виртуальный клуб Суть времени

Ближайшее будущее детских домов

Аватар пользователя SergeyT81

В предыдущей статье мы уже приводили данные о том, что количество детских домов и других государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом сокращаются. Где-то это носит объективный характер, так как у нас сокращается детское население, а значит и количество выявленных детей-сирот, а где-то детские дома целенаправленно сокращают, согласно принятой государственной политике. Так что же нам говорят про ближайшие перспективы детских домов наши чиновники и депутаты?
 
“Будет проведено разукрупнение детских домов. Совершенно очевидно, что учреждение с 30 воспитанниками разного возраста гораздо эффективнее для социализации детей, чем детдом с численностью 100 человек. Форма таких учреждений будет разная, в том числе и так называемые семейные группы” - сообщила "Известиям" О. Баталина, 01.02.13.
 
“Интернаты надо перепрофилировать, нужно создавать центры психолого-медико-социально-педагогической помощи семье. Такие центры есть в Москве, в Тюмени, Краснодаре, Кирове, Белгороде. Главная задача государства — поддерживать семью, а не коммунальное хозяйство детского дома” - Интервью П. Астахова «Коммерсант Власть» №49, 10.12.2012
 
Переустройство детдомов не только не потребует значительных ассигнований из бюджета, но и, наоборот, поможет сократить госфинансирование детских домов. Организация семейных групп позволит государству сэкономить на той армии разнорабочих, которая обслуживает детские учреждения сейчас.” - пояснила зампред комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова, Известия 01.02.13.
 
Т.е мы видим, что ставка сделана на уменьшение количества детей в детских домах.Нотогда логики в словах чиновников не прослеживается. Было 100 человек в детском доме, хотят, чтобы было 30. О чем это говорит? О том, что небольших детских домов должно быть тогда в три раза больше чем сейчас. С учетом того, что собираются еще интернаты перепрофилировать, то тогда, вообще, не понятно, зачем детские дома начинают ликвидировать. Их надо беречь как зеницу ока, оберегать, холить и лелеять. Более того, строить новые, небольшие детские дома семейного типа.
 
В реальности, в 2011 было реорганизовано 85 детских сиротских учреждения (42 ликвидировано, 42 перепрофилировано в образовательные учреждения других типов, и только 1 в организацию, осуществляющую работу с приемными родителями и замещающими семьями)1. Т.е, по сути идет захват собственности детских домов либо в интересах коммерческих лиц, либо в интересах других государственных ведомств.
 
Вот такие фразы мы слышим постоянно:
 
“Вот проблема Реутовского детского дома, о которой вы говорите: в октябре решили их сократить, потому что в детском доме 12 детей и 56 воспитателей. Представьте себе, по четыре воспитателя на каждого ребенка. Рационально ли такой детский дом содержать?” - Интервью П. Астахова «Коммерсант Власть» №49, 10.12.2012
 
 Наши чиновники говорят всегда про эффективность, и эта эффективность всегда определяется размером сэкономленных средств. Даже если речь идет о детях, то всегда речь идет о какой-то игре в математику. Никто не принимает во внимание, что это не просто цифры, а живые люди, которым придется менять свой дом на новый дом, который они не знают и который для них чужой.
 
Нам все время говорят обэкономической не эффективности детских домов, и как можно сэкономить на оплате коммунальных услуг и вспомогательного персонала, закрыв эти дома. Раздадим всех детей, сделаем детей счастливыми и сэкономим деньги для бюджета. Это, очевидно, не так. Нельзя просто так взять и отдать ребенка в первую попавшуюся приемную семью. Для того, чтобы эта система заработалахорошо - необходима инфраструктура. Вот что говорит директор Новолеушской школы-интерната 8 вида Т.И.Курасова2:
 
