Много спорят о марксизме, как к нему относиться, - понимая под ним политэкономию и теорию коммунизма. Много спорят о наследии Ленина... Но хоть бы кто-нибудь вспомнил о диамате!
Коммунизм стоит на плечах диамата. Хотите познакомиться с коммунизмом - подайте руку диамату. - Это первая из причин, по которой я настаиваю на первоочередности задачи - изучения диалектического материализма. Перечислю другие.
"Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" - эту фразу из выступления Ленина на 3-ем съезде РКСМ, я помню из школы. Помню потому, что учителя заставили нас в свое время над этой фразой хорошенько подумать (нет, в 1920-ом на съезде мне присутствовать не довелось) - и правильно сделали!
Вспоминаю, о чем я тогда думал. Что Ленин подразумевал? - что надо заталкивать в голову всё, что попадется? Нет! Надо выстраивать получаемые тобой новые знания вокруг мировоззренческого ядра - оно должно быть. - Ядром таким должен быть не коммунизм (как можно было бы ожидать), просто не может быть коммунизм, - но базовая философия - диамат.
Кургинян тоже говорит об ядре - о построении империи вокруг общего мировоззренческого, культурного ядра. Так вот, таким же точно связующим ядром внутри сознания всякого из нас является картина мира. - К сожалению у нас, ныне живущих, такой - целостной - картины нет. Это проблема. Чтобы восстановить империю - прежде надо восстановить связность собственного своего сознания - утвердить свою собственную империю, - внутри самого себя!
Я отнюдь не считаю диамат верхом совершенства, в нем есть свои проблемы - и именно в силу этих проблем мы теперь имеем то, что имеем... Но ведь эти проблемы надо понять - значит надо повернуться к диамату, пристально в него вглядеться.
Следующая причина - чтобы отталкиваться от диамата - это то, что каждый из нас стихийный материалист - "в душе" :) Это нас объединяет. Идеалистические теории (я имею в виду целостные, продуманные теории) имеют хождение среди относительно немногих людей с сильным воображением. Даже самый прожженый идеалист-теоретик, в практической жизни обращается с вещами как с чем-то реально существующим, - а техника, которой мы каждодневно пользуемся, терпеливо, досконально доказывает нам существование законов природы - с учетом которых она построена...
Но в нашем материализме есть две большие проблемы. Первая - это человек, вторая - это общество. Ни того, ни другого - согласно естественнонаучным представлениям - не существует: всё, что ни есть, математически сводимо к уравнениям движения полей, математически делимо. Тебя нет! И значит что? - что твои поиски смысла жизни - это фикция, представление, - лишь "психология", депрессии, не более того. Царствует тандем "причинность + случайность", - места для человеческой свободы нет! Да и народа, к которому ты как-будто принадлежишь, как такового нет - сражаться, умирать не за кого, глупо... Да и любить некого - глупо, - что вокруг? Одни только физические поля, молекулы, атомы, элементарные частицы...
Диамат предложил свое решение этой проблемы, ну так давайте его обсудим - насколько оно годится!
Кургинян говорил как-то о "марксистских кружках" - трактуя их расширительно, - изучать надо, разумеется, не одного Маркса... Я нисколько не против этого, но предлагаю - для начала, - напротив, сузить задачу: говорить не о марксизме вообще, а конкретно о диамате, - спустившись на нижний, базовый уровень картины мира, - нашего понимания природы, человека, общества...
Диамат - это не вершина, но чтобы до вершины добраться, надо сделать какие-то первые шаги на этом пути. Чтобы представлять себе в чем ограниченность диамата, прежде надо его знать. На самом деле "знать" - и есть ни что иное, как знать границы (= знать иное, "ещё что-то"). Советское образование, при всех его достоинствах, лишало нас этой возможности. Мы варились внутри диамата - и не имели возможности взглянуть на него критически, со стороны.
Вот сейчас ребята в клубе eot.su кинулись изучать философию по списку литературы. Ну что ж, дело доброе... Тут над одной строчкой годами думаешь, ходишь вокруг нее, держа постоянно в голове, крутишь так и этак, ищешь подсказок в своем опыте, в других книгах. А у вас на книгу отводится неделя, на Гегеля - месяц, на Маркса - два :) Всё "по плану". Эх, удаль молодецкая! И что же после этого будет у вас в голове? Да винегрет! Просто прежняя раздробленность картины мира будет воспроизведена на следующем (образовательном) уровне.
Наступать не широким, а узким фронтом - сосредоточив силы в месте прорыва, - читать внимательно, думая.
Иначе вся ваша бурная умственная деятельность и "теоретические" споры - будут иметь результатом всего-лишь необратимый перевод работы в теплоту, в энтропию, в броуновские дергания частиц. Строить мировоззрение надо отталкиваясь от чего-то, плясать - от печки, рычаг (чтобы повернуть мир) - надо обо что-то опереть.
Начните с главного. Ответьте на простые вопросы: что такое мир? что такое человек? что есть я? И уже вслед за этим - что я должен делать. Сила христианства в том, что оно исходит из этих основных вопросов (ответы, даваемые христианством, это дело другое - здесь их не обсуждаем). Не всякая философия до этого дотянется. Физика - уже второй эшелон... Пока нет подступа к основным вопросам - всё прочее это разговоры без основания, ни о чем.
Ведь как ставится задача (со списком)? Чтобы понять Кургиняна, вы читаете все эти книги из списка, а чтобы понять все эти книги - разумеется, ещё другие книги... И так до каких пор? Представляете ли вы себе во что ввязались? Какое число книг следует прочесть? Какое количество жизней вам на это понадобится? И что толку от этого, если после всего вычитанные мысли будут носиться в вашей голове неприкаянными ошметками... Главное для нас не объем знаний - но их связность!
Ну ладно, историки философии, "профессионалы" философии - их задача исчерпывается тем, чтобы держать всё это в голове (и вываливать на студентов). Но вам ведь знания нужны для дела - они должны представлять из себя твердокаменный монолит, - оружие, готовое к бою! Просто "привести всё в какой-то порядок" - этого недостаточно!
Философия не проще физики, но отличается от неё тем, что для постановки и уяснения основных (подчеркиваю, основных!) вопросов большой эрудиции не требуется. Всё, что необходимо, у вас перед глазами, - зорко смотрите - в первую очередь внутрь самого себя, - стремясь уловить "точки бифуркации" - места, где ваша мысль теряет связность, провисает без опоры. Если вы не можете кратко и понятно объяснить философскую мысль - значит либо вы сами ее не понимаете, либо эта мысль имеет отношение вероятно не к философии, а к какой-то более специальной области. (Зенон 25 веков назад сформулировал свои апории, всем миром до сих пор над ними думаем.)
Подвожу итоги:
Итак, с сегодняшнего дня кружок любителей диамата открыт. Присоединяйтесь!
Оригинал статьи:
http://kolchanov.ru/2011/10/02.html