Опасное заблуждение полагать, будто постмодернизм всего лишь завершает эпоху модерна. Будто он имеет отношение преимущественно к культуре и не влечёт за собой коренного переустройства общества, типа хозяйствования и всего комплекса человеческих отношений.
Логично связывать возникновение и развитие постмодернизма с образованием Римского клуба. Римский клуб создан в 1968 г. В 1972 г. был опубликован первый доклад клубу "Пределы роста". Впоследствии, президент клуба Аурелио Печчеи говорил, что цель "Пределов роста" заключалась в привлечении внимания граждан планеты к "проблематике", в производстве шокового эффекта, т.к. в докладе было предложено ограничиться нулевым ростом. В том же 1972 г. выходит работа Делёза и Гваттари - основоположников постмодернизма- под названием "Анти- Эдип." В 1977 г. член Римского клуба Э. Ласло вкупе с С. Грофом публикует "Революцию сознания", развивая в ней антиидеи Делёза и Гваттари. Затем идёт "Век бифуркации" Ласло, с предисловием И.Пригожина. Сам Пригожин (американский учёный) публикует "Философию нестабильности."
Что же предлагают миру певцы нестабильности и бифуркации?
К чему приведёт практическая реализация идей постмодернизма? (далее сокращённо: ПМ.)
Самым кратким будет такой ответ: реализация идей ПМ приведёт к возникновению постбифуркационного дикарского общества. Я хочу подчеркнуть, что употребляя слово "дикарский", я не использую метафору.
Что мы наблюдаем в "классическом" дикарском обществе в области эмоциональных восприятий, чувственных проявлений, религиозных верований, социального устройства, экономической организации? Как устроено сознание дикаря?
Чтобы получить некоторое преставление, рекомендую ознакомиться с работой Леви-Брюля "Первобытное мышление", она коротка, интересна и входит в список рекомендуемой литературы.
Дикарю недоступно понятие тождества. Для дикаря не существует, следовательно, неистинных утверждений. Ему не кажется сомнительным, рассказ, в котором соплеменник утверждает, что находился в 2-х и более местах одновременно. Нет ничего необычного и в следующем (цитата из Л.Брюля): "...бороро совершенно спокойно говорят, что они уже сейчас являются настоящими арара (птицами). Фон-ден-Штейнен считает непостижимым, как они могут считать себя одновременно человеческими существами и птицами с красным оперением."
Некоторые не видят связи между солнцем и дневным светом. Они спрашивают; куда ночью девается дневной свет?
Примеров очень много.
Но вернёмся к ПМ. Философия ПМ строится на отрицании базовых философских концепций, СУБЪЕКТ - ОБЪЕКТ, ВНУТРЕННЕЕ - ВНЕШНЕЕ, КОНЕЧНОЕ - БЕСКОНЕЧНОЕ, ПРОШЛОЕ - БУДУЩЕЕ. Т.е., на отрицании логики вообще. Аристотеля, Канта, Гегеля - на свалку! Может показаться, что это нежизнеспособная конструкция. Но упорство, с которым он внедряется всюду, в ВУЗы в том числе, если и не в силах сделать его жизнеспособнее, делает его обязательным.
МОДУСЫ ПМ. Модусами являются скольжение, мелькание, обрывочная цветовая гамма, сюда же относятся скоротечные разнокатегориальные моды, в подаче новостей это срочность, свежесть, претензия на полноту ("все подробности", "всё за 10 мин." и проч.)
ПРЕДИКАТЫ ПМ. Предикатами является всё плоскостное, отвержение глубины, сомнение и неуверенность в сущности, следовое восприятие, хаотичность- перемешанность, мозаичность, лингвистическая деконструкция. ( широкое, а НЕ глубокое чувство, восприятие книги в отрыве от содержания, НЕ один язык, а множество сленгов и проч.)
Охотники и собиратели, люди с мобильниками и дубинами, живущие жизнью полной опасностей, в мире одушевлённых деревьев и священных зайцев, по соседству с Кощеем Бессмертным.
Это - люди будущего.
Считаю необходимым привлечь внимание участников клуба к проблеме распространения идей ПМ, уяснить следствия этого распространения, такие как напр., ювенальная юстиция, реформа школьного образ. и проч. Обсудить возможное противодействие.
В процессе обсуждения,( чтобы не перегружать эту заметку) приведу множество шокирующих цитат из работ идеологов пм.