виртуальный клуб Суть времени

Остановка

Остановка
«Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
Заезженная цитата, не правда ли? Но здесь она на удивление к месту.
В 27-м выпуске программы «Суть времени» С. Кургинян предложил всем членам клуба сделать снимки на тему 20 лет без СССР. По воле случая, как раз в это время я уехала в Керчь. Керчь – это Украина. Точнее, Керчь в Крыму.

Когда-то, при СССР, это был развитый промышленный город. Камыш-Бурунский железорудный комбинат (ЖРК), Керченский металлургический завод им. Войкова, судостроительный завод «Залив» - в советские годы занимался производство танкеров типа «Крым», военных кораблей и нефтяных платформ. В 1988 году на заводе «Залив» было сдано первое в мире ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой — лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Также в городе была швейная фабрика, предприятия пищевой промышленности и т.д.
Я рассвета города не видела. Впервые я попала в Керчь в середине 90-х. Тогда в России творился полный беспредел, но рядом с Украиной, в России был порядок. В Керчи были практически полностью остановлены заводы, оборудование продавалось оптом и в розницу. Что не удавалось продать целиком, резалось на части и продавалось на металлолом. Да что оборудование, на металлолом сдали даже крышки канализационных люков. К счастью, не все. А то бы вообще, не пройти, не проехать.
Керченские заводы практически не работают и по сей день. Железорудный комбинат (ЖРК) почти полностью разрушен. Вот его фотография. http://nskipa.livejournal.com/2076.html
Я сделала ее для проекта 20 лет без СССР, но вот беда – раньше срока. Что ж, как дисциплинированный человек 27 августа сделаю другие снимки, тема есть, но керченские фотографии ужасны, поэтому их нельзя просто положить в альбом. Мне, например, фотография ЖРК напомнила фотографии только что освобожденного от фашистов Сталинграда. Мельница, например.
Керченский металлургический завод им. Войкова был построен 100 лет назад для переработки железной руды, добываемой на Камыш-Бурунском железорудном комбинате. В настоящее время завод переименован в ОАО «Керченский металлургический комбинат» и находится в стадии банкротства, на его территории находится ООО «Керченский стрелочный завод».
Были остановлены и закрыты ряд других крупных предприятий города. Судостроительный завод «Залив» прекратил выпуск военных кораблей и в настоящее время производит суда на экспорт для заказчиков из Норвегии, Греции, Голландии и ряда других стран. Завод ежегодно строит до 3-4 корпусов сухогрузов и контейнеровозов дедвейтом до 8 тыс. тонн и ремонтирует до 35 судов различного класса.
Впрочем, самая страшная фотография здесь. http://nskipa.livejournal.com/2329.html
Это ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ в память защитникам Керчи, в память героям Аджимушкая. ОН НЕ ГОРИТ С 2005 ГОДА.
Я ездила по Крыму, искала сюжеты, и вдруг подумала, что, как ни ужасны эти снимки, самое страшное другое. Самое страшное – это ОСТАНОВКА.
Представьте, пусть даже ничего не разрушено. Просто зачем-то остановились мощности, не работают заводы, за кажущейся ненужностью их продукции, не выпускается новое оборудование, не делаются новые открытия. Что из этого выйдет?
Есть такой рассказ у Кир. Булычева – «Второгодники». Там описывается, как Алиса слетала на неисправной машине времени в прошлое и вернулась через полгода. Ее одноклассники учились в школе и научились тому, о чем она даже и не слышала. Она страшно отстала, всего лишь сойдя на остановке и прекратив поступательное движение вперед. Она ничего не рушила, но все равно отстала. Впрочем, у Булычева все закончилось хорошо. Одноклассники помогли Алисе наверстать упущенное.
А кто поможет наверстать упущенное целой стране? Никто. Во-первых, потому, что это никому не надо. Во-вторых, гораздо выгоднее продать дикарям бусы за золото по объему, чем помочь дикарям подняться до своего уровня. В третьих, если нашу страну окончательно разрушить, то можно будет славно пограбить. В четвертых, даже дружественно настроенные страны не обязаны работать, чтобы исправить нашу дурь. То есть, часть соседей поможет нам тонуть, часть просто посмотрит, как мы это делаем. Хорошо еще, если сделает нужные выводы, чтобы самим не оказаться на нашем месте.
Я читала комментарии к акции. Есть отклики, что ужасов нет, разрухи нет, сфотографировать нечего. Что на это можно сказать? Что разрухи нет – хорошо, конечно. То, что разрушили в 90-е, благополучно прибрали, продали, что смогли, мусор вывезли. Что не разрушили – переделали в торговые центры. В самом деле, зачем нужен стадион «Лужники»? Там же СТОЛЬКО ТОРГОВЫХ МЕСТ можно сдать! Зачем нужен шарикоподшипниковый завод в Москве? Да туда же можно поселить бывших жильцов Черкизона! А кому и зачем нужен АЗЛК – москвич – это ведро с гайками! ЗИЛ, который выпускал грузовики для сельского хозяйства, ЗВИ, когда-то выпускал электродвигатели для армии, для метро, генераторы и т.п. Ну и стиральные машинки заодно. Разрухи нет, все правильно. А что есть? Неужто, созидание?
И получается, что во внешне благополучных городах, в Москве, например, основной ужас не в том, что можно увидеть руины. Хотя и это можно, конечно. Основной ужас в том, что сфотографировать нечего. Кроме новых торговых центров и автомобильных пробок. Вот уж действительно, достижение!
Нет, все правильно. Раньше, при «совке», «злые коммуняки» оставили места под будущие дороги с учетом перспектив развития города. Глупые люди, ну что о них говорить! Ведь на этих местах можно построить жилье и продать втридорога! Ну, то есть, не в три, конечно. Кто мелочиться будет! Вот в десять – в самый раз!
Так что вместо новых дорог – точечная застройка. Вместо площадей у вокзалов, где можно было припарковаться провожающим-встречающим – торговые центры. (Вспомните площадь около Курского вокзала в Москве). Вот только что достроили «Скай форт» на Нагатинской. Честное слово, на него смотреть страшно! Дом величиной с Ростов Великий по количеству квартир. И никто не озаботился дополнительными коммуникациями. Коммуникации нельзя продать по 4 тыс.$ за квадратный метр, так что, к чему их строить?
Есть еще одно, что никак не получится сфотографировать. Новая яхта Абрамовича – самая большая в мире. Ее длина 162,5 м. Она на 50 см больше яхты эмира Дубая, а яхта султана Омана вообще всего 155 м. Кстати, в дополнение к яхте «Eclipse» - Абрамович имеет еще три другие, включая 116-метровую «Pelorus» и 87-метровую «Ecstasea». Прекрасный показатель, чего может достичь эффективный собственник!
А, может быть, достижением нашего времени является БЕЗРАБОТИЦА? Кризис, рабочие места сокращаются, граждане остаются без работы. Кстати, пособие по безработице выплачивается не более 24 месяцев подряд из 36 календарных месяцев. Причем, первоначально пособие устанавливается на 12 месяцев. И максимальный размер пособия по безработице 4900 рублей. Есть еще и минимальная граница пособия. 850 рублей в месяц.
Есть еще достижение. Деградация науки. Вот мнение доктора биологических наук Юрия Антоненко:

