виртуальный клуб Суть времени

"Вести с полей" от 7 сентября 2011г.

Тов. Горюнова Елена Владимировна в теме "Информационные атаки националистов в прессе Бурятии" предлагает нам ознакомиться с ее ответом на статью "Нет имперским амбициям по увековечиванию памяти жестоких злодеев!" (автор Бакалин Васильев).
В начале автор поста приводит саму статью Б. Васильева: "В газете «Новая Бурятия» (01.08.2011 г.) была опубликована статья С. Басаева «Мемориал со сложной судьбой». В этой публикации под видом общественности Русский культурный центр, Русская община и казаки вновь выступают со своей имперской амбицией по возвращению колониального прошлого в виде установления памятника казакам-землепроходцам как основателям Удинского острога.
Во-первых, исходя из исторических и архивных документов, русские казаки не могут называться землепроходцами и первопроходцами, потому что устье Уды до появления пришлых русских казаков на бурятскую землю было оживленным, обжитым местом бурят-монголами. И доказательством этому являются архивные документы и исследования ученых-историков. Вот что констатирует начальник отдела Национального архива Бурятии Л. Шопхоева в газетах «Бурятия» (10.06.2006 г.) и «Угайм Зам» (№24, 2006 г.) в публикации «История Верхнеудинска»: «Устье Уды и оба берега Селенги представляли собой довольно оживленное место, где на левом берегу Уды находилась «Камень-скала» и на ее вершине – «Обоо», святилище кубдутского рода хори-бурят." <...>
То же самое подтверждает и кандидат технических наук В. Цыбикдоржиев в газете «Угайм Зам» (№24, 2006 г.): «На правом берегу Уды находился родовой священный обоон – место преклонения бурят худайского рода хори-бурят. Когда русские казаки построили зимовье и огородились частоколом, кочевники-буряты пытались совершить молебен у обоона, а те, приняв это как нападение, отстреливались и брали их в аманаты (заложники)».
Буряты худайского рода, поняв бесполезность мирного решения, перенесли обоо на Дээдэонгостой (Верхнюю Березовку). <...> И было бы вполне справедливо перенести обоо как реликт на его историческое место – устье Уды. И здесь мы видим, что два обоо в устье Уды стояли еще задолго до появления русских казаков на правом и левом берегах реки. Еще одним из неоспоримых доказательств является то, что устье Уды было самым заселенным местом бурят-монголами до прихода русских казаков. Это отмечал появившийся на берегах Уды и Селенги в 1647 году, то есть за 19 лет до появления названия «Удинск»(1666 г.), казачий пятидесятник К. Москвитин в своих «расспросных речах»<...>
Действительно, остроги возникали на обжитых бурят-монгольских землях, а не на свободных землях, как это представлялось любителями-краеведами. Об этом свидетельствуют и иркутские ученые в исследованиях по истории колонизации бурятских земель в книге «История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»: «Изыскивая наиболее удобные в практическом отношении места для строительства укреплений, отряды служилых людей останавливали свой выбор на участках расселения и проживания местных народов». <...>
Теперь мы знаем из архивных документов, что все остроги возникали на бурятской земле в обжитых улусах аборигенов. Например, Иркутск возник на месте улуса аборигена Яндаша. «Яндашский острог – так вначале назывался Иркутский острог, – указывает ученый М.Н. Мильхеев в книге «Топонимика Бурятии», – а затем Яндашский острог был переименован в Иркутский острог по названию реки Иркут». <...>
В газете «Правда Бурятии» (02.03.1991 г.) в очерке «Биография нашей столицы» говорится о том, что: «Улан-Удэ в переводе с монгольского – «середина», «полдень» или «ворота». Мы переводим «Красная Уда» (по названию реки), а не «красные ворота». <...> И, естественно, напрашивается вопрос: так откуда же пошел наш дорогой Улан-Удэ? Как видим, он пошел с обжитой местности называемой монголо-бурятами «Удын Адаг» (Устье Уды), а скорее всего, с гуннского городища «Хунхото», которому за 2300 лет. К тому же здесь находилось кочевье улус бурят-монгольского князя Турухай Табууна, известной исторической личности. Но у нас летопись города любителями-краеведами ведется со времени завоеваниями и колонизации бурятского народа царизмом. "<...>
Это и констатирует журналист С. Басаев: «До прихода сюда русских история коренных народов Сибири просто замалчивалась, а история русских сибирских городов была отдана на откуп непрофессионалов – «краеведов». <...> Также любители-краеведы не объясняют: зачем русские казаки пришли на бурятские земли и для чего казаки строили остроги.
По исследованиям русских ученых А.П. Окладникова в книге «История западных бурят-монголов», Ф.А. Кудрявцева «История бурят-монгольского народа», М. Помуса «Бурят-Монгольская АССР» и др., остроги ставились, в том числе и Удинский, как военно-опорные пункты для завоевания и колонизации бурят-монгольского народа. Такие казачьи атаманы, как Похабов, Бекетов, Васильев и Ловцов чинили страшные зверства, чудовищные погромы, издевательства над коренным народом. Бурят-монголы неоднократно поднимали бунты и восстания против алчных, жестоких и коварных колонизаторов <...>
И доказательством этому служит книга русского ученого Ф.А. Кудрявцева «История бурят-монгольского народа»: «Царские подданные – селенгинские и верхнеудинские служивые люди – своими грабежами и жестокостями вынудили часть улусных людей бежать с родных мест». Таким образом, пришлое население своими агрессивными действиями изгоняло коренной бурятский народ с их родной земли, в данном случае с устья Уды. И здесь приведу слова, произнесенные киноактером Н. Джигурдой, исполнителем главной роли в кинофильме «Ермак». В телеинтервью он поведал, как, готовясь к съемкам, ему пришлось изучать исторические документы, связанные с присоединением Сибири к России. Прочитанное ошеломило его и побудило произнести с экрана слова покаяния: он просил прощения у сибирских народов за те бедствия, которые перенесли в период колонизации.
Думается, и тем людям из пришлого населения, в частности, казакам, Русскому культурному центру, Русской общине, у которых явно проглядываются имперские амбиции по возвращению колониального прошлого (как памятник казакам), не мешало бы покаяться (как Н. Джигурда) и попросить прощения у бурятского народа за причиненные ему злодеяния царизмом в лице казачьих атаманов-злодеев во время завоевания и колонизации бурятской земли.
Как известно, американцы покаялись перед индейцами, а премьер-министр Австралии – перед своими аборигенами за жестокие злодеяния во время завоевания и колонизации коренных народов. Надо сказать, теперь мы знаем, что до появления пришлых русских казаков, в устье Уды находились два священных обоо, которые как реликт нужно вернуть на историческое место в устье Уды.
<...>
К тому же, как известно из историко-архивных документов, казачьи атаманы отличались страшной жестокостью и зверствами по отношению к коренному бурятскому народу. И мы, все люди доброй воли, должны решительно сказать: «Нет имперским амбициям по увековечиванию памяти жестоких злодеев!» К тому же установление памятника жестоким злодеям – казачьим атаманам – создаст межнациональную рознь в такой толерантной республике, как Бурятия."

