виртуальный клуб Суть времени

Илья Захаров. Рецензия на фильм «Главный калибр»

Не правда ли, странно, что при нынешнем техническом прогрессе человек, похоже, не просто перестал развиваться, а возможно, даже наоборот?

Обычный домашний компьютер сегодня может иметь «жесткий диск» ёмкостью 3 терабайта. В текстовом формате на нём можно разместить порядка 1 миллиарда страниц, что сравнимо с объёмом всех книг, созданных на планете Земля за всю историю человечества. Про символ «блеска и нищеты» современного технического прогресса – пресловутый iPhone – уж и не говорю: «весь мир» в кармане... А много ли со времён рукописных книг изменилось в человеческом обществе, кроме оружия?

Некоторые исследователи, политологи, футурологи, утверждают, что это как бы «ножницы» между линиями развития технологий и человека. «Ножницы» неуклонно «раздвигаются» и скоро разорвут современное «цивилизованное общество», как трухлявую куклу.

«Доунт вори, би хэппи» – скажут некоторые. Факт такого разрыва между развитием человека и техники давно известен – и что? Тебя же никто не заставляет смотреть передачу «Дом-2». Не хочешь – не смотри. Сам определяйся, в какой точке этих «кривых развития» ты находишься.

Вроде, ответ понятен. Действительно, сами, как бы, и определяемся. Однако бывают такие моменты, когда некоторые вещи вдруг становятся яснее, лучше видны. Например, во время солнечного затмения хорошо наблюдать внешние слои атмосферы Солнца – солнечную корону, а в ясную погоду в горах – далеко отодвигается горизонт. Бывают обстоятельства, когда отлично можно увидеть и движение вышеупомянутых раздвигающихся «ножниц».

И кто-то камень положил в его протянутую руку...

Это случается всё чаще. Так было и на этой неделе, в конце июня 2011 года.

На днях было 70 лет, как началась Великая Отечественная война. Чем старше становлюсь, тем больше думаю о том, как могла бы сложиться жизнь, если бы дедушка, который служил в полковой разведке, не погиб 23 января 1943 года под Ленинградом, а вернулся бы домой и воспитывал своих детей, а потом и внуков. И тут, представляете, 20 июня вечером, на канале «ТВЦ» показывают фильм, судя по аннотации, – как раз, про полковую разведку. Оказалось, что это трёхчасовая сокращённая версия 12-серийного изделия под названием «Главный калибр». Режиссёр и автор сценария, некто Михаил Шевчук, продюсер Сергей Сендык. Хотя, что показывать в связи с 70-летием начала Великой Отечественной войны решает, наверное, главный редактор телеканала...

Нет сомнений, что по материалам о деятельности разведчиков во время войны можно было бы сделать и боевик, и историческую хронику, и психологическую драму – всё что угодно. Но нашему вниманию было предложено нечто, что я бы отнёс к совершенно новому жанру. Столкнувшись с такой инновацией, не могу не рассказать об этом телезрителям.

Если просмотр фильма начался с интереса к заявленной теме, то уже через 5–7 минут возник интерес совершенно иного рода: во-первых, что это, а во-вторых, будет ли в этом фильме хотя бы один сюжет, находящийся в согласии со здравым смыслом? Невероятно! – таких не нашлось, то есть – не нашлось вообще! Случайно так не сделаешь.

И тут, вдруг, на фоне этого сплошного потока абсурда очень чётко и внятно прозвучало несколько весьма серьёзных недетских мыслей. Это однозначно выглядело так, что всё остальное: глупый сюжет, нелепое поведение персонажей, сплошные несостыковки всего со всем остальным – было лишь обрамлением, так сказать, «несущей частотой» других, основных сигналов благодарному зрителю.

Не вдаваясь в подробности, скажу, как завершается сокращенная версия фильма, показанная на канале «ТВЦ» 20 июня.

Финальная битва на псковских болотах пятерых красавцев-атлетов-эсесовцев с советской диверсионной группой, состоящей тоже из пяти, но, мягко говоря, весьма гротескных персонажей, один из которых ранен. Битва рукопашная, так как стрелять нельзя (по очень экзотической причине, но об этом позже). Все – мастера восточных единоборств. Во главе группы нацистов, которая настигла советских разведчиков, не кто-нибудь, а Отто Скорцени. И перед сражением говорит он торжественным голосом такие слова: «Вы оказались достойными противниками. Примите мои комплименты»! После ответных ругательств советского капитана Тенегина Отто Скорцени продолжает: «Эти варвары неисправимы. Их можно только уничтожить, стереть с лица земли. Ваша непримиримость лишает войну благородства». Дальше – такой длинный, эффектный кулачный бой, как в азиатских боевиках.

