Откуда мы, кто мы, куда идем?
Именно в такой последовательности можно найти ответы на эти вопросы. Ведь без прошлого, в котором открывается нам историческая судьба народа, невозможно увидеть его сущность, а значит, понять, как и куда ему дальше развиваться.
В фильме «Мы из будущего» нам предлагается задуматься о будущем нашей страны, в которой сегодня растет количество неофашистских организаций, часты случаи разграбления захоронений погибших, осквернения могил, торговли орденами и медалями. На мой взгляд, создатели фильма попытались обозначить эту проблематику, а также обозначить ее решение через возрождение исторической памяти и сохранения исторического достоинства.
Кто откуда, мы – «черные копатели», идем рубить бабло!
Начало фильма происходит в наше время. Перед нами четверка главных героев: историк, неофашист, игроман, музыкант. Их связывает общее занятие: раскопки на местах боевых сражений Великой Отечественной войны, поиск военных артефактов – с дальнейшей продажей. Ребята хорошо на этом зарабатывают и ведут разгульный образ жизни. В один из дней на раскопках появляется таинственная старушка, которая принимает грабителей за «вахту памяти» и просит найти портсигар ее сына, погибшего в этих местах. Ребята поднимают старушку на смех и, чтобы поскорее от нее отвязаться, обещают найти портсигар. Перед тем как уйти, старушка невзначай упоминает об озере, в котором ребятам могут искупаться. Из раскопанного блиндажа ребята достают сейф, в котором находят четыре старых удостоверения со своими фотографиями и именами. Списав все на влияние алкоголя, они бегут к озеру, чтобы отрезвиться. Все вчетвером, скинув одежду, ныряют, а выныривают уже в 1942 году.
На мой взгляд, образы главных героев подобраны очень точно. Четыре героя символизируют четыре узловые проблемы нашего общества.
Первая проблема – продажные историки, которые за материальные блага готовы идти на преступления против своего народа, унижая его историческое достоинство. Очень символично, что именно студент исторического факультета является руководителем «черных копателей». Он использует свои знания для того, чтобы находить исторические артефакты, а потом совершать преступление – продавать их на черном рынке.
Вторая проблема – игромания, уход от реальных жизненных проблем в виртуальный мир. В самом начале мы видим одного из героев, который все время играет на компьютере. Кстати, в компьютерной стрелялке он играет за американцев, что тоже можно считать определенным символом времени. В играх на тему Второй мировой войны могут быть заложены определенные мифологемы о роли тех или иных стран в войне, о качестве вооружения и техники. Но это – тема для отдельного разговора.
Третья проблема – тотальный эгоизм, когда ценность имеет только то, что нужно одному человеку. Музыкант постоянно демонстрирует свою обособленность, когда один находит блиндаж и молчит об этом, когда хочет вернуться домой один, когда постоянно норовит сбежать с поля боя.
Четвертая проблема – всплеск неофашизма, когда фашистская идеология находит все новых и новых сторонников в нашей стране. Последнюю проблему символизирует в фильме бритоголовый неофашист, о взглядах которого говорит только его свастика на плече и желание найти железный немецкий крест.
Вот вся информация о героях, которую мы получаем в начале фильма. Но главное – это то, что их всех объединяет. Это проведение «черных раскопок» в целях личного обогащения. До прыжка в озеро у нас складывается устойчивое представление об этих героях как об отрицательных персонажах. Действительно, мало кому из зрителей может понравиться образ жизни и занятия, которыми ребята занимаются в начале фильма. И эта часть картины удается режиссеру лучше всего.
Мы из будущего, трусы и паникеры, спасаем свои жизни
Как только ребята оказываются в 1942-м, то сразу же попадают в руки советских солдат во главе со старшиной, которые приводят их штаб. В нем два офицера пытаются разобраться в том, кто был пойман в озере. Находятся четыре личных удостоверения, и ребят принимают в состав воинского подразделения. В этом подразделении есть красавица-медсестра, в которую сразу влюбляется историк. Есть в нем злобный особист, который в чем-то ребят подозревает. После неудачной попытки прыгнуть в озеро, чтобы вернуться назад в будущее, герои приходят к выводу, что для этого необходимо выполнить данное старушке обещание – найти ее сына и портсигар.
