Фотовыставка «20 лет без СССР» работает в Новосибирской картинной галерее уже три недели. И сейчас мы можем спросить: насколько она оказалась успешной? В нашем городе стартует немало выставочных проектов. Например, недавно в метро повсюду висела реклама эротической выставки «Точка G». Вот и мы ненавязчиво предложили горожанам выставку, посвящённую постсоветскому 20-летию.
У нашей выставки не было ни спонсоров, ни коммерческой цели. Не было возможности заказать рекламу или заручиться поддержкой СМИ. Тем не менее, по отзывам смотрителей музея, люди охотно посещали выставку, особенно в выходные дни. Пресса также осветила событие достаточно широко.
Всё же, какое впечатление произвела выставка на посетителей? Сложно сказать. Вот один из отзывов в специальной музейной тетради: «Господи, спаси Россию». Можно спорить о том, позитивный он или негативный. Несомненно одно: это острое и глубокое чувство, это боль души.
Судя по комментариям в книге отзывов, в реакции зрителей доминирует шок. Тебя ставят перед фактом. А факт — неприятный, тревожный. Чем на это ответить? Люди отвечают по-разному.
Запомнилась реплика одной красивой дамы: «Зачем надо было снимать эти развалины? Такую разруху, если поискать, то можно и в Америке найти, и в Европе». Были ещё похожие отзывы: «Здесь собрали одну чернуху. А где же позитив?»
Вопросы важные, и ответить на них можно по-разному. Во-первых, понятно, что в современном обществе искусство имеет право поднимать почти любые темы. Если в том же музее через месяц состоится документальная фотовыставка с «позитивом», это вряд ли кого-то возмутит.
Во-вторых, присмотревшись к работам экспозиции, понимаешь, что развалины — не единственный объект съёмки авторов фотопроекта. В фотографиях отражена наша жизни как она есть: люди, памятники, вывески, дома, элементы обыденности (реклама, объявления, сцены из жизни). Те, кому в глаза бросаются лишь неприятные взору развалины, — задумайтесь. Может, вам просто неудобно видеть свою жизнь со стороны?
И, наконец, третье и самое главное. Зачем снимать «развалины», «чернуху», которые на поверку оказываются органичной частью повседневности? Зачем — становится понятно, когда прочитаешь отзывы посетителей. Что-то пробуждается в душе зрителя, когда он смотрит на кадры с выставки, сделанные самыми обычными людьми в самый обычный день.
Часть из нас видит повседневность без прикрас и привычно пропускает её мимо сознания. Остальные — во власти иллюзий внешнего благополучия и гонят от себя мрачные мысли. Но и те, и другие испытывают шок при виде одномоментного снимка, охватившего широкий простор нашей Родины. Взору открывается национальная и человеческая трагедия: страна умирает на наших глазах, последние силы покидают её.
В фотоматериалах выставки наконец прозвучало что-то, чего люди ждали. В этом секрет её актуальности и элементарной популярности. Многие уже готовы посмотреть правде в глаза, увидеть лицо своего врага и начать борьбу.
И последний вопрос: а искусство ли это? Ведь мы привыкли, что искусство — удел профессионалов. По крайней мере, — особенных, одарённых и тонко чувствующих одиночек. А тут:
– коллективный проект без всяких различий в уровне профессионализма;
– основанный на документальной съёмке, то есть — на подлинности;
– вдохновлённый единой общественно значимой идеей — идеей любви к Родине (к одной из её ипостасей — СССР).
И что в итоге? В итоге на выставку «20 лет без СССР» охотно идут и обычные зрители, и отдельные эксперты-профессионалы.
Коллективные формы, опора на подлинность, общественная значимость — быть может, именно таким будет новое искусство будущего? Однако наш фотопроект — это больше, чем поиск новых форм в искусстве. Это ещё и ценный исторический документ, отражение нашей эпохи. Доказательная сила такого документа не в нём самом, а в повседневной жизни. Читая комментарии в книге отзывов, понимаешь, что доказательство сработало. Проверка на подлинность пройдена.