Показ на «ТВЦ» прерывает социальная реклама: «Во время войны пропало без вести и попало в плен 4,5 миллиона человек. Вечная слава героям!». Согласитесь – есть повод задуматься, а для любителей – помедитировать над смыслом этих слов. По многозначности все эти фразы из вечернего сеанса на «ТВЦ» не уступают мантрам руководителей Федеральной резервной системы США.

Забегая вперёд, скажу, что тема благородства и рыцарства немцев – отдельная сюжетная линия в этом фильме. Советским военнопленным, поднявшим мятеж, они говорят перед очередной «шаолиньской» схваткой: «Вы храбрые, отважные солдаты. Поэтому мы вам дадим шанс. И каждый, кто выживет в этой бойне, будет освобождён».

Каюсь, так «увлёкся», что посмотрел в итоге весь 12-серийный фильм.

Стало по настоящему интересно, когда у идеологической составляющей сериала «Главный калибр» обнаружился не только второй и третий план, но ещё и, ни много, ни мало, – «эзотерический» слой – на все вкусы и особенности восприятия.

Такой контраст между уникальной глупостью самого фильма и аккуратностью, последовательностью изложения, продуманностью идейных вопросов не оставляет сомнений, что здешняя глупость – это только некое средство. Вопрос – для чего?

Возникло и такое соображение: если глупость для чего-то была нужна, то её пришлось продумать, спланировать и воплотить в жизнь, что, возможно, потребовало некоторого «ума», знаний, навыков и т.д. При этом, очевидно, легче использовать «естественную», уже имеющуюся глупость, подобно тому, как есть выбор между синтетическим и природным каучуком, который, кстати, выше ценится.

Главный герой и главный калибр

Содержание фильма, извините, придётся изложить. Оправданием за отнятое у читателя время мне послужит то, что для кого-нибудь это обернётся несколькими часами, сэкономленными за счёт случайного просмотра сериала «Главный калибр».

Действие фильма параллельно разворачивается в 1943 году и в наше время – в 2006-м. Есть два внука участников событий 1943 года в Псковской области – место действия указано в титрах (кстати, Псковская область образована 23 августа 1944 года, а в то время она была в составе Ленинградской и Калининской областей). Один внук – Сергей Тенегин, потомок командира группы советских разведчиков, капитана Тенегина, а другой – немец, Герхард, внук одного из сопровождавших Отто Скорцени эсесовцев, некоего барона Иохима фон Лебеля – потомка древнейшего немецкого рода. Оба внука – положительные и «обаятельные» герои фильма. Оба внука получили в наследство от дедушек дневники, где описываются события 1943 года.

Сергей Тенегин, молодой успешный кинопродюсер, решает снять фильм «Дневник капитана Тенегина» и вместе со съёмочной группой отправляется в места, описанные в этом дневнике. Место необычное: среди псковских болот – подводный бункер! Внук Герхард тоже знает о бункере – решает, что там спрятано золото Гиммлера, и организует свою экспедицию в те же места, где проходят съёмки. Работу над фильмом он считает прикрытием, полагая, что русские под видом съемок тоже ищут клад.

Главным героем той части сериала, которая разворачивается во время войны, а на самом деле, главным героем всего фильма является оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени – мужественный рослый красавец, преисполненный «благородства войны» и «естественной» жестокости ко всем низкорослым, согбенным, тусклым и слабым. Свита его состоит из четырёх подобных ему.

Отправной точкой всех событий фильма, завязкой всего сюжета, является такая причинно-следственная связь: Скорцени провёл дерзкую операцию по освобождению из плена итальянского диктатора Муссолини, после чего был замечен начальством и попал в «ближний круг» Гитлера. Тогда он получил доступ к нацистским тайнам и именно так стал курировать сверхсекретный уникальный проект по созданию препарата, превращающего человека в идеального солдата.

