Начиная смотреть фильм «Застава Жилина», я ожидал увидеть фильм о начале войны, пусть со спорными трактовками тех или иных событий данного периода, но все же имеющий отношение к реальности. Но жизнь обошлась со мной сурово.
Пришлось посмотреть фантастический триллер с элементами эротической мелодрамы о 12 сериях. Учитывая, что телевизор я уже несколько лет как подарил знакомым и таких шедевров не видел давненько, просмотр фильма вызвал во мне шквал эмоций, основная часть которых не может быть передана в данной рецензии по причине самоцензуры.
Итак, начнем.
Прежде всего, хочется представить создателей фильма:
Режиссер – Василий Пичул, известен по фильмам «Маленькая Вера» (видимо, отсюда обилие в фильме эротических сцен, по данным сценам чувствуется, что режиссер любит и умеет ставить таковые), «Русский предатель в поисках счастья» (о жизненном пути Суворова (Резуна): жизнь предателя преподносится в фильме в трагически-положительном ключе – сугубо вредная документалистика, вражеская пропаганда).
Сценарист – Ариф Алиев, известен по фильмам «Кавказский пленник» (1996 г., с С.Бодровым, главный герой фильма – Жилин), «Монгол» (к сожалению, ничего не могу сказать о фильме), «1612» (не имеющий никакого отношения к означенному историческому периоду, в котором якобы разворачиваются действия, триллер), «Новая Земля» (психологический боевик, редкая мерзость о каннибализме, психологии серийных убийц и прочей грязи, главный герой фильма – Жилин). Естественно, главный герой фильма «Застава Жилина» – Жилин.
Продюсеры фильма: Левон Манасян, Армен Арутюнян, Баграт Чалабян. Вероятно, именно благодаря этим людям мы видит в массовке и на эпизодических ролях армянских актеров. Похоже, этим роль продюсерского коллектива в картине и ограничилась.
Актерский состав фильма в целом неплох, но поскольку фильм, мягко сказать, не шедевр, то и позорить нормальных, годных актеров их перечислением в данной рецензии считаю неэтичным. Можно только посоветовать актерскому составу в целом не позориться в дальнейшем и в подобных фильмах не сниматься.
Теперь перейдем к сюжету. Постараюсь быть краток, хотя, для 12-серийного фильма это и сложновато. Сразу обращаю внимание, что я не выдумывал пересказанные ниже факты – они действительно есть в фильме. Потому как нормальный человек может не поверить написанному. В фильме масса исторических неточностей, но в сравнении с разворачивающимся перед нами сюжетом они не заметны, не важны. Впрочем, читайте далее, сами все поймете...
Довоенный Смоленск
Лето 1941-го. Павел Жилин с семьей проживают в доме на окраине Смоленска. Томный вечер. Лиза, подруга детства Жилина, только выпустившаяся из школы, учит его танцевать танго. Между Павлом и Лизой, по замыслу авторского коллектива, теплится юношеская любовь. Случайно проходивший мимо молодой летчик заглядывает на террасу на звук патефона. Лиза как современная девушка очарована летчиком и начинает жестами объяснять ему, что уже готова. Через день Лиза с полного одобрения своей матери – в постели летчика, еще через пару дней – летчик ведет её в ЗАГС. Лиза продолжает размышлять о любви, а её мать радуется, что девочка достигла успеха и теперь будет при деньгах и с положением в обществе.
Нравственный облик всех значимых по сюжету женщин в фильме, вероятно, списан сценаристом с женщин, которые его окружают, что хорошо характеризует как моральный облик сценариста, так и современное «светское общество». Иначе как «животное» поведение женщин в фильме в ключевых его моментах охарактеризовать невозможно. Героинями движет не сердце, не внезапные порывы души, не разум – ими движет животная похоть. По мотивации, по поступкам, по пластике более всего главные героини фильма напоминают мне кошек в период течки, да простят меня читатели.