СТРАСТИ ВОКРУГ БУДУЩЕГО ПАМЯТНИКА.
Ответ на статью Ю.Васильева «Нет имперским амбициям по увековечиванию памяти жестоких злодеев!»

Будет нечестно утверждать, что статья «Нет имперским амбициям по увековечиванию памяти жестоких злодеев!» - всего лишь выражение личной позиции автора. Будем честны: Бакалин Васильев выразил точку зрения части бурятской интеллигенции и властной элиты – не очень большой части, но очень активной и влиятельной. В период подготовки празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав России, в разных изданиях глухими или явными намеками обозначалась эта позиция. Рассуждениями о возможно более выгодном присоединении бурят к манчжурам, сетованиями на недополучения привилегий от «белого царя», страшилками о репрессиях против всего бурятского народа и т.п.
<...> Характерно, что озвучил позицию националистических кругов представитель творческой интеллигенции. <...> Именно творческая интеллигенция, выращенная в советских вузах по национальной квоте, стала рупором самого пещерного национализма и даже фашизма. Прямые призывы к физическому уничтожению и изгнанию русских зазвучали на окраинах советской империи с 1989 года: из уст поэта-переводчика Звиада Гамсахурдия и скульптора Тенгиза Китовани в Грузии, поэтессы Гулрухсор Сафиевой в Таджикистане, поэта Григория Виеру и композитора Евгения Доги в Молдавии. <...>
Забавно, что перестроечные активисты-националисты, после того, как запахло жареным, быстро покинули свои пенаты, причем, большинство осело в России. <...>
Но перейдет к нашему автору и его статье. Кто же инициатор столь яростных и уничижительных междометий в адрес русских первопроходцев? Бакалин Васильев – не просто ветеран труда. Он – бывший артист театра оперы и балета, исполнитель многих известных балетных партий. Учился в Ленинградском хореографическом училище у лучших педагогов, звезд русского балета. Поступал в училище мальчик Бакалин не на общих основаниях, а был направлен в составе группы способных бурятских детей вне конкурса. На советскую пору пришелся взлет творческой карьеры Васильева и получение всяческих премий и регалий.
Теперь о статье. Первый упрек, брошенный потомкам первопроходцев – «имперскость». Это слово употреблено автором множество раз, видимо, с целью устыдить наследников «расползшегося» на одну шестую части суши народа. Отвечу словами одного известного публициста: «расползтись» многим народам хочется, да не у всех получается. Историей своих империй гордятся англосаксы и китайцы. История Речи Посполитой до сих пор не дает покоя полякам. В память об имперском прошлом «людей длинной воли» стоит монумент Чингисхану в центре Улан-Батора.
Притязания русских остаться в истории основателями города Б.Васильев опровергает наличием в устье Уды – нет, не городища, и даже не юрточной стоянки, а – языческого святилища. Таким образом, признает, что место было обрядовое, нежилое. <...> При этом отмечу, что доказательная база у автора почти везде хромает. Газетные статьи или эссе без ссылки на архивные документы не могут являться неоспоримым свидетельством каких-либо событий и фактов.
Когда Васильев пишет о лихоимствах русских, он опять ссылается либо на статьи и высказывания наших современников, либо использует манипулятивные приемы, предваряя свои утверждения оборотами «все знают» и «как известно». <...>
При этом я не хочу сказать, что буряты не притеснялись «служилыми людьми». Но, согласитесь, есть огромная, даже гигантская разница между притеснениями, обложением несправедливыми налогами и - «зверством» и «страшной жестокостью». <...>
Более того, внимательно читая летописи, а не авторов перестроечных времен типа Тиваненко, мы видим, что основным фоном совместного жития русских и бурят были не утеснения, а гармоничный симбиоз.
Русское государство проявляло подлинную заботу о своих инородческих окраинах. Об этом свидетельствует знаменитый Указ Петра Первого, который закрепил за "ясашными брацкими людьми" право на владение своей землей на территориями вплоть до границ Монголии. Указом было строго запрещены насильственные действия со стороны русских служилых людей, воевод, их приближенных. Царские контролеры, прибывшие из Москвы, наказали многих представителей царской администрации за противоправные действия в отношении бурят.
