виртуальный клуб Суть времени

В поисках высших смыслов: ума, чести и совести НАШЕЙ эпохи

Аватар пользователя Сергей Васильевич

Болеет не только человек, болеют и страны. Вот и мы сейчас, наше российское общество, болеем. Вообще-то тема исследования социума как единого организма – очень интересна. Впрочем, мы и по истории, и по литературным исследования видим, что человечество проходит какие-то этапы своего пути с тем или иным настроем. Огромное значение для нас имеет исторический опыт, и тогда прошлое страны мы воспринимаем как однажды обретённое знание, который даёт и уверенность, и силу для преодоления. Точно так же и некоторые тяжкие периоды давно минувших дней указывают на слабость и склонность к болезням.

Но мы сейчас не станем рассматривать эту тему столь подробно. Нам важнее определиться с тем, в какую полосу мы ныне всей страной угодили и как из неё выбираться. И прежде всего, очень важно понять на какой колдобине нас вынесло в кювет? Что стало причиной нашего разрушительного 20-летнего пребывания на обочине? Мне кажется, что эти причины были заложены с самого начала создания Советского Союза. Они уходят корнями в то далёкое прошлое, когда новая советская власть искала и пробовала сделать свои первые шаги.

Сами посудите, выбрав принципиально новый путь развития, где внове была и экономика, и построение бесклассового общества, не имеющая достаточно хорошего образования страна должна была выбираться на достаточно высокие ступени развития – добиваться уровня Германии, Франции, Англии… И за неполных двадцать лет (1923–1941 г.г.) она эту задачу выполнила. Задачу-то она выполнила, но и наделала множество ошибок. Да и как не наделать, если путь построения общества, избранный Россией, был чист, как белый лист бумаги, как белые бескрайние российские просторы.

И потому-то поднятая целина развития порой становилась хождением по мукам. Потому что закалялась сталь – внутренняя сердцевина социализма. Как и нынешний капитализм на более ранних этапах своего развития – социализм тоже проходил свои университеты. Правда, нынешние наши оппоненты пытаются повесить на нас ошибки прошлого как предмет покаяния. Этак и любое становление, любое начало пути можно повернуть как череду ошибок, как сплошной конфуз и намеренное членовредительство. Карапуз, начинающий ходить, всегда будет набивать свои шишки и синяки, но это не значит, что перед каждым младенцем надо стоять и взывать к нему: ПОКАЙСЯ ЗА ПРОШЛОЕ!

Но это в дискуссии с нашими критиками. А ведь нам САМИМ важно разобраться в том, где мы нагородили огород и где сделали свои ошибки, разворачивая тот самый проект Сверхмодерна, который даже в своём первом и робком исполнении местами оказался мощнее и сильнее, нежели проект Модерна, которому было к тому времени уже не одна сотня лет! Да, мы опережали Запад по многим пунктам. И тут не только балет и ракеты, но и многое другое. Чаще всего в области нематериального. То, что наше образование было лучшим в мире, они сами признали после полёта Ю.Гагарина. Но только ли школа? А наш театр? Наше советское кино? И, наконец, наша советская Культура? Самый читающий народ в мире! Это не пропагандистское преувеличение! Это реальность. В советский период был создана система воспитания Нового Человека! Не сказка же, не миф, что в каждом небольшом городке непременно кроме обычной были и музыкальные, и художественные, и спортивные школы. Дополнительное внешкольное образование было не просто массовым и доступным, но и мощным развивающимся направлением. Дома пионеров, кружки по интересам воспитали не одного народного артиста или доктора наук, а Человека, которому стало тесно жить в рамках общества, которое сохранило многие ограничительные функции революционной целесообразности.

Отношение к обществу, которое уже давно переросло ползунки и подгузники, как к несуразному и инфантильному, порождало всеобщее диссидентство, несогласие с навязанной нам опекой в обществе. Все ждали очищающего ветра перемен, ждали свободы и широко распахнутых ворот свободы творчества, развития… Но бабло победило добро. Нам сказали, что вы, дескать, хотите свободы – покупайте её. Обогатитесь, наполните свои материальные запасы и вуаля – в общество, где все свободны… Но мы же не за баблом шли! Зачем нам было то бабло, которое уже было в фондах потребления: бесплатное жильё, бесплатное образование, медицинское обслуживание и масса иных благ. Нам нужно было добро! Свободу перемещения, свободу слова и свободу мысли. Нам хотелось снять с полок закрытые фильмы, прочитать запрещённые книги, поставить истинно революционные спектакли и творить новое, как, например, А. Тарковский, И. Бродский и другие, не за границей, а дома. Мы видели, что в России жить совестью и писать сердцем как писал, к примеру, Николай Рубцов – это значит прозябать в безысходности… Страна, воспевшая Сокола, усердно тянуло общество к юдоли ужа:

«Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я – видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я».

