виртуальный клуб Суть времени

К теории будущего. Религия и наука. Дихотомия вера-знание

Это текст моей старой работы двухлетней давности, привожу его без изменений, хотя кое-в чём сегодня я уже и сам не совсем согласен с собой-2009 http://vadimrm.livejournal.com/74380.html

Идея по поводу будущего мирового порядка – «следующий глобальный проект» (ГП).
Проанализируем первооснову любых возможных ГП. Любой ГП должен основываться на более-менее точной картине известной части окружающего нас мира (в пространстве и времени), а также должен иметь методику «работы» с новыми, ранее неизвестными его объектами. Т.е. должна существовать некая «база» трактовок известных объектов и некие стандартные методы изучения и последующей классификации ранее неизвестных объектов. Так как мир слишком сложен, чтобы каждый человек изучал его всесторонне, а принимать важные решения требуется чуть ли не каждый день, то также требуется разделение общества на тех, кто принимает решения (власть), и тех, кто их выполняет (народ).

Текущая власть сама по себе может и не обладать талантами всестороннего осознания таких первооснов ГП, но она должна опираться на эти знания и методики. Иначе происходит или смена власти, или реже – смена самого ГП.

Вернемся к основам ГП. Понятно, что любые текущие знания (лучше назвать их гипотезами) могут быть ошибочными. И, как правило, у любого ГП картина мира состоит из двух компонент: верных и ошибочных гипотез, верных и ошибочных методик.

В процессе развития цивилизации все большая и большая часть первоначально ошибочных гипотез показывают свою истинную природу. Если методики ГП не в состоянии исправить эти ошибки, то рано или поздно накапливается критическая масса несоответствий и происходит смена ГП.

Еще одна проблема появляется, если один ГП встречается лицом к лицу с другим ГП и оба проекта оказываются несовместимыми по сущностно важным гипотезам и/или методикам.

Первые ГП появились в глубокой древности, когда большие сообщества людей жили достаточно изолированно друг от друга, и объективных знаний было очень мало.

Это привело к созданию на Земле сразу нескольких самостоятельных ГП, у каждого из которых была масса ошибочных гипотез и методик. И хотя многие из них совпадали, но и отличия их были таковы, что они оказывались несовместимыми друг с другом.

Одно из главных правил (методик) всех исторических ГП было хотя и одинаковым, но, тем не менее, абсолютно несовместимым. Это «правило веры». Т.е. правило «работы» с новыми знаниями, которые противоречат старым.

Правило веры говорит следующее:

все, что противоречит догматам веры (первоначальным гипотезам ГП), независимо ни от чего должно быть отвергнуто (объявлено неверным и запрещено к применению).

Это правило было выгодно участникам всех ГП на первоначальных этапах развития цивилизации. Тогда большая часть гипотез были ошибочными, а практически все методики ограничивались этой одной – правилом веры. И это правило уберегало от частой смены ГП – так как новые ошибочные гипотезы можно было плодить непрерывно и проверить их правильность или ошибочность было невозможно (ведь наука была еще не развита), то для стабилизации политического устройства (власти) и как следствие – экономики ГП – более выгодно было объявить один набор гипотез истиной в последней инстанции, чем не иметь никакого стабильного их набора.

Что касается науки, то в древности она также состояла в основном из ошибочных гипотез, но отличалась полярно своей главной методикой: любое новое научное знание могло довольно легко заменить любое старое, которое более не соответствовало экспериментально установленным новым фактам. И это позволило науке прогрессировать, в то время как религия не менялась.

Однако не следует идеализировать науку. Вера и там играет большую роль. Особенно в наши дни.

Что такое вера? Это убеждения в истинности чего-то, о чем мы не можем знать достаточно точно на основе экспериментальных данных, не вызывающих сомнения у компетентных специалистов.

Современная теоретическая физика (и, возможно, не только она) уже много лет развивается на основе веры ученых, так как этап отставания физической теории от экспериментов безвозвратно прошел. И даже большой адронный коллайдер сможет проверить только часть имеющихся на сегодня физических теорий Всего.

Кроме того, вера ученых в науку и только в науку сама по себе имеет черты религиозности, которая позволяет большинству учёных упорно отвергать всё то, что на сегодняшний день не укладывается в их голове, например гипотезу о возможном существовании «сверхъестественных» явлений, таких, например, как телепатия, биоэнергетика и т.п.