После института Жилин работает на паровозоремонтном заводе. На планерке перед сменой молодых работников тщательно пугает непонятный тщедушный тип из НКВД. «Любая несанкционированная отлучка с рабочего места действительно актировалась. Виновного судили. Опоздание и прогул были самыми страшными преступлениями. Проси не проси, проспал, забыл – никто не простит. Опоздал – три года лагерей. Прогулял хотя бы одну смену – пять лет». В депо, в целом, обстановка странная: допустимо, например, влезть на поворотный круг в работающем состоянии и затеять там пустой трёп; Жилин работает – молотит кувалдой из смотровой ямы по колесной паре, не снятой с состава, отчего та плавится и искрится; по гудку через синхронно открываемые ворота для ж/д транспорта массово валят наружу рабочие…
Но, вернемся к основной нити сюжета – мелодраме. Жилин страдает, напивается и устраивает с подначки местного урки – судя по всему, его друга детства – драку с летчиком. Парень он, хоть и со слабым зрением, но тренированный, потому победа над летчиком дается ему легко. Естественно, зачинщиков драки доставляют в отделение милиции. За бытовуху Жилину тут же шьют «контрреволюционную деятельность» и немедленно начинают избивать и требовать подписания пустого протокола. Спасает Жилина летчик, который приводит начальника местного военкомата и сдает Павла и подначившего его на драку урку в армию.
По дороге в Полесье
Жилин едет в армию в общем вагоне вместе с другими призывниками. В вагоне СВ в том же поезде к месту службы направляются летчик и Лиза. Тем временем, на узловой железнодорожной станции, которую вскоре должен проехать поезд, обходчик напился и пренебрег исполнением своих обязанностей. Как результат – колесо одного из вагонов поезда соскакивает на стыке с путей. Поезд встал.
Жилина отправляют за кипятком. Павел заходит в помещение станции и уверенно направляется по служебному коридору. Ближе к концу коридора он, разминувшись с группой гусей, непонятно как тут оказавшихся, поворачивает в комнату, где, по его мнению, должен быть кипяток и видит ... Берию Лаврентия Павловича, сотрудников НКВД, пьяного обходчика и начальника станции. Охрана не выставлена, события происходят в угловой комнате вокзала с достаточным количеством окон.
Собственно, в данном фильме сотрудники НКВД во всех случаях, когда от них требуется качественное исполнение своих действительных, имевших место обязанностей, таковыми пренебрегают.
Как только Павел появляется в комнате, сотрудники НКВД расстреливают обходчика и готовятся расстрелять начальника станции. Между товарищем Берией и товарищем Жилиным происходит следующий диалог:
– Ты у нас кто?
– Красноармеец Жилин, призван РВК г. Смоленска для прохождения срочной службы.
– Почему в очках, красноармеец? Я задал вопрос...
– Ну, вы же тоже в очках, товарищ Генеральный комиссар госбезопасности...
– Плохое зрение не мешает мне исполнять мои служебные обязанности.
– Я знаю. Я читаю газеты и хочу поздравить вас с присвоением вам высокого звания.
– Красноармеец Жилин, посоветуй нам, как наказать начальника станции за вредительство в условиях введенного на железной дороге военного положения? Может, нам расстрелять его?
– Я думаю, он понял уже, что смерть рядом. Он будет лучше работать.
Лаврентий уходит. Начальник станции благодарит Жилина. Меж тем вагон возвращают на колею и поезд отправляется.
Летчик и Лиза выходят раньше Павла и отправляются на аэродром. Летчик грезит самолетами. Лиза размышляет о местной светской жизни. Летчик снимает комнату у польской аристократки. В съемной комнате на стене портрет Пилсудского (ум. 1935 г), полька рассказывает летчику, что это её муж – польский генерал, который попал в плен к большевикам, где и погиб. Мне кажется, что полька врет, однако авторы фильма, судя по всему, так не думают.