 “Предположим, что детских домов и школ-интернатов нет. Проследим цепочку: родителей ребенка лишили родительских прав – и что, сразу его помещать в новую семью? А как же адаптационный период? Кто будет изучать ребенка, готовить его к жизни в семье? А главное: как же подобрать для него семью, если мы не знаем о его особенностях? Нельзя сегодня бездумно закрыть детские дома и интернаты, ибо мы потеряем выстроенную систему подготовки кадров, способных работать с такой очень сложной категорией детей. Кроме того, в учреждениях для детей-сирот воспитательная работа осуществляется в круглосуточном режиме. И это дает возможность восполнить тот воспитательный пробел, который характерен для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Школа приемных родителей, служба сопровождения – вот настоящие спутники замещающих семей. Ребенка отдать в семью просто, трудно сделать его счастливым. Сплав коллектива школы-интерната и родительского сообщества дает результат: мы живем одной большой семьей; проводим мероприятия, спортивные праздники, учебу, встречи.”
 
Из этого высказывания видно, что выстроить настоящую систему сопровождения приемных и патронатных семей -  это затратное мероприятие. Делается ставка на патронатные и приемные семьи, а это означает, что количество воспитателей вырастит в несколько раз, увеличится персонал контролирующих органов, потому что одно дело контролировать один детский дом, другое дело – десятки семей. Необходимо будет иметь помещение, и нанимать людей для разных служб сопровождения, психологической помощи, для проведения тренингов и нести все эти расходы. Кроме того, если мы хотим сделать детские дома малокомплектными, то необходимо предусмотреть капитальные вложения в реконструкцию существующих детских домов и в строительство новых. В экономической системе, практически всегда, ввиду синергии, экономическая эффективность целого выше эффективности его частей. Вот почему, мелкие компании всегда стремятся стать крупными. Поэтому не надо нам говорить, что расходы при переходе на воспитание в приемных семьях и в малокомплектных детских домах будут ниже, они будут выше и надо правильно об этом информировать общество.
 
Мы входим семимильными шагами в затяжной кризис и хорошо бы понимать, что происходит в условиях кризиса с детьми, которые воспитываются в приемных и патронатных семьях. В 2008 году был кризис и деньги приемным и патронатным семьям стали платить с задержками и сразу обнаружился всплеск возвратов детей государству. Если в 2007 г. 4500 детей вернули обратно, то в 2008 – 6500 детей, а в 2009 – 11 000 детей2. Почему сейчас будет по-другому? Неужели мы забыли, как все стремительно развивалось в 2008 г. и как бюджет государства трещал по швам, и как трудно было найти деньги на социальные программы. Что тогда будет с выплатами в приемные и патронатные семьи?
 
Хорошо, высказывания государственных чиновников мы обсудили. А существует ли долгосрочная программа по детям сиротам? Да, существует и ее, в настоящее время, уполномоченный по правам ребенка П.Астахов выложил для общественного обсуждения. Давайте ее и обсудим.  
 
Программа «Россия без сирот»1
 
Программа рассчитана на период с 2013 по 2020 г и будет проходить в два этапа. Основной упор в этой программе сделан на семейное устройство детей-сирот, не обошла эта программа стороной и детские дома. Все положения этой программы по детским домам и беспризорникам отдельно приведены в Приложении №1 и желающие могут с ними внимательно ознакомиться.
 
Здесь скажем лишь об основных пунктах этой программы в отношении детских домов:
 1. Настойчиво предлагается перенаправить деньги из детских домов в семьи. Этот вопрос мы уже обсуждали и убедились, что сэкономить здесь вряд ли получится, а, наоборот, потребуется дополнительное финансирование.