– Каково, на ваш взгляд, современное состояние российской науки?
– В целом, на мой взгляд, идет медленный, но активный процесс ее деградации. Если раньше по каждой существенной теме имелись несколько работающих лабораторий, то сейчас многие темы в России уже не представлены сколь-нибудь дееспособными лабораториями. Это связано как с падением престижа науки, так и с отсутствием внятной политики по ее поддержанию и возрождению.
Что во многом объясняется отсутствием объективного критерия успешности научной деятельности.
Если на Западе активно используются такие оценки, как цитируемость публикаций, то у нас считается, что этот критерий совершенно не соответствует реальной картине. Что, может быть, частично и верно, но другие критерии, как мне кажется, у нас вообще перестали отражать что-либо объективное. Деградация науки уже достигла такой стадии, что ее уже не остановить даже большими денежными вливаниями.
Для возрождения науки нам уже не избежать повторения пути Бразилии или Китая, где наряду с большим финансированием государство уделяет большое внимание текущим «околонаучным» проблемам.
А у нас недавно ввели новый порядок закупки реактивов и других необходимых компонентов работы, разобраться в котором работающему ученому практически нереально. То есть даже те крохи финансирования, которые таки попадают в их руки, ученые уже не могут рационально использовать. Как при этом можно ждать улучшения ситуации?