Из дома открывается прекрасный вид на летное поле, на чердаке – пулеметная точка, рядом, даже особо ничем не прикрытый, хранится сыном Пилсудского чешский ручной пулемет. Опять непонятно, куда смотрит НКВД. А Жилин едет далее и приезжает на заставу в Полесье.
Полесье
Жилин и призывники выгружаются из поезда, за кадром получают боезапас и вооружение и с большим трудом, полями, несут всё в ящиках, не распаковывая, многокилометровым марш-броском на заставу пешком. Что командованию заставы мешало прислать за боезапасом и вооружением машину и почему, даже если машину не прислали, надо нести ящики полями, а не идти по дороге – остается загадкой.
После длительного обсуждения в пути совместной оккупации СССР и Германией Польши (прилагается кинохроника) призывники и их взводный заблудились. По пути им встречаются польские распутные бабы (именно так, исходя из их поведения), в том числе и полька Эльжбетта, что вызывает у бойцов немалое оживление.
После долгих мытарств в пути взвод с ящиками таки находит заставу. Застава расположена на песчаном берегу пограничной реки, ниже уровня непосредственно прилегающих к заставе холмов. Опять непонятно, куда смотрит НКВД и командование.
Жилин приступает к боевой учебе.
В это время Лизе в постели летчика снится во всех подробностях, что Паша Жилин овладевает ею в бане.
А жизнь, меж тем, идет своим чередом. По заставе носится нервический политрук и мешает работать. Летчик рассказывает жене про летное дело. Жилин нейтрализует диверсионную группу. Ушедшего со службы по польские бабы к Эльжбетте красноармейца ловят, и политрук увозит его на расстрел. По ходу повествования выясняется, что местные поляки поголовно погибли в борьбе с русскими. Эльжбетта встречает Жилина у реки и томно жалуется ему на утрату любовника, демонстрируя при этом свою готовность к случке. Но она безразлична Павлу. Он мечтает о Лизе.
Начало войны
Бойцы видят пролетающие над ними «Юнкерсы», которые идут бомбить аэродром. Застава готовится встретить немцев.
Летчик уходит с горящего аэродрома на бомбардировщике на боевой вылет.
Тем временем сын Пилсудского расстреливает с обозначенной ранее огневой точки технический персонал аэродрома из пулемета. Лиза подымается с пистолетом летчика наверх. Там же – жена Пилсудского. Она кидается к Лизе, чтобы остановить её, и тут по чердаку начинает с аэродрома бить счетверенный зенитный пулемет. Мальчик мертв, полька мертва, но крепко тело польских аристократов, полька успевает невольно защитить своим телом Лизу от попадания пулеметной очереди из счетверенного «Максима».
Летчик героически бомбит. Лиза бегает по пылающему аэродрому и ищет его. Летчик возвращается и уходит на очередной боевой вылет. К заставе же в тыл, со стороны холмов выходят немцы. Поскольку немцы, как и все остальное в данном фильме, являются плодом больного воображения сценариста, постольку они не соображают, что атака в данном случае не нужна. Достаточно методично расстрелять из винтовок находящиеся ниже холма окопы. Нет. Немцы идут в атаку. Пограничники атаку героически отбивают. Немцы прикрываются деревенскими. Застава идет в штыковую и отбивает атаку.
К отряду прибивается полька Эльжбетта и два спасенных ею еврейских ребенка. Мальчик играет на скрипке, а девочка поет.
Немцы атакуют при поддержке танка. Жилин поджигает танк. Немцы, судя по всему, наконец-то догадались посадить на холме человека с винтовкой. Погибают, высунувшись из окопов, командир заставы и его заместитель. Командование принимает Жилин. Немцы, вероятно, дабы почтить трагический момент, исчезают. Все выходят из окопов, хоронят погибших и предаются размышлениям, что же делать дальше. Отряд под командованием Жилина отходит вдоль пограничной реки в поисках своих.
