Недавнее обсуждение сущности ВВП здесь, в нашем клубе, подвигло меня на мысль заступиться за экономику. Безусловно, экономика – это наука, причем жизненно необходимая для любого общества.
Что мы понимаем под термином «экономика»?
1. Совокупность производственных отношений, экономический базис общества.
2. Народное хозяйство страны, включая сюда все отрасли и виды производства.
3. Наука, изучающая производственные отношения.
Это определение «совокупность производственных отношений», указывает как на необходимость данной науки, так и на неизбежность ее постоянной актуализации. Недаром экономические учения эволюционировали с течением времени. Причем, основой их эволюции было изменение производственных отношений.
Экономика регламентируется законами. Эти законы во все века призваны были закрепить преимущества господствующего класса и регламентировать общественные отношения.
Кроме экономических законов, которые действуют сами по себе, и которые можно изучать и открывать, существуют законы, издаваемые на государственном уровне, которые определенным образом работают в сочетании с объективными экономическими законами. Именно по этой «совместной работе» и можно определить развитость экономической системы в обществе и ее эффективность. Другими словами, если принятый государством закон соответствует производственным отношениям в обществе, если не привносит лишних сущностей, если соответствует потребностям общества, то в государстве наблюдается развитие народного хозяйства, экономический рост. Если же законы противоречат объективным экономическим законам, то спад экономики страны неизбежен.
Для лучшего понимания экономики полезно ознакомиться с развитием экономической мысли. В самом деле, как только возникло товарное производство, немедленно появилась необходимость как-то его регламентировать. Безусловно, нужно упорядочить товарно-денежные отношения. К тому же необходимо создавать и налоговую систему. Налоги, хотим мы того или нет, необходимы для функционирования государства, как единого целого.
Можно подробно рассмотреть экономические теории в их исторической перспективе, но это уже будет целая книга. Точнее, целый книжный шкаф. Поэтому, вкратце остановлюсь на самом важном и интересном.
Конечно, до нас дошли не все источники. Самые ранние европейские источники относятся к 5 веку до нашей эры. Именно в этот период появляются экономические трактаты Ксенофонта и Платона.
Ксенофонт, создал сочинение под названием, «Домострой», в котором дал руководство по организации рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт считал земледелие основной отраслью хозяйства и выделил две функции денег – средства обращение и образования сокровищ.
Что касается отношения к земледелию – тут Ксенофонт был не одинок. Все философы и экономисты, труды которых дошли до нашего времени, считали земледелие – основой основ. Это сейчас мы отчего-то заговорили о постиндустриальном обществе и информационных технологиях. Как будто эти технологии можно съесть! В лучшем случае, с их помощью можно что-нибудь отнять. Но об этом ниже.
Платон дополнил экономическую мысль социальной пирамидой, состоящей из рабов, крестьян, мудрецов и воинов. Кроме того, он ратовал за колонизацию, которая должна была освободить государство от избытка населения и бедноты. Если вдуматься, идеи Платона находят своих приверженцев по сей день.
Писал об экономике и Аристотель. Помимо всего прочего, он уделил внимание проблеме обмена товаров и выделил такие функции денег, как мерило стоимости и средство обращения.
В целом греки и римляне (не буду останавливаться на римлянах, на мой взгляд, они не привнесли ничего нового, кроме идеи эксплуатации провинций) склонялись к натуральному рабовладельческому хозяйству. Даже вознаграждение ветеранов производилось наделением их земельными участками.
Дошли до нас и экономические учения древнего Вавилона, древней Индии, древнего Китая. Из индийских наибольший интерес, на мой взгляд, представляет сочинение «Артхашастра» (наука о политике), автором которого является советник царя Чандрагупты (4 в. до н.э.) Каутилья или Виншнагупта. В этом трактате развивается учение о кастах, закрепляет социальное неравенство между кастами, определяет род занятий представителей разных каст. Кроме того, в Артхашастре развивается учение о рабовладении. В трактате признается совместимость рабства с наличием у рабов имущества и семьи, признается право раба на самовыкуп за счет своего имущества, право рабов на получение подарков и наследства.
