15-го сентября новостные ленты всех российских новостных агентств (например — Лента или Top News 24) запестрели сообщениями, что Майкл Макфол представлен президентом Обамой Сенату как кандидат на пост посла США в России. Давайте же посмотрим, что за человек займёт в ближайшее время столь ответственную должность. Так же рекомендуем статью по теме из «Вашингтон Пост», переведённую активистами Информационного противодействия: Обама предложил назначить МакФола послом в России.
В мае этого года российские новостные агентства России опубликовали сообщения о возможной смене посла США в России - Джона Байерли сменит Майкл Макфол. В настоящее время его кандидатура подана на утверждение в Сенат США.
Итак, кто же он, новый посол США, которого называют "главным специалистом по России" и "автором политики "перезагрузки"? " Whoareyou, Mr. McFaul?
В данной заметке приведены данные только открытых источников, без попытки обобщить или проанализировать их. Пусть читатель делает выводы сам.
Краткая биографическая справка[1]:
Майкл Энтони Макфол (MichaelAnthonyMcFaul) родился 1963г., Глазго, штат Монтана, США.
Образование:
В 1986 году окончил Стэндфордский Университет, "Международные отношения и славянские языки".
В 1983-1991 годах проходил ряд стажировок за пределами США, в том числе в Ленинградском и Московском Государственных Университетах.
Свободно владеет русским языком.
Карьера:
В настоящее время является членом Совета по Безопасности США (специальный помощник Президента США по вопросам России и Евразии), так же занимает должность профессора кафедры политики Стэндфордского Университета, Со-директора Иранского Демократического
Проекта (Институт Гувера, Стэндфордский Университет, http://www.hoover.org/fellows/9889), старшего научного сотрудника Института международных Исследований Фримена и Спогли Стэндфордского Университета (http://fsi.stanford.edu/mediaguide/michaelamcfaul/ ) и эксперта Московской Школы Политических Исследований (http://msps.su/user/4200/).
В прошлом работал в следующих организациях (в хронологическом порядке):
-
Центр по международной безопасности и контролю над вооружениями при Стэндфордском Университете (научный сотрудник, 1988-1990),
-
Московский Государственный Университет (вольный слушатель, 1990-1991),
-
Институт Гувера при Стэндфордском Университете (научный сотрудник, 1991 - 1992),
-
Национальный Институт Демократии (1992, Москва; 1990-1996 - консультант при Институте),
-
Центр по международной безопасности и контролю над вооружениями при Стэндфордском Университете (1992-1994),
-
Фонд Карнеги за международный Мир (1994-1995 - Московский Центр Карнеги, 1998-2001 - штаб-квартира Центра Карнеги в Вашингтоне),
-
Центр Демократии, Развития и Права, Институт Международных Исследований Фримена и Спогли Стэндфордского Университета (заместитель директора, директор, 2005-2009).
Основные направления научной деятельности:
-
Российские политики
-
Международные отношения
-
Организации
-
Теория революций
-
Распространение демократии
-
Политэкономия посткоммунизма
Автор многочисленных научных работ и статей
[2], в основном посвящённым России, проблемам демократии, демократизации и гражданского общества), а тка же 11 книг (наиболее известная из них - "Российская неоконченная революция: политические изменения от Горбачёва до Путина", 2002).
С 90-х годов Майкл Макфол поддерживает контакты с российскими оппозиционерами и правозащитниками.
Каково его отношение к России? Что он привезёт с собой нового для продвижения дипломатии США?
Вот что говорит сам Макфол:
Из интервью "Голосу Америки", 04 февраля 2011, посвящённому президенту Рейгану:
Корреспондент: В основу внешнеполитической доктрины президента Рейгана был положен тезис о «мире благодаря силе». Какова внешнеполитическая доктрина президента Обамы?