Из Летописи хори-бурят, составленной Т. Тобоевым в середине XIX в. мы узнаем о помощи, которую получали бурятские роды от «имперской» власти в конце 18-го - начале 19-го века: «Во время великих страданий в 1792 году ее величество государыня императрица Екатерина Вторая удостоила их милости и отпустила бесплатно из казны семена, сохи и серпы и, выделив способных людей, заставила их сеять хлеб. <...> Около 1808 года его величество государь император Александр первый всемилостивейше распорядился ввести обучение оспопрививанию. Среди хоринских бурят было утверждено девятнадцать учеников оспопрививания, а впоследствии тем ученикам было положено от народа жалованье, и они были освобождены от повинностей. С тех пор, как появился обычай оспопрививания, упомянутые выше поветрия оспы приостановились и прекратились…" <...>
Ну и опять всплыла гуннская тема. Идея «осчастливить» Улан-Удэ званием самого древнего города России постепенно внедряется в сознание жителей Бурятии с подачи нашей уважаемой мэрии. Мнения историков и краеведов, выражающих недоумение, мягко говоря, исторической и археологической неграмотностью инициаторов «гуннского происхождения» Улан-Удэ, игнорируются. <...>
Хочу отметить один важный нюанс. Утверждение гуннов, как родоначальников города автоматически сводит на нет претензии русских на статус первооснователей Улан-Удэ. Более того, русские в таком контексте сразу же превращаются либо в оккупантов, либо в приживал. Первых можно выгнать, вторым – милостиво разрешить пребывание на территории на своих условиях. Если мэрия это не понимает, то это беда, а вот если понимает и все равно толкает идею в массы – то это уже попахивает провокацией.
Автор же статьи отстаивает версию оккупации. <...>
И тут – оп-ля! - всплывает тема покаяния. Модная, надо сказать, тема. Кто только сейчас не требует от России покаяния! Так что тут Бакалин Васильев не оригинален. Вот только зря приводит в качестве примеров извинения американцев перед индейцами и белых австралийцев перед аборигенами. Ведь это пример народов, уничтожавших коренное население континентами, а приносящее извинения жалкой группке потомков, запертой в резервациях, где им позволяют «сохранять традиционный образ жизни», главным образом, для развлечения туристов.
От описаний чудовищности царской России Васильев переходит к упрекам советскому государству. Мол, замалчивалась истинная история. В качестве источника сего знания опять отсылает нас к журналисту, в этот раз – Сергею Басаеву. Все мы знаем горячий темперамент этого автора. И в этот раз он рубанул от души: «история русских сибирских городов была отдана на откуп непрофессионалов – «краеведов». Вот так, одной фразой, всех советских ученых ткнул в навозную кучу. Оставим это на его совести.
<...>Главная задача господина Васильева – не только привить комплекс вины живущим в Бурятии русским. Ему хочется, чтобы буряты признали за собой право требовать преференций в силу своей ущербности. <...> Васильев считает себя представителем слабого, гонимого, несправедливо угнетаемого народа. Этот народ не имеет никакого отношения к истории великой империи, он не покорял природу, не творил, он выживал во вражеском окружении.
Это парадокс многих ярых националистов (в том числе и русских) – абсолютное неверие в созидающую силу и таланты своего народа!
Такая позиция заводит националистов в историческую ловушку. Если вы признаете российскую империю, как враждебную, как будете оценивать вклад своих соплеменников, верой и правдой служивших этой империи? <...>
А что же мы праздновали в июле 2011 года? По теории господина Васильева и его сторонников, нам не праздновать надо, а предаваться скорби, а русским еще и покаянию.
Не «установление памятника … создаст межнациональную рознь в такой толерантной республике, как Бурятия», господин Васильев. А ваши статейки и выступления могут привести нас в пропасть межнационального противостояния. Если сильно постараться, то и у нас можно пустить кровь, после которой уже будет не отмыться никому.
<...> Завершая статью, мне хочется обратиться к читателям. Не верьте, что наши прадеды были бессловесное (или злобное) быдло. Мы - все, кто живет в Бурятии, Сибири, России – наследники настоящих героев, которые бок о бок осваивали суровую прекрасную землю и успешно отстаивали ее от супостатов всех мастей. Другие здесь не выживали. Уникальная многонациональная Русская цивилизация строилась трудно, порой кровью и потом. Тем сильнее для нас всех должно быть желание сохранить ее, не дать развалить под влиянием юродивых и провокаторов.