Также в Артхашастре поднимается вопрос об экономической роли государства и допускается его самое широкое вмешательство в хозяйственную жизнь. Сферы вмешательства государства – колонизация окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иноземцев, строительство колодцев и резервуаров, поддержание ирригационной системы, поощрение земледелия, скотоводства и садоводства.
Одним из средств увеличения государственной казны в сочинении признавалась торговля. Поэтому в Артхашастре уделялось внимание организации надзора за торговлей, тем, чтобы торговая прибыль не приносила вреда подданным, также говорилось о развитии сухопутной и водной торговли, поощрение купцов, ввозящих иноземные и экспортирующих государственные товары. Для поощрения ввоза иноземных товаров, полезные товары объявлялись беспошлинными.
Налоговая система была довольно сложной и включала в себя натуральные и денежные налоги. Это были поземельный налог в виде урожая, натуральные налоги с садов и огородов, скота. Ну и торговые пошлины.
Самой интересной, зрелой и самой старой была экономическая мысль Китая. До нас дошли сочинения на экономические темы начиная с 1 тысячелетия до н.э. Экономические вопросы освещены в трудах Конфуция, Мэн Цзы, Шан Яна. Наиболее интересны труды Шан Яна, который обосновал необходимость развития земледелия и военного дела.
В самом деле, земледелие кормит народ. Ремесла, торговля служат только для обеспечения потребностей земледелия в орудиях труда и обеспечении людей продуктами питания, одеждой и т.п. Развитие же военного дела необходимо для того, чтобы продуктами земледелия питались те, кто их произвел, а не чужеземные захватчики. Земледелие и военное дело – вот главное в обществе!
По-моему, этот тезис актуален по сей день.
В 4-3 в.в. до н.э. в Китае появился трактат «Гуань-цзы», составленный из произведений разных авторов на экономические темы. В этом трактате обосновывалось вмешательство государства в экономическую жизнь. Рекомендовалась борьба со спекуляцией путем создания хлебных запасов, которые позволяли добиваться стабилизации цен. Эта рекомендация императорами Китая добросовестно выполнялась, за редкими исключениями. Действительно создавались государственные запасы зерна, в случае неурожая эти запасы продавались по твердым ценам, в результате спекулятивные цены быстро приходили в норму.
Подобные действия государства не помешали бы и сейчас.
Также в Гуань-цзы предлагалось государству создавать ирригационную систему, строительство которой возможно только на государственной основе.
В этом же трактате земледельцы признавались основной производительной силой, и отмечался вред высоких налогов. Вообще в Гуань-цзы отвергались прямые налоги, как вредные для экономики, наиболее разумным признавался налог на потребление соли и железа. Реально податной единицей в Китае был крестьянский двор. Налогообложение, начиная с 5 в. до н. э. существовало как «система трех начальников». Т.е. были три повинности: повинность в пользу государства, поземельный налог, подать с промыслов. Система эта просуществовала до 8 века н.э. (вот ведь стабильность!). В восьмом веке она была заменена единым налогом, взимаемым сообразно количеству земли у плательщика налогов, взимаемая дважды в год.
Не буду говорить, что единый налог благо. Но сколько налогов сейчас в РФ? Пятнадцать? И для сбора каждого налога существует налоговые органы, осуществляющие контроль за сбором и начислением налогов, начисление пени и штрафов и т.д., и т.п. Для борьбы с нарушениями налогового законодательства существует налоговая полиция. Для проверки правильности начисления налогов – аудиторские компании. Плюс еще министерство по налогам и сборам. Честно говоря, мне даже представить такую армию чиновников страшно!
Может быть и правда, лучше часть налогов убрать, как класс, а то, что государство не доберет в качестве налоговых сборов, оно сэкономит на сокращении чиновничьего аппарата?
Историю экономики можно рассматривать и дальше. Изучение развития экономической мысли помогает понять сегодняшнюю ситуацию и в России, и за рубежом. Причем, не только экономическую, но и политическую. Поэтому, если предложенная тема заинтересовала членов клуба, я продолжу краткий экскурс в историю экономических учений.