В пути пограничники встречают в полях увезенного на расстрел бабника с политруком. У них кончился бензин. Жилин отпускает бабника. Политрук ругается, но, обличенный Павлом, убегает к жгущему в полях секретные документы печальному штабному работнику, которому нет абсолютно никакого дела до происходящих вокруг него мелких дрязг. Принесли откуда-то бензин. Политрук осознает, что сейчас он останется один на один с собой и в ужасе догоняет машину, на которой уезжают Жилин и его бойцы.
А немцы тем временем заняли аэродром и взяли пленных. Жилин с товарищами, проезжая мимо аэродрома на машине, неожиданно как для самих себя, так и для немцев, аэродром отбивают. Политрук впервые участвует в бою, за что чрезвычайно Жилину благодарен. Освобожденный начштаба аэродрома немедленно убегает в ужасе в лес с криком: «Тикать надо!». Лиза, которая так же была среди пленных, признается Жилину в любви, чем обижает Эльжбетту, которая неожиданно осознала, что любит Жилина. Лиза отдается Паше в лесу. Полька наблюдает за ними и страдает.
Отряд, состоящий из красноармейцев и беженцев, отходит по болотам. Жилин с бойцами прикрывают отход и принимают бой. Отряд погибает. Павел контужен. Немец из похоронной команды находит Жилина. Павел убивает немца. Затем, окончательно придя в себя, он уничтожает немецкую похоронную команду и захватывает автомобиль с оружием и боеприпасами, на котором отправляется по ближнему тылу противника. По дороге, естественно, встречает немцев и попадает в плен.
В это время Эльжбетта, Лиза и еврейские дети отходят с беженцами к Смоленску. Лизе становится плохо, и полька подсаживает ее за золотые часы в машину к штабному работнику. Штабист должен был вывезти некий архив, вместо этого везет (по словам шофера) только половину архива, а остальной груз составляют награбленные им по оставленным домам ценности. Снова непонятно, куда смотрит НКВД.
На лесной дороге раздается звук мотора, штабист решает, что это немцы, убивает шофера и готовится сдаться. Неожиданно оказывается, что это не немцы, а патруль НКВД. Лиза в крови шофера кричит патрульным о предательстве, но её не слушают, она обвинена в пособничестве шоферу и отправлена в дальневосточный лагерь до 12-й серии. Почему вместо Лизы на Дальний Восток не отправился убийца и вор – из сюжета неясно.
Плен и оккупация
Жилин попадает в пересылочный лагерь, где встречается с летчиком. Они проходят испытания по приему в концентрационный лагерь в Германии и отправляются туда работать на шахте. Наступает зима.
Эльжбетта представляется родителям Жилина в Смоленске как его жена и живет с ними. Дабы прокормить спасенных ею еврейских детей, полька работает шлюхой в немецком офицерском клубе.
Жилин же и летчик в концлагере работают на шахте, где тот и другой остро (в форме галлюцинаций) переживают разлуку с Лизой. Павел бежит при поддержке товарищей. Товарищей вешают. Летчик выживает.
По бесснежному полю бредут молодые немецкие лыжники. На миниатюрном костре на улице жарится на вертеле немалых размеров свинью. Течет обычная жизнь небольшого немецкого рабочего поселка.
Жилин пробирается в дом, где находит новые очки и одежду. Затем в баре убивает немецкого офицера и добывает себе пистолет, возвращается в дом, убивает призывника Мильке и его любовницу, которая сразу после смерти своего возлюбленного безуспешно предлагала свое тело Жилину, и уходит по документам Мильке по призыву в немецкую армию, дабы вернуться к своим
Путь домой
Жилин прибывает на передовую. Отряд немцев следует на позицию по нейтральной полосе и, что естественно, попадает под минометный обстрел. Павел, пользуясь случаем, тут же перебегает к русским с ящиком рома и сигарет, который он должен был передать лично в руки своему немецкому командиру на передовой. Командир разведотделения считает, что Жилин – власовец. Жилина отправляют в Тульский фильтрационный лагерь. В лагере свирепствует НКВД.
