The Real News
Мексиканские рабочие преуспели, управляя своим заводом
Автор: Оскар Леон.
Дата публикации: 8-05-2013
Краткое содержание ролика: выкупив успешное мексиканское предприятие по производству шин, транснациональная корпорация (ТНК) Континенталь попыталась тут же его закрыть, выкинув рабочих на улицу. Но не тут-то было. Объединённые в профсоюз рабочие не только отстояли своё предприятие, но и добились права на управление им, приведя завод к успеху.
Полный перевод стенограммы ролика:
ОСКАР ЛЕОН, ПРОДЮСЕР , TRNN: - Шины Блэкстоун - это один из основных игроков на огромном мексиканском рынке, они экспортируются под своей собственной маркой во многие страны Латинской Америки и США. Компания также производит шины для североамериканских производителей, конкурируя по качеству и цене с китайскими и индийскими компаниями. Многие связывают успех фабрики с тем,что она управляется самими рабочими. Основанная в 1935, Эускадийская фабрика в Халиско изначально производила обувь, а позднее стала успешным производителем шин, обеспечивая работой и средствами к существованию многих местных жителей. В начале 1971 управляемое испанско-американским консорциумом эускадийское предприятие ввело в эксплуатацию новую отремонтированную фабрику, на тот момент самую современную в Мексике. Эта новая частная фабрика противостояла Эускадийскому профсоюзу, одному из наиболее радикальных в Мексике: Эускадийскому национальному революционному совету. Несмотря на своё происхождение профсоюз остался независимым от политических партий. Его члены принимают решения демократически и пользуются коллективными контрактами, регулирующими здравоохранение, защиту рабочих и справедливую зарплату. Карлос Слим, который является одним из богатейших людей мира, приобрел фабрику у владельцев в 1992. В 1998, следуя за волной поглощений и приобретений мелких предприятий большими инвестиционными фондами и корпорациями, стремящимися монополизировать рынок, Эускади была продана компании "Шины Континенталь" (Continental Tire). Отношения между Слимом и профсоюзами не ладились с самого начала. Однако, когда он продал фабрику, всё стало хуже. В стремлении максимизировать прибыли и минимизировать издержки, Континенталь потребовала удлинить рабочий день, уменьшить зарплату и лишить работников льгот. Чтобы добиться этого немецкий консорциум предложил новый коллективный трудовой договор после приобретения фабрики. В 2001 была достигнута точка кипения.
Администрация Континенталя запланировала массовые увольнения, более 1 600 рабочих. Профсоюз ответил общей стачкой. Несмотря на поддержку со стороны мексиканского правительства, администрация была не в состоянии остановить пикеты и апелляции по поводу увольнений. Производство остановилось. Хесус Торрес, бывший лидер профсоюза. Сейчас он управляющий фабрикой.
Хесус Торрес:
- Если нас слушают наши товарищи из США или из другой части мира, они могут не понять, почему «Континенталь» не могла уволить своих рабочих, если платит компенсацию. Так вот, она не имела права нас увольнять, так как в мексиканском трудовом законодательстве (вплоть до недавно проведенной президентом Пенья Ньето агрессивной и направленной против трудящихся реформы трудового законодательства) существовал такой принцип: никто не может уволить работника, если он того не хочет и если для этого нет оснований, а никаких оснований для увольнения у них не было.
Поэтому 16 ноября 2001 года мы вынесли на общее собрание вопрос: принимать компенсацию и расходиться по своим домам, как это сделали рабочие двух фабрик: Good Year Oxo и Uniroyal Michelin, закрывшихся в том же году, которые взяли компенсацию и остались без работы, или нет. Так вот, мы в «Эускади» выбрали совершенно иной путь, наш профсоюз очень серьезно планировал борьбу против этой транснациональной корпорации, которую полностью и абсолютно поддерживало и федеральное, и областное, и муниципальное правительство. И, кроме того, мы были очень слабы: профсоюз, насчитывающий 1 000 рабочих, не представляет серьезной силы для такой борьбы.
Леон:
- Континеталь закрыла фабрику 22 января 2001. Рабочие выставили пикеты и заблокировали ворота во избежание вывоза транснациональным консорциумом оборудования из здания. Правительство объявило стачку незаконной. В ответ члены профсоюзов решили применить стратегию вовлечения в протест других объединений, а также студентов и групп фермеров. Эускадийский профсоюз организовал тур из 11 автобусов и большого количества личных автомобилей, которые проехали многие большие и малые города на пути в столицу Мехико. На протяжении недели Эускадийский рабочий профсоюз провёл митинги с тысячами людей из других профсоюзов и групп в таких городах, как Сан Луис Потосиб, Силао, Пуэбла, Идальго, Агуаскальентес и, конечно, Сан Сальвадор.
