виртуальный клуб Суть времени

Бабло и добро

Аватар пользователя Сергей Васильевич

Ругаться матом в приличном обществе – неприлично. Вас просто не поймут, если вы в присутствии дам во время беседы используете слишком энергичные выражения. Это будет не только не в стилистике общества, это может быть понято, как попытка внести грязь в чистое, как опоганить высокое. Таковы нормы. В принципе, они везде есть. К примеру, в криминальном жаргоне есть такие слова, за которые можно поплатиться и жизнью. Да и высшее общество не далеко ушло, все мы знаем, что и среди дворянства были нормы, из-за которых вызывали на дуэли. Говоря проще – убивали или калечили.

Таким образом, любое общество создаёт внутри себя некие нравственные и этические рамки, перейти через которые – непозволительно. То есть, опять-таки, существуют нормы, которые регламентируют: до сих нежелательно, но ещё можно, а вот от сих – уже никак! В какой-то мере – это и есть культура. И это многоплановое определение: криминальная культура, культура ацтеков, культура самураев… Понятно, что культура определяет некие критерии, по которым то или иное общество формирует себя. И тогда есть что-то такое, что является ценным и важным, к которому стремятся люди этого сообщества, но наряду с ценностями есть непременно и то, что порицаемо, потому что оно может развалить общность, разрушить устои того или иного общества. И тогда плохое для этого сообщества, вредное для него, выводится за грань и на это плохое накладывается либо клеймо, либо запрет, либо табу, либо оно ограничивается законом. Оно, деструктивное, выводится за скобки и становится неприемлемым для членов сообщества. И если в одном обществе материться – означает осквернять высоконравственные основы, то другая часть, к примеру, криминальное сообщество – наоборот, даже стремится к жаргону, создавая свой язык.

К чему это я столь подробно говорю? Да всё также пытаюсь объяснить важность для всех нас той самой метафизики, о которой так много говорит нам Сергей Ервандович. А метафизика, упрощённо говоря – это и есть некие наши ценности, или, как говорит СЕК, – некие культы, такие как совесть, честь, любовь, уважение, благородство. Общество находит и утверждает для себя то, что для него будет общим благом, что должно стать приобретением неэкономического характера.

Думаю, что появление в обществе неких новых идеалов вызваны в основном одной причиной – выполнить задачу самосохранения. Культура, как часть метафизического поля, способствует развитию в человеке общих представлений о мире. Ценности – это наши, образно говоря, боги, которым мы молимся. Порой, естественно, это даже никакие не боги, а банальные идолы, элементарные некие фетиши… Но тут важно понять принцип, по которому любая культура создаёт полюса, и тогда на одном будет некая общая ценность, на другом – запрет, ограничение, табу. И в этом смысле – мы все в какой-то мере верующие, потому что все мы молимся своим богам, только у всех по-разному они называются. Для одного – это Христос, а для другого – золотой телец, или он фанат Рамштайна, и тогда музыка для него – это всё. Для одного важно сохранить совесть и умереть, не совершая грехов, а для других важнее свобода, и они могут положить на её алтарь свою жизнь… Другими словами, хоть мы и ухмыляемся, вспоминая предков, которые молились разным духам, но сами-то не далеко ушли, пребывая в своём атеизме. Просто наши боги не так мистичны.

То есть вывод напрашивается простой: этика в нашем мире – понятие основополагающее. Это только на первый взгляд кажется, что нет никакой разницы – любишь ты деньги или считаешь честь и совесть своими главными устоями. С этого-то всё как раз и начинается. Наша внутренняя этика и становится мотивом для всех наших дел. Мы и есть то, что изначально заложено в нас, мы и становимся похожими на тех богов, которым мы молимся.
Казалось бы, к чему все эти разговоры и все эти наши поиски ответов на столь сложные вопросы? Но вот жили мы совсем недавно в условиях, когда запрещены были разврат и ночные притоны, нажива и грабёж, эксплуатация человека человеком, когда порицалось лицемерие и жестокость, а главным достижением стало признание принципов общего блага, а теперь живём в других условиях, когда сказано, что обществу не нужно никакое единство, более того – оно во вред! И теперь все вправе быть людьми, устремлёнными к наживе и стяжательству. В стране объявлено, что государство будет защищать частную собственность, частную инициативу, индивидуальную корысть и тех, кто в этом деле наиболее преуспеет.

А теперь предположим, что это с вашей семьёй так и поступили: взяли и отменили внутреннее единство, отказались от общих устоев: жену направили в притон, мужа продавать этот бизнес… Да что там «предположим», так оно и произошло, так оно и стало! Проституция, наркомания, пьянство и криминал прочно входят в наш быт… «Но это же не капитализм, - скажет экономист-либерал, - это совсем другая сфера нашей жизни, это нравы, а они никакого отношения не имеет к рыночной модели экономики. Мы как бы оперируем принципиально иными критериями, которые выражаются границами финансов и их обращением. Какие, дескать, могут быть претензии к нам?» Не знаю, может быть, кто-то и поверит им, но мы же на своей шкуре испытали всё это, а если ещё не прошли весь краткий курс капитализма, то только потому, что в семье господствует иная, более высокая философия, существует иная культура. Но вопрос прочности этих взглядов испытывается, полагаю, постоянно. Потому что нужны деньги на обучение детей, на квартиру, на питание, на отдых… О-о-о, запросы имеют свойство нарастать. А зарабатывать их, находясь в рамках иной, то есть прежней советской культуры, да с опорой на нравственные ценности – дело безнадёжное.Как можно опираться на принципы общего блага и оставаться хозяином фирмы, эксплуатировать наёмный труд? Ну, можно, конечно же, исхитриться и сделать коллектив близким для себя, заботясь о всех и каждом… Но тут либо конкуренты принудят к жёстким мерам, либо рентабельность наступит на горло. И так во многом другом.

Вы скажете, что уж тут говорить, если прежде уже сказано одной фразой: «Бабло победило добро!» Что добавлять-то? И действительно. Но «бабло» - это экономика, а «добро»? Добро – это же: честь, совесть, этика… Да, но «добро» - это и экономика тоже, если говорить о нём с точки зрения экономических благ. Выходит, что до капитализма, в период социализма, бабло было баблом – презренным металлом, а добро жило отдельно от материального, оно являлось предметом высоким и не опускалось до меркантильности. И оно относилось к высшим, нематериальным ценностям… То есть было метафизическим. И нам, как тут порой призывают мои оппоненты, говоря о Красном проекте; нам, приступившим к цивилизационному проекту Сверхмодерна, не говорить о метафизике, этике, совести?

С другой стороны, я понимаю светского человека, который смотрит на религию как на институт, который покрыт догматами тысячелетий, одет в рясы и напевает псалмы… Но есть и современные веяния, есть и более новое слово, есть глубочайшие исследования теософов. А Восток, неожиданно открывшийся нам в своей всеобъемлющей философии? Стоит ли говорить о том, что есть и светские научные походы в этот необычайно высокий и гармоничный мир?

Словом, как мне кажется, тут есть о чём подумать, есть что поискать и есть что развивать. Но можно назвать духовные направления скверной и жить в том мире, который не признаёт выход за материальный мир. Но тогда – панель и притон, бабло и стяжательство.