Возвращаясь к нашей основной теме, отметим, что поскольку все ГП исторически имели (и не могли не иметь) религиозную основу с правилом веры в её догматы и отвержением всякого инакомыслия, то общественная жизнь даже внутри каждого из ГП вынуждена была разделиться на две части: светскую и религиозную. В противном случае развитие экономики остановилось бы на уровне момента возникновения религиозных догматов ГП в их «окончательной редакции». Потому, что развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие техники – без развития науки.

Поскольку научные методы были противоположны религиозным, то вся наука и техника могла развиваться только в рамках светского общественного бытия. А вера могла сохранять свою силу – только в рамках религиозного. Таким образом, основное бытийное противоречие всех исторических ГП – это «раздвоение личности» их общественной жизни, дихотомия вера-знание (где знание всё же играет подчиненную роль).

И эта дихотомия является основным источником большей части главных проблем современной цивилизации, ведь раздвоение личности – тяжелое психическое заболевание, которое в данном случае мы почти никогда не замечаем, потому что если все одинаково больны – то это уже не болезнь, это наша «культура». Табак и алкоголь – примерно из той же серии.

Но иногда мы все же замечаем эту болезнь. Когда в одно время и в одном месте сталкиваются (а-ля Хантингтон) два или несколько ГП, возникает неразрешимое противоречие, часто приводящее к войне. Потому что вместо мирной дискуссии на основе общих знаний в конфликтах обычно верх берут религиозные убеждения веры, приводящие к попыткам силой заткнуть рот противоположной стороне, а если это не получится – то отобрать или уничтожить все её ресурсы или просто убить, по возможности всех. При этом знания снабжают воюющих оружием, а вера дает право вершить «правосудие», толкает на узаконенный грабёж и убийства.

Экономика современных наследников исторических Глобальных Проектов зависит от соотношения (интегральных по времени) активностей религиозной и светской частей общественного сознания. Чем твёрже вера, тем слабее роль знаний и как следствие менее развитая экономика. А если в составе религиозных гипотез ГП включена гипотеза о неприемлемости ростовщичества, то отставание этого ГП в науке-технике-экономике усугубляется.

Однако не следует связывать твёрдость веры с простым количеством верующих – их может быть очень много, но вера их может быть весьма слаба. Способность отдать свою жизнь за свою веру (религиозный фанатизм) – вот основной критерий её твёрдости.

Невозможно построить стабильное в масштабах Земли общество, если не устранить имманентные противоречия всех основных ныне существующих ГП. А это возможно только в случае всеобщего отказа от веры в разных богов, выработка общих идей и правил, которые будут выполнять для нас все те функции, которые мы привыкли возлагать на наших богов.

В сущности, боги были придуманы нами для того, чтобы защитить людей от несправедливости. Ведь если какое-то наказание нами заслужено, то никакие боги нам не помогут. А любая справедливость основана на правде и истине, точно так же, как любая несправедливость – на неправде и лжи.

Если мы сможем построить общество, основанное на правде, в котором ложь станет невозможна, то такое общество с необходимостью приведет к справедливости для всех.

И ортодоксальная вера нам станет просто не нужна. Но значение знаний – наоборот – фундаментально возрастёт.