Хесус Торрес (2006 г., митинг):
- Нам надоело ждать пока наши рабочие места исчезнут самым нелогичным и несправедливым образом.
Леон:
- Следом был организован ешё один тур в несколько европейский стран, таких как Германия, Италия, Испания и Франция и была получена поддержка некоторых местных профсоюзов.
Торрес:
- Мы решили составить стратегический план, используя все юридические ресурсы, но главное, что мы знали, что ключевым полем для победы над такой транснациональной корпорацией, как Континеталь, является политическая арена. Итак, мы отправились в Германию. Мы сделали ход и он оказался удачным. Я думаю, это был уникальный момент в международной истории, потому что к концу дня, после трех лет демонстраций и речей на собраниях акционеров Континенталь, мы победили. Нам удалось это, потому что мы стали акционерами Континенталь. Таким образом мы могли вести с ними переговоры. Мы сделали это, однако, без поддержки местных профсоюзов рабочих Континенталь, которые видели в нас конкурентов. Они думали, что если у нас всё получится, они потеряют работу. По иронии судьбы, мы предупредили их, что если они не соединятся с нам в общий фронт, то их высокий оклад послужит причиной закрытия фабрики, что и произошло.
Леон:
- Шестистам четырем из 971 рабочего удалось бастовать в течении четырёх лет. Помощь семей и друзей позволила им остаться в строю.
Торрес:
- В продолжение этой деятельности, Континеталь пыталась подкупить наших лидеров. Они предложили мне миллион долларов в обмен на разрешение войти и изъять наши запасы шин, что послужило бы сокрушительным ударом по нашему профсоюзу и надежде восстановить фабрику. Это означало бы наше поражение, так как большинство людей согласились бы на предложение компенсации и окончательное закрытие фабрики.
Леон:
- Лояльность и ответственность лидеров профсоюза, которые всякий раз следовали решениям общего собрания, добавило уверенности в их принципиальности со стороны рабочих. Это послужило основой беспрецедентной поддержки со стороны других профсоюзов и других неправительственных организаций в стране и в мире.
Торрес:
- Важным фактором в этой борьбе была поддержка семей. Вы должны понимать ,что мы пережили очень тяжёлую ситуацию, потому что мы не только оставили работу с момента начала стачки, но наши жёны и дети,
которые приняли на себя финансовую ответственность в доме, были помещены в чёрный список. Так что им было практически невозможно найти работу ни на одной из 50 фабрик в районе. Наши имена были в чёрном списке. Мы должны были перенести ужасающие экономические условия, но мы выдержали, побуждаемые шансом защитить нашу рабочую честь.
Леон:
- Наконец-то, в 2005 работники Эускади добились успеха. Они не только получили все компенсации за их долгую стачку, они так же получили право собственности на фабрику, в партнёрстве с Ланти Системс, местной автомобильной компанией, чтобы запустить фабрику. Рабочие успешно руководили компанией, и их бизнес разросся. Они ввели поощрения за трудовые успехи и оставили оплату труда руководителей на низком уровне. Для примера, бывший лидер профсоюза Хесус Торрес, который сейчас управляет фабрикой, получает столько же, сколько рабочий с высокой квалификацией и опытом. Профсоюз стал известен как Западно-Демократические Рабочие или TRADOC (по первым буквам слов на испанском), и они добились успеха.
Марка шин Блэкстоун сейчас одна из 4 наиболее популярных в Мексике. Тем не менее, этот год будет первым, когда рабочие-акционеры получат годовые дивиденды, деньги, которые корпорация каждый год выплачивает акционерам, потому что прибыль инвестировалась в модернизацию фабрики с момента получения контроля над ней.
Торрес:
- Мы верим, что самый большой урок, который можно вынести из нашей борьбы, это то, что если рабочие демократически организованы, они могут бороться с транснациональной корпорацией, могут бороться и победить.
Леон:
- Борьба была переведена на новый уровень посредством успешного управления бизнесом, сломав стереотип иерархического капитализма белых воротничков, создавая новый успешный пример управляемого рабочими бизнеса,
модель, которая уже была успешно воспроизведена во многих странах Северной и Южной Америки, а так же в Европе. Фактически в Каракасе (Венесуэла), в 2005 году прошла мировая встреча управляемых рабочими бизнесов и фабрик. Двести шестьдесят три делегации посетили и подписали декларацию, названную Каракасским соглашением.
Удивительно, их истории наряду с другими управляемыми рабочими бизнесами, получили немного внимания основных СМИ. Возможно из-за того, что они успешно бросили вызов отношениям между рабочими и управлением.
Оскар Леон, для Реал Ньюс.
Выражаем свою благодарность: переводчику Никите Ганеву, редактору Участнику.