2. Предлагается отказаться от подушевого финансирования домов, а в критерий эффективности детского дома предлагают включить наряду с другими критериями число воспитанников, устроенных в семьи замещающих родителей. Этот критерий весьма опасен, потому что тогда детские дома будут стараться всеми правдами и неправдами отправить детей в любую семью, лишь бы избавится от ребенка.
.        
Вот, что говорят профессионалы:

 “Не нужно закрывать детские дома по приказу сверху, пусть этот процесс идет сам собой. Когда общество избавится от взрослых проблем – безработицы, низких зарплат, социальной незащищенности, уменьшится число родителей с наличием вредных привычек – в судах сократится количество дел по лишению родительских прав. Тогда и придет время распрощаться с детскими домами, на месте которых откроются специализированные центры помощи семье.” Зам. директора детского дома г. Светлограда Ставропольского края Е.В.Титова2

“Я проработал в детских домах 50 лет. И всегда в детских домах сотрудники детских домов занимались подготовкой детей к усыновлению. Но только сегодня директор детского дома должен выполнять план по передаче детей в семьи. А ведь российская семья находится в кризисном состоянии. И многие принимают ребенка-сироту только для того, чтобы поправить материальное положение. Поэтому мне больше всего понравились воспитательные программы, которые направлены не на усыновление, а на то, чтобы дети смогли быть успешными в жизни. Например, “Домик в деревне”.” А.С. Калабалин, Директор2

3.  Предлагается уделить большее внимание профессиональной подготовке выпускника, квотирование рабочих мест для выпускника, организация мониторинга здоровья детей сирот, оплата медицинской помощи всех видов, выделение средств на оплату обучения, защита жилищных прав детей сирот и т.д.
4. Создание современных домов квартирного типа, детских деревень, семейных воспитательных групп и др.  Улучшение материально-технического обеспечения учреждений интернатного типа. Перепрофилирование организаций для детей сирот в центры подготовки и профессионального сопровождения приемных и иных замещающих семей, профилактика феномена вторичного сиротства.
       
Программу «Россия без сирот» уже три месяца обсуждают, вот лишь несколько замечаний с форума обсуждения Программы1:
 
“Мы, как всегда сначала разрушаем все до основания... а затем. У нас был малокомплектный детский дом (на 30 воспитанников) в сельской местности. Все братья и сестры воспитывались вместе. Сотрудники прошли специальное обучение по взаимодействию с приемными семьями. Сами разработали программу по перепрофилированию детского дома в центр содействия приемным семьям. Стали проводить обучающие семинары для приемных родителей. Вот нас первыми и закрыли в 2009 году. А детей перевели в большой детский дом, потом и его закрыли, а детей рассовали по коррекционным школам-интернатам. Опытные квалифицированные сотрудники тоже оказались никому не нужны. Это я к тому, что можно принять много замечательных программ, а вот, как это будет реализовываться на местах - большой вопрос”. Ирина Артемьева
 
“Нельзя компанейски ликвидировать детские дома. Напротив надо оставить их. Укрепить. Готовить специально воспитателей детского дома”. Арламов А.А.
 
“Где формы и методы работы, подлежащие тиражированию (пример для подражания) в других регионах??? Где эффективные механизмы ЭКСТРЕННОЙ социализации сирот. Где подключение общественности, социальных предпринимателей?” Вячеслав Горелов
 
“Еще много вопросов поспец школам для детей инвалидов, которые сейчас успешно "оптимизируются", а детей инвалидов предлагают переводить в обычные школы. При этом как будет учиться слепой, глухой, ребенок аутист в обычной школе - чиновникам наплевать.” Денис
 
 “У больших Детдомов и интернатов, покуда они еще существуют, должны быть свои летние лагеря, куда можно вывозить детей на отдых и труд. Труд может быть в теплицах, на фермах и т.п., но он НУЖЕН, особенно УО детям, которые будут на жизнь зарабатывать физ. трудом. Сейчас же директора бояться упреков в эксплуатации детей, не могут даже теплички разбить :(“ nakhodka-g
  
 
Какой же вывод можно сделать? Программа дышит только одним, отдать побыстрее детей в семьи. Детские дома и интернаты приговорены и на них махнули рукой. Финансирование по остаточному принципу и перспектив у детских домов никаких. В программе говорится о материальной технической части, о социальной помощи выпускнику и ничего не говорится о том, каким мы хотим видеть выпускника детского дома, о том какой опыт воспитания будет востребован в 21-м веке, как будут готовить педагогов для детских домов.
 