М. Макфол: Эта доктрина сформулирована в стратегии национальной безопасности. У нее много различных компонентов. В ней четко проводится мысль о необходимости контактов – в противовес разъединению. Как я уже говорил, мы проводим политику двойной стратегии – не только по отношению к России, но и по отношению ко всему миру, ко всем правительствами, к гражданскому обществу всех стран. Эта политика предполагает и контакты с международными организациями, и использование их в качестве эффективных инструментов продвижения американских интересов.
http://www.voanews.com/russian/news/interviews/McFaul-Reagan-interview-2011-02-04-115304609.html?commentSubmitted=y&field=
Из речи М. Макфола на презентации в Центре Карнеги 7 декабря 2010:
«С самого начала мы отказались от идеи о том, что американо-российские отношения должны строиться на основе игры с нулевым результатом и поставили перед собой цель достичь результатов, когда обе стороны остаются в выигрыше», – сказал Макфол. Также эти отношения не могли строиться только на основе совместного контроля над вооружениями и должны были включать в себя широкий спектр вопросов, добавил он.
Наконец, «перезагрузка» не может осуществляться за счет интересов других стран, с которыми у США тесные отношения, а США не будут жертвовать своими основными ценностями, сближаясь с Россией, отметил Макфол.
Сотрудничество в рамках «перезагрузки» состоит из двух уровней: между правительствами и гражданским обществом обеих стран. Макфол отметил, что среди экспертов часто звучит критика того, что США не достаточно уделяют внимания ситуации с правами человека в России и гражданскому обществу. Однако критика не соответствует реальной ситуации, отметил он: за последние два года США увеличили прямую поддержку гражданского общества.
Из интервью "Голосу Америки", 22 июня 2010:
Корреспондент:Как насчет комиссии Сурков-Макфол? Вы видите какие-то конкретные результаты ее работы?
М. Макфол: Во-первых, надо добавить, что у нас такая политика: мы будем загружать отношения между государствами, но также будем обеспечивать и развивать отношения между гражданскими обществами. Это новый подход Обамы. На английском языке мы это называем «dual track engagement» (возможно перевести, как «организация двустороннего движения» – примечание корреспондента) . И поэтому мы этим занимаемся.
В ходе презентации книги «Продвижение демократии за рубежом: что мы должны и что мы можем» (Advancing Democracy Abroad: What We Should and What We Can) в Институте Гувера 31 января 2010:
Майкл Макфол рассказал, что при написании книги он совмещал свои академические знания и опыт борца за демократию. «В течение последних двадцати лет я анализировал и практиковал продвижение демократии. Я выполнял сразу несколько ролей одновременно – как ученый, активист и с недавнего времени – как представитель власти», – рассказывает Майкл Макфол.
Майкл Макфол подчеркивает, что продвижение демократии по всему миру лежит, прежде всего, в интересах США. По его мнению, более демократичный мир способствует экономическому развитию и обеспечит международную безопасность. «Как мы уже убедились, в демократических странах не бывает геноцидов, беженцев и массовых голоданий. Поэтому, поддерживая демократические реформы, США будут проводить более справедливую внешнюю политику», – пишет автор.
Опираясь на результаты своих исследований, Майкл Макфол также сообщает, что в будущем поддержка демократических процессов может предотвратить дорогостоящие интервенции в горячие точки. Поэтому, как отмечает автор, продвижение демократии за пределами США несет экономическую выгоду для страны. «Голод, геноцид и распад государств часто ведут к большим финансовым расходам со стороны США и могут вовлечь страну в военные действия, как, например, в Сомали и Гаити в 1990-х годах», – считает автор книги.
Так же интересно узнать, как оценивают нового посла США различные эксперты и журналисты.
Дмитрий Тренин (директор Московского центра Карнеги) уверен, что приезд Майкла Макфола в РФ поможет Москве и Вашингтону наладить настоящее партнерство. "Майкл много работал в Москве, у него огромный круг собеседников, многие из которых являются влиятельными людьми и доверяют ему,— говорит он.— Кроме того, у него личный и доверительный контакт с президентом Обамой, так что он сможет реально влиять на принятие решений". У Майкла Макфола хорошие отношения с заместителем госсекретаря США Роуз Гетемюллер, возглавлявшей Московский центр Карнеги в 2006-2009 годах, а также с первым заместителем госсекретаря Уильямом Бернсом, который с 2005 по 2008 год работал послом в Москве. "Этот треугольник американских дипломатов на российском направлении дает шанс пойти дальше перезагрузки",— отмечает Дмитрий Тренин.