Из доклада советского штабного офицера известны такие подробности. Немцы уже производят таблетки, которые невероятно повышают физические возможности человека, а «...воля и способность к самостоятельным действиям полностью атрофируется. Человек фактически превращается в робота...». При этом «хорошо тренированные люди с устойчивой психикой могут сохранить рассудок. Это уже не роботы. Это универсальные солдаты».

Никто из многочисленных советских граждан, на которых проводились испытания препарата, не оказался для этого достаточно тренированным и психически устойчивым. Все погибли. Пять красавцев-эсесовцев во главе с Отто Скорцени и есть «тренированные люди с устойчивой психикой». Поэтому германский химический гений каждого из этих атлетически сложенных военных превратил в настоящего «сверхчеловека».

Кто же может им противостоять? Да группа советских диверсантов во главе с капитаном Тенегиным, состоящая из трёх маргиналов, почему-то отлично владеющих восточными единоборствами: условный «кавказец» с кинжалом и акцентом, «тибетец», с длиннющими волосами, который «отлично понимает по-русски, но не говорит», и тощий, с бородкой русский «интеллигент» – в плаще с саквояжем! «Интеллигент» постоянно умничает и пытается острить. В целом народец не очень приятный. Что делать: других разведчиков не было. К ним в нагрузку командование даёт ещё кинооператора. Оказался цыган-полукровка, обаятельный. Он тоже постоянно многословно балагурит и препирается с командиром, но вместо нарядов на кухню идёт в разведку с кинокамерой.

Тут нельзя не сказать, что известная операция по освобождению Муссолини была проведена реальным Отто Скорцени 12 сентября 1943 года, после чего должно было пройти какое-то время до его почётного назначения в Псковскую область. Но действия военной части фильма разворачиваются в 1943 году (это и в титрах есть) в тёплое время года – вероятнее всего летом, учитывая, что это северная Псковская область, а кругом сочная зелень. Получается, что причина появления Отто Скорцени в Псковской области – освобождение Муссолини – произошла позже, чем все её следствия.

Но это ничего, это – ерунда. Главное, что Отто Скорцени нравится авторам фильма. Поэтому он должен быть здесь, поэтому он – самый гламурный персонаж, изображающий немецкого рыцаря, сверхчеловека. И это – действительно ерунда на фоне бесчисленных противоречий остальной истории.

Самым оглушительным абсурдом всей сюжетной линии фильма является такое невероятное ограничение: основные действия проходят в некоей заболоченной местности, где концентрация «болотного газа» такова, что нельзя пользоваться не только огнестрельным оружием или курить, но даже «рацию нельзя с собой взять». По всеобщему убеждению действующих лиц и с советской, и с немецкой стороны, одна искра – и всё взорвётся. Грозы и других естественных источников огня, однако, никто не боится. Как все они определяют границы волшебной взрывоопасной зоны – тоже непонятно. В таких условиях, в подводном бункере(!) была построена секретная лаборатория для производства таблеток, диаметром, примерно, 3 см, а также для испытаний на людях и дальнейшего совершенствования чудо-препарата.

Может, кто-то не понимает: если бы можно было пользоваться огнестрельным оружием, то фильма бы не было («оговорка по Фрейду», извините). Потому, что иначе нельзя было бы оправдать повальную страсть всех участников боевых действий к рукопашному бою (даже без применения холодного оружия), который занимает основную часть повествования о событиях 43 года. Драки поставлены просто замечательно: сплошной Шао-Линь. Отмечу, что растяжка лучше всего – у кавказца. Кстати, «саундтрек» фильма – тоже очень приличный.

Калибр Gламура.

Легко ли достичь совершенства в «огламуривании» всего, что попадает тебе под руку? Трудно сказать, но создатели фильма – точно специалисты в этом деле. Гламурно всё: хуторянка Люда из 1943 года, приютившая диверсионную группу, шпана, изображающая советских разведчиков, шизоидный нацистский гений-химик, красавцы эсесовцы, пленные советские барышни, современный бизнес, контрабанда из России исторических и художественных ценностей, деревенская жизнь в 2006 году, милиция, таможня и т.д. Вы бы видели ту медсестру из современной деревни в Псковской области. А молодая журналистка-студентка... Точно не скажу, не разглядел, но одежда на деревенских женщинах такого плана, как Hugo Boss, Escada. Вроде пару раз мелькнуло и что-то, напоминающее Moschino. Макияж отличный. Однозначно, фильм несравненно более изысканный, чем программа «Дом-2».