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/science/2011/08/23_a_3742153....
Такое же мнение высказывал один из руководителей программы Буран, бывший министр общего машиностроения Олег Бакланов в интервью по радио. При этом вспоминал о передовых разработках советских ученых, работающих в космических программах. Аналогов ряду этих разработок нет и по сей день. Вот только последние 20 лет они никому не нужны, ими никто не занимаются.
Могу привести следующий пример.
Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием отечественного бортового компьютера и надёжного отечественного бортового программного обеспечения, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении. Данный факт: полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» имеет принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера, а не управляться оператором с земли. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в отечественной и зарубежной ракетно-космической технике.
Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось(!). Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии.
После катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 году в России высказывались мнения о необходимости возрождения программы «Буран».
До 2006 года велась разработка нового проекта многоразового космического корабля МАКС, космического аппарата «Клипер». Более приоритетной задачей на 2009 год считается создание частично-многоразового корабля с более универсальным назначением, в частности способного осуществить лунную миссию. От данных систем отказались в пользу ППТС с частично-многоразовым КК ПТКНП («Русь»).
Интервью с О.Баклановым можно посмотреть по этой ссылке: http://www.polit.ru/news/2010/11/20/baklanov_radio/
Зато развиваются проект Сколково. Мне не совсем понятно. Есть академ-городки во многих крупных городах России. Почему бы не выделить финансирование им на оборудование, материалы, зарплаты, наконец? Зачем строить заново? В СССР строился ускоритель элементарных частиц в Серпухове. Он никому не нужен, его забросили. И вложили деньги в адронный коллайдер. Тоже самое, только не у нас (напоминаю, мы начинали его строить еще при советах), а на передовом западе (который слизал идею у СССР). Впрочем, кто у кого слизал – неважно. У нас был тоталитарный ускоритель, у них – демократический коллайдер.
Причем, науку не разрушали. Ее просто перестали финансировать и она остановилась. Если Алиса в рассказе Булычева в индивидуальном времени не останавливалась, может быть поэтому, ей и удалось быстро наверстать упущенное, то здесь произошла реальная ОСТАНОВКА. На 20 лет. Говорят, если специалист не работал один год – он дисквалифицируется, ему нужно дополнительное обучение, чтобы вернуться к своей специальности. Что же можно сказать об остановке на 20 лет? Старые специалисты потихоньку вымирают, новые – да какой же дурак пойдет в науку на минимальный заработок? Разве что непрактичный дурак, или реальный дурак. Умный пойдет в коммерцию или уедет за бугор. Говорят, там платят.
Впрочем, вывоз мозгов за рубежи скоро прекратится. Еще десяток лет – и реформа образования сделает свое дело. Так, может быть, попытаться сфотографировать новый алгоритм обучения? Я разговаривала с преподавателями. (Речь шла о медицине). Они в ужасе. Говорят, что сейчас обучают так, что к молодым медикам лучше не попадать. Но ведь еще десяток-другой лет, и старых не останется. Останутся «потомственные целители», «госпожи Любы» и попы в церкви с молитвами во здравие и за упокой. А подобным «ученым» сколько денег не давай, ничего нового они не изобретут. Впрочем, судя по мнению доктора биологических наук Юрия Антоненко уже сейчас деньги отдачу не приносят. Эффективный менеджер способен продать таблицу Менделеева. Открыть ее он не сможет. Эффективный менеджер Маркони запатентовал радио, изобретенное Герцем и Поповым. А все почему – Герц, Попов, Менделеев – они не эффективные менеджеры, они ботаники и лохи. А Маркони – это голова!
Примеры можно приводить и дальше, но зачем?
В 2006 году, я была в Китае. 2006 год – это за два года до начала их Олимпиады. Была в нескольких городах – Пекин, Сиань, Сучжоу, Ханьчжоу, Лоян, Шанхай. В Сиане у нас был очень интересный экскурсовод с русским псевдонимом Гоша (в Китае принято иметь не только имя, но и псевдоним, отражающий профессиональную или творческую деятельность). Гоша рассказал, что в 1992 году был в Одессе. Ему там ужасно понравилось. Красивый город, хорошо одетые, нарядные люди, обилие машин. «Мы такого никогда не достигнем», - сказал он сам себе. Потом он был в России в 2005 году и понял, что достигли они большего. Много большего.
Да, в Китае, есть что сфотографировать – но не регресс, а прогресс. Реальный прогресс, большой прогресс.
Я упомянула 6 городов, чтобы показать, что то, что я видела, не вывеска для туристов. Суперсовременные, огромные, ухоженные города. Обилие машин. Улыбающиеся лица вокруг. И слова экскурсовода, на этот раз из Шанхая, по имени Соня: «Это мы сделали за последние 15 лет»!
«В России есть такая поговорка, - говорила Соня, - у, Шанхай! Так вы говорите про лачуги и разруху. Посмотрите на сегодняшний Шанхай! Это мы сделали за последние 15 лет».
Честно говоря, мне захотелось заплакать. Нет, не от зависти за прекрасный город, а от обиды за то, ЧТО У НАС БЫЛО СДЕЛАНО за эти же 15 лет.
Впрочем, ответом на мои чувства служат слова той же Сони: «Вы же знаете, социализм – хорошо, капитализм – плохо»!
Да, мы это знаем. Может быть, я уже уподобляюсь Катону старшему с его навязчивой идеей: «Карфаген должен быть разрушен», но все-таки скажу еще раз. Перед нашей страной, да и перед всем миром стоит выбор – СОЦИАЛИЗМ ИЛИ СМЕРТЬ. Все знают, СОЦИАЛИЗМ – ХОРОШО, КАПИТАЛИЗМ – ПЛОХО. Так давайте же делать хорошо!