 
Какое же будущее детских домов видим мы.
 
Почему-то у нас по умолчанию считается, что ребенку в приемной семье будет лучше, чем в детском доме. Это действительно так, если ребенок и приемный родитель будут настроены на одну волну. Если они любят друг друга и родители готовы посвящать свое свободное время ребенку.  Однако, хорошо известно, что многие приемные родители пытаются решить свои личные проблемы, такие как одиночество или неустроенность и тогда ребенку можно только посочувствовать.  Кроме того, нельзя отрицать, что абсолютное большинство преступников пришли в общество из семей, а не из детских домов. Это говорит о том, что далеко не все семьи могут качественно воспитать ребенка. Да и многие дети не хотят переходить в приемные семьи, рассматривая такой переход, как предательство родителей. Поэтому два процесса - развитие семейных форм воспитания и развитие детских домов должны идти параллельно друг другу, взаимно дополняя друг друга.
 
Наши чиновники увлеклись организационными формами. Они говорят, давайте сделаем детские дома маленькими, давайте социально защитим выпускника детского дома, давайте материально оснастим детские дома. Все это важно, но это форма, а о содержании никто говорить не хочет. Никто не хочет сказать, что нам надо определить какого человека мы хотим получить на выходе. Организовать детскую жизнь как опыт, воспитывающий определенную группу привычек – таково основное требование А.С. Макаренко, и в этом он видел сущность воспитания. В.И. Слободчиков сказал: “Детский Дом, если это действительно Дом, может быть пространством становления собственно человеческого в человеке,… современный детский дом необходимо в первую очередь антропологизировать (очеловечивать) и лишь во вторую – реструктуризировать”2.
 
Мы считаем, что нужно исходить из того, что детские дома еще долго будут существовать и государство должно качественно поднять их уровень, используя весь богатый отечественный опыт. Мывыступаем за то, чтобы взять существующие лучшие образцы современных детских домов и их опыт использовать по всей стране через инновационные центры. Пусть детские дома будут разнообразны, но цель  должна быть не просто вырастить детей, которые не хуже обычных детей, проживающих в семье, а сформировать настоящего человека. Что для этого надо сделать?
 
1. Надо воспользоваться результатами уже проводившегося в 2011 г. конкурса“Каким должен быть детский дом сегодня?”, осмыслить эти работы, дополнить работами других детских домов с положительным опытом, и разработать основные рекомендации и программы обучения для использования этого опыта в регионах.
2. Переосмыслить опыт Макаренко и других советских педагогов применительно к существующей реальности, выработать программу развития детских домов с использованием этого опыта и лучшего опыта современных детских домов.
3. Необходимо начать готовить педагогические кадры, в соответствии с выработанными рекомендациями. Для развития программы нужны сильные личности, готовые воплотить все эти наработки в жизнь.
4. Разрешить детям трудится, так как именно труд помогает сформировать настоящую личность.
5. Создать детско-взрослые производственные и образовательные сообщества.
6. Информационная поддержка программы развития детских домов и выделение необходимых ресурсов для развития этой программы.
 
 
Используемая литература:
 1 Стратегия «Россия без сирот»Уполномоченного по правам ребенка П.Астахова
 2 Материалы Всероссийского конкурса“Каким должен быть детский дом сегодня” В.В. Морозов
 


 Приложение 1
 
Основные положения программы «Россия без сирот» про государственные учреждения для детей-сирот1
 