Уже в начале сериала создаётся впечатление, что актёров, не переодевая, согнали на съёмки «Главного калибра» из нескольких соседних съёмочных павильонов, где шла работа над другими полезными интересными сериалами. Иногда казалось, что некоторым актёрам как-то неловко, может, даже стыдно, хотя – кто его знает...

Gлупость как компонент новых технологий

Список предельно абсурдных, откровенно дурных противоречий в фильме «Главный калибр» – бесконечен. Устанешь перечислять. Поэтому, кроме уже названного, – только несколько примеров для иллюстрации.

Цыган-кинооператор обращается со своей кинокамерой, как с цифровой, снимая всё подряд, включая природу и понравившуюся девицу. Это отдельная сюжетная линия – о том, как кинооператор-разведчик видит окружающий мир. Понятно, тут уже неважно, что катушка с плёнкой на 10 минут съёмки весит никак не меньше 0,5 кг, но следовало бы как-то намекнуть, кто возит за кучерявым туристом-разведчиком вагон с плёнкой.

Регулярные расправы советской диверсионной группы с толпами «обычных» немецких солдат долгое время не привлекают внимания вышестоящих немецких командиров. Поэтому у русских разведчиков достаточно времени – около двух недель – для отдыха, флирта, разговоров и разных приключений.

Все немцы прекрасно общаются с русскими на русском же языке, как на родном.

Про «болотный газ», подводный бункер, где всегда есть воздух, и командировку в Псков Отто Скорцени после освобождения Муссолини не могу ещё раз не напомнить – это шедевры пренебрежения здравым смыслом.

Ну, а смерть Отто Скорцени принял на псковских болотах в результате взрыва болотного газа, вызванного самопожертвованием раненого кинооператора-цыгана.

С другой стороны, кого сейчас удивишь абсурдом? Всё же стоит сказать об этом пару слов. Многие ещё помнят, как лет 25–30 назад в детских журналах были распространены такие загадки, раскраски, картинки и прочее для малышей 3–5 лет: типа «найди 10 ошибок». Там надо было догадаться, что летом рядом с Чебурашкой не может быть снеговичка, что у лошади не бывает вымени, на яблоне не растут груши и тому подобное.

Сейчас, в наше время получается наоборот! Абсурд – это не загадки для малышей, а норма изложения любой информации и для взрослых, и для детей.

Помню, как читал где-то об исследованиях особенностей восприятия окружающего мира у представителей современных племён, живущих в архаичных общественных укладах – где-то в Африке, в джунглях Амазонки и т.п.

Оказывается, физиологически они принципиально не отличаются от «цивилизованных людей», а вот психологические особенности есть: в сознании представителей некоторых племён отсутствует, например, понятие тождества, то есть для них размыт смысл операции сравнения. Поэтому никого из них не удивляет, например, рассказ человека, утверждающего, что он одновременно был в разных местах и прочие искажения причинно-следственных связей.

Как-то не могу отделаться от мысли, что и «Главный калибр» нам показывают, как будто мы уже стали таким амазонским племенем. Однако тут есть принципиальная особенность. Атаке абсурдом подвергается история Великой Отечественной войны, которая для всех граждан бывшего СССР является незаменимой частью их человеческого самосознания.

13-я статья и идеология как объективная реальность.

Внук Герхард, проживая за границей, занимается на территории России криминальным бизнесом и платит зарплату как уголовникам, так и бывшим военным, которые осуществляют в его интересах охранные и иные мероприятия.

Умирая, дедушка хвалит Герхарда за то, что он всего добился сам и говорит ему:

– Я ничего не оставил тебе, всё отписал твоим братьям... Но зато я оставляю тебе гораздо больше. Ты можешь стать самым богатым человеком в мире.

– Богаче короля Бахрейна?

– Возможно. ... Возьми (и отдаёт ему свой дневник).

Так как немец едет в Россию за кладом и сначала воспринимает Сергея Тенегина как конкурента, он начинает следить за ним, затем входит в доверие. Ребята быстро находят общий язык потому, что они мыслят одинаково, они близки!