В обществе созрело очень острое противоречие. С одной стороны, делалось всё, чтобы человек получал глубочайшее и всестороннее развитие, но в то же время существовали очень серьёзные ограничения. Эти противоречия нужно было как-то снять. И когда вместо состарившего Политбюро пришла команда молодых, решившихся на Перестройку, всем показалось, что вот теперь-то и настало время раскрепощения и отказа от рамок условностей. Ученые могли поехать за границу, артисты тоже стали искать себе место в театрах и Голливуде, в Россию вернулся Юрий Любимов…

Но мы шли, напомню, за добром! То есть нас интересовало не материальное, нас влекла иная дорога: «А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно?»

Помню, как-то встретились мы с моим другом-однокашником в Ярославле, едем в вагоне. Поезд на небольшой скорости выруливал на основное путь, и мы проезжали мимо длиннющего, тянущегося на многие километры, дачного пригорода. Помните, наверное, те самые пресловутые шесть соток.

– Дач-то сколько много у вас в Ярославле!
– Да не только у нас, по всей стране они построены. Это же невостребованный труд!
– Не понял.
– Понимаешь, мужик отработает на своём станке, а делать-то ему нечего, он больше не востребован обществом, вот он, чтобы не спиться, и едет сюда, на свои шесть соток, строит домик, разбивает грядки и сажает огурцы-помидоры! Ты посчитай, сколько по стране такого невостребованного труда! Народ душу отводит! Ему же в его 30–40 лет энергию свою девать куда-то надо! Вот он и выкладывается!

Было и так. Народ тянулся к каким-то туманным далям, был в неком поиске смыслов своего существования, ведь многие из нас могли и рисовать, и играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи и прозу, собрать и разобрать радиоприёмник, но как реализовать, образно говоря, воспитанную в нём любовь к небу? И народ искал. Ходил по белу свету, знал многое, многое мог, но куда и чём себя реализовать не знал:

«Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!»

Сегодня, по прошествии многих лет, я понимаю так, что нам в конце 80-х нужна была другая страна. Нам нужна была принципиально иная КУЛЬТУРА! То, чему С.Е. Кургинян в книге «Исак и Иаков» уделяет огромное значение:

«Западная культура, западная цивилизация воспринимаются тогда как уроки на тему: «Способы получить одобрение от своего тела». Разница между нормальностью-2 и нормальностью-3 в том, что нормальность-2 безнадрывна. Браток ограбил, домину отгрохал, в джакузи забрался и нежится… Как зверь…

А нормальность-3 – это надрыв. Это идеология. Так надо. Проклятая страна, проклятая культура, и, конечно же, проклятый «совок» разучили смаковать радости тела».

Нам, особенно тем, кто понимает глубже, очень важно внимательнее и глубже посмотреть именно на Культуру, рождённую в СССР. Понять, какие высшие смыслы она создаёт, к каким ценностям призывает и, что самое главное, какая культурная среда должна быть в обществе? Потому что собрать джакузи или соорудить на своих 6 сотках мы можем, что угодно, – не вопрос. Вопрос в том, каким должно быть общество Сверхмодерна, какие основные ценности и какие идеалы Нового Человека должны быть нами провозглашены. Это, на мой взгляд, и есть центральная задача нашего клуба. «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим» – это понятно, но это область материального, то есть вторичного и вытекающего из Добра, главной целью которого и становится Новая культура. То есть, если мы и дальше будем утверждать, что «КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи!» – то стоит ли ломать копья? Наверное, мы не для этого собрались! Мы как раз таки собрались для поиска всего умного, честного и имеющего совесть. И вот уже всё то, что будет соответствовать этим высоким истинам, – это и есть наше всё.