виртуальный клуб Суть времени

Григорий Аверьянов. Кунг-фу для фронтовой разведки

Из всех искусств для нас важнейшим является кино

В. И. Ленин

В преддверии 22 июня показаны программы и фильмы о войне. Одним из таких фильмов является «Главный калибр» режиссера и по совместительству сценариста Михаила Шевчука.

Этот фильм обладает множеством положительных качеств. Совершенно не раскрыта тема кровавого НКВД и Сталина, также отсутствует тема штурма немецкого объекта пехотой, вооруженной черенками от лопаты, и даже не показана немецкая задница. Главными героями являются разведчики – почему-то не репрессированные, ведь известно, что воевал только штрафбат. Великое кино о Великой войне за Великие деньги явно не вдохновило Михаила Шевчука. На этом плюсы данного фильма, к сожалению, довольно резко подошли к концу.

Вместо нудного перечисления минусов лучше кратко перескажу фильм.

Группе разведчиков поручено уничтожить сверхсекретный немецкий объект, на котором идет создание уникального стимулятора. С первых же секунд фильм поражает своей достоверностью: например, объект находится под Псковом в высохших болотах, где все пространство заполнено болотным газом, концентрация которого такова, что от любой искры моментально произойдет взрыв и все вокруг будет немедленно уничтожено. Курить на объекте нельзя, стрелять тоже (у немцев в пистолетах-пулеметах нет патронов), что не мешает немцам пользоваться электричеством. Ох, хитры гады...

Вскоре выясняется, что объект, мало того, что расположен в высохших болотах, так еще и под водой – кстати при столь сильной концентрации газа на людей негативного влияния он не оказывает. Почему лабораторию нельзя было расположить в человеческих условиях в Германии? Ответ очевиден: «Фашисты ведь! Все у них не по-людски».

Итак, группа получает задание уничтожить объект, при этом становится известно, что если объект не будет уничтожен через 14 дней, то по нему будет нанесет удар с воздуха. Закономерный вопрос: «А, нельзя ли сразу уничтожить объект?» – возникать не должен, ведь иначе мы бы не увидели этого эпического «кина».

В группу, не считая командира, входят интеллигент, тибетец и кавказец. Интеллигент постоянно несет какую-то блажь, тибетец пытается говорить по-русски (реплика из фильма: «понимает отлично, почти не говорит»), а кавказец строит из себя правоверного джедая. Группа доукомплектовывается милым цыганистым мальчиком с кинокамерой: «для сбора фактов о нацистских преступлениях для мировой общественности». В разведгруппе ему, естественно, самое место.

Отличительной чертой фильма является обилие драк: их много, дерутся постоянно и, я бы сказал, неповторимо. Кто-то ввел в заблуждение режиссера, и он не знает, что кульбиты, высокие прыжки и удары в стиле Ван Дамма к реальному рукопашному бою отношения не имеют. Видимо, в детстве ему очень нравились дешевые китайские боевики – очень похоже.

Отсюда следует рекомендация: не смотреть перед сном, иначе будут сниться все время прыгающие и забавно дрыгающие ногами разведчики.

Наконец, надрыгавшись ногами, группа отправляется в тыл противника. Это ничем не обременяющая их прогулка: они идут, смотрят по сторонам, милый мальчик вместо фиксирования преступлений фашистов тихо переводит дефицитную пленку на съемку видов природы.

Попутно изничтожив группу карателей, превосходящей численностью группу разведчиков, главные герои с шутками и прибаутками добрались до хутора. И тут я понял. Скорее всего, хотели снять что-то типа детского утренника с Пяточком и Хрюшей, но съемка утренника не удалась: Степашку пустили на консервы и, чтобы не расходиться по домам к женам и любовницам, решили снять фильм. Иначе как можно объяснить все это?

Вход в населенный пункт, где, возможно, располагаются силы противника, проходит по сценарию: группа-пионер после сбора поганок в лесу очень хочет купить водки и закуси в местном сельпо. На хуторе их ждет девочка Люда с дробоганом, которая сначала пытается отправить одного из них прямиком в Вальгаллу, а потом накрывает на стол и стоит перед ними, как на смотринах, а они заигрывают с ней. Далее, наевшись, группа, конечно, не торопится: ведь не так часто можно спокойно посидеть с девчонками на природе. Но идиллию портят фашисты – вот ведь привязались, окаянные. Все ходют и ходют, людям нормально отдохнуть не дают. Цыганистый мальчик, продолжавший транжирить пленку – теперь уже на девочку Люду, – сталкивается с фашистом. Как считаете, кто победит: мальчик с камерой или фашист с мп-40? Правильно, конечно, мальчик. Дальше следует перестрелка, нарушающая все законы физики, периодически, очевидно, для разнообразия, разбавленная не менее достоверными драками.