Вдруг, неожиданно, лагерь посещает Лаврентий Павлович Берия, который узнает Жилина и приказывает лагерному начальству разобраться. Находят политрука, которого Павел водил в бой у аэродрома.
Политрук – важный чин НКВД, начальник русского концлагеря в Осташкове, он вызволяет Жилина и приглашает его к себе заместителем: поделиться опытом в концлагерном деле, хочет перенять немецкий опыт, дабы работать по науке и не изобретать все с нуля. Павел отказывается. Ему присваивают звание лейтенанта НКВД и выпускают из лагеря в отпуск в Смоленск к родителям.
Освобожденный Смоленск.
Жилин прибывает в Смоленск и приезжает к родителям. Он выясняет, что, во-первых, Эльжбетта объявила себя его женой, а во-вторых, его «жену» арестовало НКВД за сотрудничество с немцами по доносу соседей, а детей отправили в приемник-распределитель. По слухам, полька еще жива, это только поначалу «таких сотнями расстреливали, а теперь только в Сибирь отправляют».
Жилин отправляется спасать еврейских детей из цепких лап НКВД, где их на плацу мучает огромная баба. Ему удается обменять детей на продукты. В концлагере, где томится полька, запросто, через дыру в стене, продают баб. Жилин покупает польку на ночь у караульного и увозит ее с детьми к месту службы в Белоруссию, где женится на ней, дабы дать ей новую фамилию. Во время свадьбы на Эльжбетте Павлу видится Лиза.
Снова погранзона
Жилин прибывает в погранотряд и тут же отправляется чистить лес от бандитского отребья. И снова сотрудник особого отдела не дает на заставе людям нормально работать. Особое его подозрение вызывает тот факт, что жена Жилина – полька по национальности. Меж тем, Павел смиряется с тем фактом, что Эльжбетта – его жена, и овладевает ею в бане.
Жилин активно работает, ловит всякую сволочь и в одном из рейдов получает ранение в грудь. Полька везет его в госпиталь. В госпитале в это время на лечении находится летчик, которому после концлагеря ампутировали ноги. Летчик считает, что Лиза погибла, и хочет жениться на враче, которая его полюбила. Свободных хирургов нет, но летчик, как и в начале фильма, спасает Жилина и заставляет свою любимую достучаться до отдыхающего после смены главного хирурга клиники. Павлу делают операцию, и он остается в живых.
Сотрудник НКВД тем временем продолжает искать компромат на Жилина и Эльжбетту, для чего посещает бывшего политрука в Осташковском лагере. Есть. Ему удается найти разночтение в показаниях Жилина относительно Эльжбетты, который утверждал, что познакомился с ней в Минске, и начальника Осташковского лагеря, который знал Эльжбетту еще по довоенной заставе.
Проходит время. Жилину вверяют в управление заставу, а сотруднику НКВД приходит ответ на запрос в Смоленск. Да, полька находится в розыске за побег из лагеря. НКВДшник хватает польку, изобличает письмом из Смоленска, избивает ее и везет сдавать обратно в концлагерь. В это время границу переходит группа бандеровцев. Жилин с бойцами преследует их. Бандиты нападают на машину, в которой особист вез Эльжбетту в лагерь. Жилин уничтожает бандитов. Но поздно. Эльжбетта и особист мертвы.
Сразу, немедленно после этой сцены – салют Победы.
Жизнь после Победы
Жилин хоронит польку. Страна празднует. Павел везет и пристраивает детей в консерваторию в Москву, а сам отправляется по найденному адресу Лизы – в дальневосточный лагерь.
Лиза – на спецпоселении, живет с бывшим зеком. На спецпоселении власти НКВД, как это ни странно, нет. Жилин записывает за взятку Лизу умершей, режет двух уголовников и забирает ее домой. Счастливый конец фильма.
Что это было?
Рассмотренный фильм представляет собой смесь вражеской пропаганды, эротической мелодрамы и способа отмыть деньги авторским коллективом. Смотреть никому не рекомендую – не на что тут смотреть, бред это.
В прямом смысле этого слова – бред.