На пресс-конференции, посвященной анонсу книги и началу съёмок фильма, на вопрос корреспондента о соотношении коммерции и памяти о дедушке внук разведчика, Сергей Тенегин, отвечает: «В наше время, чтобы отдать дань памяти погибшим на войне воинам, надо хорошо продумать коммерческий ход». Герхард, слушающий его из зрительного зала, удивляется, насколько Сергей умён.

Точно - авторы некоторых умозаключений из сценария «Главного калибра» учились многозначности высказываний у Бена Бернанке и Алана Гринспена.

А что же дедушка Сергея Тенегина? Что знает о нём внук? «Дед с войны покалеченный вернулся. Водку начал пить «за Победу», потом – богу молиться. А потом всё вместе: пил и молился, молился и пил». Вот и всё дедушкино назидание внуку.

Ещё несколько примеров разных идеологических слоёв фильма.

Стоит волосатый тибетец в строю советских разведчиков, крупный план, а следующий сюжет – действие переносится в 2006 год, где тот же волосатый актёр уже в виде грязного «бомжа» обирает пятилетнего мальчика-попрошайку.

Сидят «наши» разведчики в поле перед вылетом на задание, выпивают, говорят тосты. Понятно, «кавказец» затеял длинный заковыристый тост, а капитан Тенегин его прерывает и говорит: «Тебе же сказали: символически, за победу».

Примечательно, что зовут немецкого внука Герхард – так же, как немецкого «гения-химика», орудовавшего в Псковской области в 1943 году. Такой символизм: Герхард возвращается в 2006 году.

В итоге, никакого клада в подводном немецком бункере не оказалось. Зато, было много приключений.

После того, как немецкий и русский внук вместе одолели (со стрельбой и трупами) криминального партнера Герхарда, хитрого русского отставного спецназовца, который хотел разбогатеть за счёт Герхарда (и, между прочим, относился к нему, как к наследнику нацистов), ребята подружились.

Когда Сергей узнал, что дедушка Герхарда воевал с его дедушкой – была минутная заминка, неловкость, но она быстро прошла.

Мораль фильма снова вложена в уста немца: «если диалог построен правильно, то это, зачастую, спасает судьбы целых государств и целых армий, не говоря уже о хороших отношениях».

Заключительный диалог сериала такой:

– Ты знаешь, Сергей, я, кажется, только сейчас понял, зачем послал меня сюда дедушка, что он мне завещал. Понимаешь?

– Мне кажется, он не очень тебя любил.

– Нет, нет, как раз совсем наоборот. Я здесь не нашел золота, не нашёл богатства, зато нашел что-то более важное. Я нашел настоящих друзей и, что самое главное, я нашел сам себя.

В переводе с русского на русский сказанное и сделанное означает следующее.

Спустя 60 лет новый Герхард, не тот шизоид, что был в 1943 году, возвращается в Россию, где, как научил его дедушка, он сможет стать богаче короля Бахрейна. Оказывается, богатство это представлено не в виде клада из золотых слитков, а в виде новых друзей типа Сергея.

Партнёра-уголовника они вместе убрали. Все атлеты-военные, как в 1943 году, так и в 2006 – сгорели от «болотного газа». Теперь криминальным бизнесом Герхарда (в основном была показана контрабанда культурных ценностей из России, но, очевидно, ещё что-нибудь придумают), и вообще «бизнесом» можно заниматься вместе, так как на жизнь они смотрят одинаково, взаимопонимание у них полное. «Бизнес» же лучше, чем война – не правда ли? А выбор, видимо, невелик: либо то, либо другое.

Удивительным образом бред, гламур и пасторальные мотивы выполняют в сериале «Главный калибр» функцию вязкого наполнителя для ядовитого действующего вещества.

Вот он – новый жанр в синематографе! «Новая технология» 3G получается добавлением к Gлавному калибру Gлупости и Gламура. (Про 4G здесь говорить не буду.) Захотелось, даже, поинтересоваться: много ли мутагенных изделий класса 3G циркулируют сейчас в информационном пространстве?

Искореняя правовой нигилизм, читаю иногда Конституцию Российской Федерации. В статье 13 ясно сказано: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тут задумаешься – не означает ли это, что мы сами отказались от того, что будем заниматься своей идеологией? – то есть не значит ли это, что ею будут заниматься другие? Может, это и есть «главный калибр»?