«О, мой мозг»,– кричал я и валялся под столом, мой кот подвывал мне в унисон белугой. Собрав силы, я продолжил просмотр.

Убив никчемных фашистов, Тимур и его команда никуда не торопятся: посреди поля проходит всеобщее построение. И тут выясняется неожиданное. Карты у разведчиков, понятное дело, нет. Очевидно: скрутили на самокрутки. Где искать лабораторию? Ведь точное положение сверхсекретного объекта не знает даже высшее командование. Но его знает милая деревенская девочка Люда с дробовиком. Стоп. Ведь это уже не девочка, а «товарищ Людмила, являющиеся РУКОВОДИТЕЛЕМ местного движения сопротивления, правда, пока в единственном лице» (цитата из фильма). Товарищ Людмила в юбке, специально предназначенной для выполнения разведывательно-диверсионных операций, сапогах и кофте указывает разведчикам путь в светлое будущее к лаборатории.

Честно говоря, заподозрил неладное, ведь иначе для чего несколько мужиков тащат молодую девушку с собой в лес? Мне уже мерещилось раскрытие темы любви в стиле «9 рота», но к концу фильма немного успокоился: мои худшие предчувствия не оправдались. Итак, товарищи, групповухи не было – тема любви (по Бондарчуку) определенно не раскрыта. Это, кстати, еще один плюс.

Далее под орех разделывают немцев, попутно показывая чудеса эквилибристики, например, демонстрируют истинно олимпийский прыжок ИЗ воды вверх на высоту 4 метра.

Попутно выясняется, что в Германии говорят все сугубо по-русски, а начальник охраны – Отто Скорцени. Это ничего, что абсолютно не похож, и шрам на другой щеке, а так – одно лицо. Всё ожидал увидеть лаборанта Геббельса, врача Мюллера и радиста Гитлера, но мои надежды не оправдались.

Помимо фильма есть еще и сериал, но это уже для любителей садомазохизма. Там повествуется о последующих событиях, происходящих в наше время. Очень надеюсь, что сериал не разочарует поклонников маркиза де Сада.

Подведем итог. Фильм, в принципе, не плох. Конечно, до «В августе 44-го» по книге Богомолова или «Звезды» Лебедева он не дотягивает, но отсутствие в нем причитаний о невинно расстрелянных-замученных лично Сталиным и Берией выделяет его на фоне многих других фильмов. Кишок и выпадающих внутренностей замечено не было, есть несколько, на мой взгляд, грубых сцен, а так фильм можно рекомендовать детям до 12 лет, если вам немного больше, то лучше смотреть не стоит – поберегите мозг.

P.S. Нет ничего лучше советских фильмов о войне. Возможно, когда-то слава нашего кинематографа будет, как и прежде, греметь по всему миру, но это время, к сожалению, еще пока не настало. Сейчас мы довольствуемся откровенной халтурой, причем эта халтура имеет интересную особенность. «Главный калибр» снят в американском стили – вестерн. Хорошие – умные, остроумные (по-американским меркам), обаятельные парни, плохие – откровенно глупые, тупые и убогие. Хорошим не составляет труда расправиться с плохими, это весело и вовсе не обременительно. Что-то типа выехали в лес на пикник, а попутно трижды спасли мир, обезвредили пятерых террористов и защитили докторскую. Тема самопожертвования, подвига так ярко проявленная в советстских фильмах чужда этому направлению, у американцев не было такой Войны. Миллионы не закрывали собой, ценой своей жизни, свою страну, своих детей от врага. В данном «фильме», к сожалению, нет этого фундамента.

Память о наших великих предках живет не только в нас, она, в том числе, и в произведениях о войне, о том Подвиге, который, несмотря ни на что, они совершили. «В бой идут одни старики», «Офицеры» и многие другие фильмы навсегда останутся фильмами, которые можно будет постоянно пересматривать, которые всегда будут уважаемы и любимы. А лубочные типа «Главного калибра» или лживые типа «Предстояния» и «Цитадели» займут свое заслуженно-почетное место на свалке Истории.