять уровень своей жизни, опускаясь в дикость и в то, что называется новым словом, взятым из тюремного жаргона, – БЕСПРЕДЕЛ.
Но это и правильно, что развитость общества измеряется уровнем культуры. Была же Античная культура, культура Рима, Византии, а теперь уже была и Культура СССР. Правда, её порой с иронией называют Соцреализмом. Но уместна ли ирония? Даже в своём прошедшем состоянии она долгие и долгие годы будет оставаться для нас неким античным слоем. Известно же, что вся культура Запад рождена на Культуре римской империи, тут и Римское право, и многие другие устройства общества.