Макфол привнесет несколько захватывающих качеств данной позиции, включая глубокое и обширное знание России, близкие отношения с Бараком Обамой, опыт на высоких должностях в правительстве и национальной безопасности, а также приверженность идеалам демократии и продвижению прав человека.
Последнее свойство будет крайне важно в связи с ухудшающимся положением демократии в России, особенно в преддверии президентских выборов в 2012 году. Слово «переход» гораздо лучше подходит, чем «выборы», потому что будущий российский президент не будет избран гражданами России, а определен в ходе темной операции в Кремле между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным.
Как отметил Пол Боничелли, поведение и действия бывшего и, возможно, будущего президента Путина больше похожи на «неоцаризм», чем на демократическое правление, а его отношения с Медведевым все больше будут ухудшаться.
Назначая Макфола, президент Обама обошел традицию и не назначил послом одного из бывших сотрудников МИДа. За последние 30 лет все, кроме одного резидента Спасо-Хауса, были служащими дипломатического ведомства. Но исключение выделяется: президент Буш назначил престарелого государственного деятеля Боба Страусса (давшего имя Центру Страусса по международной безопасности и праву, в котором я имею честь работать), который смог достойно представлять США во время распада СССР и переходу страны к «России»…
…Задача американской политики в России состоит в том, чтобы не преувеличить, но и не преуменьшить российские возможности и желания. В качестве американского посла в Москве всемогущий Макфол будет обладать возможностью не только наблюдать за происходящими изменениями в России, но и влиять на них - не только в интересах США, но и в интересах настрадавшегося российского народа.
Почему Макфол в России – хороший выбор ("ForeignPolicy", США)
Нашу страну Макфол как славист и специалист по России, не мог обойти вниманием. В своей книге «Российская неоконченная революция: от Горбачева до Путина» он констатировал, что с приходом Владимира Путина к власти был окончательно прерван процесс демократизации России по западной модели. В работе «Один шаг вперед, два шага назад» от 2000 года, Макфол уже в самом начале эпохи Путина опасается, что «он может стать русским Милошевичем», тем самым выбирая врага, того, чью ликвидацию как политического субъекта он в дальнейшем будет считать одной из главных задач американской внешней политики в отношении России.
Интересны методы, предлагаемые Макфолом для работы с Россией. В своем докладе от 12 сентября 2008 года в Комитете по международным отношениям Конгресса «Российско-американские отношения после кризиса в Грузии» Майкл критикует как сторонников дружбы с Россией, так и сторонников ее полной изоляции и предлагает новую стратегию взаимодействия с нашей страной. Она заключается в проведении такого давления на Россию, которое исключает непосредственное применение силы и угроз применения силы, с одновременным использованием всех несиловых инструментов влияния.
30 мая 2011 года, Андрей Полунин. Обама ставит нового смотрящего за Россией
Соавторами книг и статей М. Макфола на русском языке были:
-
Николай Петров ( в настоящее время - член научного совета Московского Центра Карнеги возглавляет региональную программу Центра, занимающуюся сопряженным анализом динамики социально-экономического и политического развития регионов России; подробное резюме - http://carnegie.ru/experts/?fa=499)
-
Андрей Рябов (в настоящее время - член научного совета Московского Центра Карнеги, главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения», ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН; подробное резюме - http://carnegie.ru/experts/?fa=521)
-
Сергей Боголюбов (в настоящее время - действительный член Российской экологической Академии и общенациональной Академии знаний, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; биографическая справка - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/11726/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2)
-
Мария Липман (в настоящее время - главный редактор выпускаемого Московским Центром Карнеги журнала Pro et Contra и эксперт программы «Общество и региональная политика»; подробное резюме - http://carnegie.ru/experts/?fa=501)
-
Дмитрий Тренин (в настоящее время - директор Московского Центра Карнеги: подробное резюме - http://carnegie.ru/experts/?fa=489)
[2] Полный список статей доступен в резюме М. Макфола на англ., см. выше.