Знание всей правды, знание истины – вот в чем может быть наша новая вера.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прочёл дискуссию и вынужден кое-что добавить во избежание дальнейшего флуда тех, кто вместо конструктивной критики поста поспешил обвинить лично автора в том что он неуч-атеист.
Причём IMHO чем выше претензия обвинителей на собственную высокую учёность и высокую духовность - тем оскорбительнее их высказывания в мой адрес.
Кратко обо мне написано тут - http://vadimrm.livejournal.com/profile
Добавлю то, чего там нет. Мои предки были и христианами (русские, украинцы), и мусульманами (татары и др.) и атеистами. Я крестился в православную веру в 37 лет, ходил в воскресную школу, пел в хоре, близко сошёлся с некоторыми церковнослужителями и узнал многое из того, как делаются дела за церковными кулисами. Продолжал изучать религии мира, близко познакомился с протестантами, ходил в клуб духовного поиска. Занимался духовными эзотерическими практиками. Одновременно и до сих пор изучаю новые области науки, освоил когнитивную психологию, увлекаюсь теорфизикой, читаю многое - от Квантовой Магии (есть такой физ. журнал) до Квантовой Психологии. Верю Богу. Не верю тем, кто заменяет личную духовность обрядами и догмами. Считаю что церковная элита по сути мало чем отличается от не церковной, доведшей нашу великую страну "до ручки", и тут рука руку моет.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статья написана в конце 2009 г - тут http://vadimrm.livejournal.com/74380.html
С тех пор кое-что изменилось, надеюсь что в лучшую сторону.
По поводу текста: религиозное чувство есть у любого человека, вопрос в том - куда и как он его направит. Некоторые верят в научные истины, которые сами не проверяли - а ведь сейчас наука настолько сложна, что порой нужны годы чтобы проверить чью-то научную статью. Некоторые верят в Писания, которые за сотни лет редактировались не раз.
Применять научные методы в отношении догматов веры запрещено, нарушителей ждёт отлучение от церкви. Все реформаторы по определению - сектанты. Это и имелось ввиду в пассаже про несовместимость науки и религии. Да, учёный может быть верующим, он просто не соединяет веру и науку. Но не против религиозного чувства направлена тема поста. А против разделения людей на основе его примитивизации: "я - фанатик РПЦ, все остальное - от сатаны" или то же самое от Ислама или любой другой конфессии, или от атеизма.
Должно ли что-то более общее связывать всех людей или нет - вот в чём вопрос!
И если должно - то что это может быть?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уточнение по поводу значения веры в науке. Один человек не в состоянии проверить собственноручно истинность всего материала по математике в объёме пары курсов мехмата. Целый институт за 50 лет не сможет сделать то же самое для всей математики. А ведь это в принципе возможно, и было уже когда-то кем-то проверено.
Однако это цветочки. Я в основном имел ввиду физику и другие науки "попроще". Кто из вас лично проверил законы Ньютона? Если проверил - с какой точностью? 10%, 1%? А ведь они в принципе неверны, как показала ОТО. Были теории "эфира" и другие, которые считались некоторое время истинными. А что вы можете сказать по поводу квантовой механики? Кто её проверял? Да, кто-то проверял, но не вы. Тем не менее вы считаете что она верна. Почему? Потому что вы читали научные статьи в которых математика подтверждается с какой-то точностью физическими измерениями. А можно ошибиться или сфальсифицировать результат измерений? Да, и история знает подобные отнюдь не единичные случаи. Почему же вы считаете, что физические формулы отражают реальность? Потому что вы уважаете авторов работы, потому что вы ВЕРИТЕ что они себя и вас не обманули.
А что говорить о гуманитарных науках, та же когнитивная психология - теорий восприятия и обработки информации человеком много, а проверить их порой можно с точностью +-50%.
Но каждый кто создает и использует эти теории в научной работе - верит что они отражают объективную реальность. Значит без этой ВЕРЫ наукой заниматься невозможно.

Однако в настоящий момент теорфизика ушла в такие дебри, которые уже невозможно верифицировать экспериментом - даже БАК проверит только малую долю существующих ныне гипотез. Но самое главное не в этом.
Принцип физики таков: истинно то, что происходит всегда и везде одинаково.
А то что происходит только иногда и только в некоторых местах - по определению физикой отбрасывается.
Но принципиально можно ввести некоторое неизвестное ныне поле у неизвестной ныне частицы, которая действует например так: рядом с этой частицей при некоторых дополнительных условиях происходит трансформация энергии этого неизвестного поля в известные поля, например в электромагнитное или гравитационное... Вот и представьте, что душа человека - это такая частица, а условия зависят от каких-то сиюминутных процессов в мозге...
Тогда станут понятны например "чудеса" с низкотемпературным ядерным синтезом, который то есть, а то его нет...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Математическая формулировка основной идеи поста:
чему равно логическое произведение идей, лежащих в основе "главных" мировых религий и нерелигиозных философских систем?
пустое ли оно или содержит какие-то целевые объекты?
Наверное я бы ответил так: возможные кандидаты - Любовь, Истина (Правда) и Справедливость.
Однако с любовью есть некоторые проблемы, ведь одних типов любви около 7-8 (см. соотв. источники). И очень часто в жизни любовь соседствует со страхом, агрессией, ревностью, рабством, ложью...
А вот правда - всегда правда. Как правило любое зло использует анонимность и обман, т.е. сокрытие правды и ложь (или искажение правды, частичную ложь).
Поэтому кроме самоценности - правда - это эффективный инструмент борьбы со злом.
Если бы любой человек был уверен, что вся Правда всегда и быстро "всплывёт" и за этим последует Справедливый суд, то количество преступлений и вообще всякого зла в нашем мире уменьшилось бы на много порядков.
А Справедливость - как мне представляется - это одна из ипостасей той же Правды. Потому что это всего лишь "правильная", "истинная" реакция на поступок.
Поэтому Правда (Истина) как универсальный идеал людей, вне зависимости от их остальных идеалов, вера в Правду и её торжество вне зависимости от веры во что-то ещё - это и есть ответ на искомый вопрос.