После перемещения в 1942 год очень важно было показать совсем других людей, с другими жизненными приоритетами, из другой реальности, попав в которую герои прошли бы очищение. А иначе зачем это перемещение вообще было затевать? И такие герои в фильме есть. Это старшина, который как отец для своих бойцов, ради которых готов и отдает жизнь. Это молодой разведчик, который помогает ребятам сбежать из плена, а сам при этом погибает. Это медсестра, которая вытаскивает раненых из самого пекла боя. Но для главных героев все это чуждо, они думают только о своих жизнях и о том, как бы им вернуться домой любой ценой.
Для проверки особист отправляет четверку под руководством старшины за «языком». В результате старшина геройски гибнет, а ребята попадают в плен, где встречают покалеченного сына старушки. Очень показателен эпизод с портсигаром, который в фильме является пропуском в будущее. Находящейся в плену разведчик хранит портсигар, завещанный ему отцом, как символ воинской славы. Но музыкант, одержимый страхом за свою жизнь, пытается бесчестно завладеть им, но в последний момент отдает обратно. Именно общее понимание чести, долга и достоинства должно быть связующим звеном между героями прошлого и настоящего. Но герои из будущего не способны в пограничных ситуациях проявить отвагу и мужество. Это не компьютерная игра и не стрельба по откопанным черепам – это война, на которой убивают. И, спасая «черных копателей», гибнут те, кто оказался способен на настоящий поступок: старшина и разведчик, который помогает ребятам убежать, отдает портсигар, а сам отвлекает внимание караула.
Вернувшись в расположение, герои планируют до назначенного на следующий день наступления пробраться к озеру и вернуться в будущее. Но портсигар остается у историка, который всю ночь проводит с медсестрой. А это значит, что наступления героям уже не избежать.
Мы сыны своей Родины, защитники Отечества, идем биться за будущее
Утром все идут в атаку. Получив несколько ранений, но взорвав главную преграду на пути атакующих – блиндаж противника, герои пробираются к озеру и возвращаются в наше время. Неофашист соскабливает свастику на своем плече, историк тоскует по погибшей в бою медсестре, другие радуются тому, что остались в живых.
Они были «черными копателями», но попали на войну и смогли вернуться, но какими? И в этом смысле совсем не важно, каким образом был совершен прыжок во времени (например, в фильме «Туман» российские военнослужащие попадают в прошлое благодаря туману), главное – как он изменил героев и зрителей. И изменил ли вообще? Вся логика этого фантастического перемещения в том, что герои, пройдя очищение прошлым, должны вернуться другими. И произойти это может только при условии принятия ими принципов и законов того времени. А это честь, мужество, любовь к Родине. Но вместо любви к Родине нам демонстрируют любовь к медсестре, вместо чести принять бой – невозможность его избежать, вместо мужества … Мужество есть связь, что соединяет всех бойцов, поднимающихся и идущих в бой, падающих и из боя не возвращающихся.
Командир встает из окопа во весь рост и поднимает бойцов в атаку: «За Родину! За Сталина!». Один за другим из окопов поднимаются те, кто является в тот момент воплощением отваги и мужества. Но ребята медлят, борясь со страхом внутри себя. И каждый находит в себе силы встать и побежать со всеми. И именно в этот момент происходит перерождение бойцов, чужаки из будущего становятся своими в прошлом. Кульминацией этого перерождения становится подрыв дота, из которого ведут огонь враги, останавливая атаку. И герои совершают этот подвиг, потому что это нужно сделать. Подрыв дота может символизировать уничтожение не только внешних врагов, но и внутренних, после чего и становится возможным возвращение домой победителями. За победу, за возвращение утраченного первородства, за будущее необходимо было сражаться, сделать, на первый взгляд, невозможное. Невозможное стало возможным только в результате перерождения, когда человек, для которого казалось невозможным что-то, становится другим – для кого эти поступки реальны. И именно в такие моменты перерождения человеку открываются ответы на вопросы «откуда мы, кто мы, куда идем».