1. Перераспределение денежных средств, направляемых из бюджетов разного уровня для содержания детей-сирот в институциональных учреждениях, на поддержку приемных (иных замещающих) семей.
2. Исключение принципа “подушевого” финансирования детских учреждений интернатного типа, разработка и внедрение в качестве критериев оценки – числа воспитанников, устроенных на воспитание в семьи замещающих родителей, числа воспитанников, получивших профориентацию и начальную и среднюю профессиональную подготовку, количества выпускников, подготовленных к самостоятельной бытовой, трудовой и семейной жизни.
3. Организация доступной и бесплатной профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки детей-сирот. Законодательное закрепление организационно-правовых механизмов по квотированию рабочих мест.
4. Постепенные деинституализация и разукрупнение организаций для детей сирот в целях создания благоприятных условий для воспитания, остающихся в них детей.  Создание современных домов квартирного типа, детских деревень, семейных воспитательных групп и др.  Перепрофилирование организаций для детей сирот в центры подготовки и профессионального сопровождения приемных и иных замещающих семей, профилактика феномена вторичного сиротства.
5. Введение эффективной системы общественного контроля за учреждениями для сирот (создание попечительских советов, развитие иных форм общественного контроля).
6. Совершенствование мер безопасности детей в интернатах.
7. Организация ежегодного мониторинга здоровья воспитанников.
8. Развитие амбулаторных центров реабилитации детей с хроническими заболеваниями.
9. Совершенствование мер по материально-техническому обеспечению учреждений интернатного типа.
10. Обеспечение социальной защищенности детей из интерната в сфере проф.тех. образования и в сфере обеспечения жильем.
11. Совершенствование мер предупреждения преступлений в отношении воспитанников детских домов.
12. Введение дополнительных мер безопасности при приеме на работу в интернаты
13. Организация передачи домов ребенка при исполнительных колониях в ведение органов местного самоуправления при сохранении доступа матерей к детям.
14. Квотирование рабочих мест для сирот до 23-х лет. Снижение налогов для предприятий, предоставившим рабочие места сиротам.
15. Привлечение школьников старшего возраста по социальной адаптации детей сирот, создание кружков, где школьники берут шефство над сиротскими учреждениями,
16. Выделение единовременных средств на ремонт жилого помещения.
17. Выделение средств на оплату обучения до 23 лет.
18. Оплата медицинской помощи всех видов, в том числе высокотехнологичной в России и зарубежом.
19. Повышение государственных гарантий по защите жилищных прав детей-сирот. Установление срока, в течении которого предоставляются жилые помещения детям-сиротам
20. Компенсации стоимости проезда к месту отдыха детям-сиротам
21. Обучения детей-сирот навыкам исполнения родительских обязанностей.

Основные положения программы «Россия без сирот» про беспризорников и трудных подростков1:
 
1. Совершенствование форм статического наблюдения и учета детей и семей, находящихся в социально опасном положении (введение единой системы учета семей в трудной жизненной ситуации, введение единой системы учета безнадзорных и беспризорных детей, создание банка данных детей, пропавших без вести и пострадавших, выделение отдельной строкой, оставшихся без попечения родителей,  создание в регионах спец. Органа отвечающего за статистику, введение системы учета детей, совершившие суицидальные акты)
2. Совершенствование мер профилактики алкоголизма, токсикомании, наркомании среди детей.
3. Совершенствование мер профилактики суицидов среди детей-сирот.
4. Совершенствование мер профилактики бродяжничества и попрашайничества.
5. Совершенствование мер ранней профилактики правонарушений детей-сирот
6. Совершенствование системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей-сирот.
7. Защита прав детей-сирот, совершивших преступление или иное правонарушение.
8. Организация медицинской помощи для детей с девиантным поведением.
9. Взаимодействие МВД с школой, поликлиниками по вопросу профилактики суицида.
10. Создание сети для жертв преступлений, где они могли бы реабилитироваться.
11. Оптимизация и повышение эффективности деятельности сети спец. Учреждений для детей с девиантным поведением.
12. Организация правового просвещения.
13. Обеспечение пригодности жилых помещений к заселению детей-сирот.
 

Андрей Дмитриев из московской ячейки СВ, член РВС, участник клуба макаренковедов Сути времени