Тов. Breads открыл тему Авторское право: какие материалы можно использовать.

"Я разобрал 7 раздел гражданского кодекса "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" и хотелось бы высказать основные его идеи; считаю это полезным, так как в рамках клуба приходиться опираться на материалы, созданные не нами. Речь будет идти больше о текстовой, аудио- и видео- информации.

1. Право называться автором произведения действует бессрочно. Т.е. нельзя взять чужое произведение или его часть и поставить под ним свою фамилию, называя его своим, независимо от того, когда оно было создано.

2. Исключительное право на произведение действует в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января следующего года. В случае коллектива авторов - через 70 лет после смерти последнего умершего. Т.е. необходимо согласовывать опубликование и распространение материалов пока действует это исключительное право с одним из авторов, наследников или компанией, которая заключила с автором лицензионный договор. После того, как данный срок проходит уже никто не имеет права ограничивать распространение, потому что произведения переходят в общественное достояние.

3. В случае, если исключительное право ещё действует, для распространения нужно заключить лицензионный договор, в котором будет прописано, что данный человек имеет право делать с этими материалами и какое время. Причём можно заключить договор с тем, кто уже заключил договор, в этом случае в правах действует правило подмножеств. Т.е. если мне дали определённые ограниченные права на распространение, то другому я могу передать либо те же права. либо ещё более ограниченные.

4. Без согласия авторов, наследников и др. разрешается воспроизводить в изданиях, радио и телепередачах, учебных видеозаписях: цитаты из произведений с указанием автора и источника, а также иллюстраций в оправданном объёме. Воспроизведение в прессе, в эфире или по кабелю статей в газетах и журналах, если это не запрещено автором.

5. В случае, если произведение хранится в другом государстве, но информацию о нём мы получаем в России, авторское право действует по законам того государства, где оно находится. Т.е. если сервер с книгами, аудио или видеофайлами находится в какой-нибудь банановой республике, где авторское право не действует, то пользователи в России имеют полное право качать оттуда данные и пользоваться ими."

Наши товарищи из Свердловской области планируют провести Акцию, приуроченную к годовщине подписания соглашения "Мюнхенский сговор". В посте тов. amigoKa товарищи обсуждают различные вопросы, касающиеся проведения этой акции.